foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

ПЕРЕВОД

Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто избавился от соственнического инстинкта и ложного эго, кто остается невозмутимым и в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто, обууздав чувства и сосредоточив на Мне свой ум и разум, с решимостью отдает себя преданному служению, такой человек очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ

Возвращаясь к описанию чистого преданного стлужения, в этих двух стихах Господь перечисляет духовные качества чистого преданного. Такой преданный при любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и ни к кому не питает вражды. Вместо того, чтобы отвечиать враждуебностью на враждебность, преданный думает: “Этот человек враждует со мной в наказание за мои прошлые грехи. Поэтому, лучше безропотно сносить причиняемые им страдания. В Шримад Бхагаватам 10.14.8 сказано:

Тат те ну кампам са сумкишаманам
Бхунджана эватма критам випакам

“Попадая в беду, или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа. В наказание за прошлые грехи, думает он, я должен был бы страдать гораздо сильнее, чем страдаю сейчас. Только по милости Всевышнего Господа я не получил заслуженного наказания в полной мере. По милости Верховной Личности Бога мне досталась лишь малая толика страданий.”

Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым и терпеливо сносит любые страдания. Преданный также неизменно добр ко всем живым сущечтвам и даже к своим врагам. Нирмама . Он не придает особого значения телесным страданиям, ибо прекрасно знает, что он не является телом. Поскольку преданный не отождествляет себя с материальным телом, у него нет ложного эго и он одинаково спокойно относится и к счастью и к горю. Он терпелив и довольствуется тем, что приходит к нему по милости Верховного Господа. Не ставя перед собой труднодосижимых целей, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Некукоснительно следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом. И, поскольку он обуздал свои чувства, ему присуща непоколебимая решимость. Его никогда не собьют с пути ложные аргументы, ибо ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью осознал, что Кришна - вечный Господь, и ничто не может поколебать его. Все это помогает ему сосредоточить ум и разум на Верховном Господе. Разумеется трудно достичь такого уровня преданного служения, но каждый может подняться на эту ступениь, если будет выполнять правила преданного служения. Более того, Господь говорит, что такой преданный дорог Ему, ибо Господь доволен всем, что тот делает в сознании Кришны.

ЛЕКЦИЯ

В стихе, который мы обсуждали вчера, Дхрува Махарадж молил Господа о том, чтобы получить возможность общаться с возвышенными преданными. И мы также обсуждали, как Господь Капиладева советовал Своей матери обрести привязанность к людям, занятым чистым преданным служением. В этих стихах Бхагавад-гита описывает качества таких возвышенных душ. Бхагавад-гита - это древнейшая книга знаний на земле. Кришна говорит в девятой главе: раджа-видья раджа-гухьям - это знание царь всего знания. Это знание вечно, и постижение его радостно. Это вечное знание. В четвертой главе Бхагавад-гиты Кришна описывает ее историю. Он говорит: “В свое время я поведал это знание богу Солнца Вивасвану. Но с течением времени это знание было утерено, Я снова открываю тебе это знание, поскольку ты Мой друг и Мой преданный” .

Если мы будем регулярно изучать Бхагавад-гиту, мы всегда будем счастливы. Регулярное изучение Бхагавад-гиты поможет нам обрести эти качества. Когда Шрила Прабхупада основал это Движение Сознания Кришны, он от руки написал наставления, и одно из них было, что каждый преданный должен читать Бхагавад-гиту и Шримад Бхагаватам.

В Шри Чайтанья Чаритамрите есть очень знаменитая история о том, как во время Своего путешествия по Южной Индии Он посветил храм Шри Рангам. Там Он увидел одного необразованного брахмана, который сидел перед Бхагавад Гитой. Этот брахман не мог правильно произносить Санскрит. Но, тем не менее, он каждый день садился в Храме у колонны и каждый день декламировал все восемнадцать глав Бхагавад Гиты. Вокруг него собралась толпа людей. И некоторые смеялись над ним, поскольку они знали, что он необразован и просто изображает из себя ученого. И хотя он не совсем правильно произносил шлоки Бхагавад Гиты, в его теле проявлялись все признаки экстаза: волосы на теле вставали дыбом, из глаз текли слезы. Господь Чайтанья увидел, что этот человек испытывает настоящий экстаз. Господь Чайтанья подошел к этому брахману и спросил: “Что в Бхагавад-гите приводит тебя в такой экстаз?” Он ответил: “Я не очень образованный человек, но духовный учитель дал мне наказ читать все восемнадцать глав Бхагавад Гиты каждый день. Поэтому я искренне сижу здесь и страраюсь выполнять приказ своего духовного учителя. Поскольку я неграмотен, я не всегда понимаю значение санскритских слов, и люди собираются вокруг и смеются надо мной. Но несмотря на это я не собираюсь сдаваться. Я буду продолжать исполнять наставления своего духовного учителя. Но значение многих стихов остается для меня непонятным. Но когда я читаю Бхагавад Гиту, и перед моими глазами встает картина, как Кришна, Верховный Господь, становится слугой Своего преданного, слезы наворачиваются у меня на глаза, волосы на теле встают дыбом”. Господь Чайтанья обнял его и сказал: “Ты по-настоящему понял суть Бхагавад-гиты”. И затем в течение четырех месяцев Господь Чайтанья объяснял ему каждый день значение Бхагавад-гиты.

И в коментарии к этой истории Шрила Прабхупада пишет, что это пример того, как брахман выполнял наставление своего духовного учителя читать Бхагавад Гиту каждый день, и в результате этого он получил возможность лично встретиться с Верховным Господом. Подобным образом, мы должны завести себе правило читать Бхагавад Гиту и Бхагаватам каждый день.

Кришна говорит здесь: адвешта сарва бхутанам. Зависть - это глубоко укоренившееся качество живого существа. Когда живое существо испытывает зависть к Господу, оно вынуждено отправляться в духовный мир. Поэтому Кришна говорит: “Освободитесь от зависти”.

В Шри Чайтанья Чаритамрите есть история о преданном, которого звали Амогха. Кем был Амогха? Зятем Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Сарвабхаума Бхаттачарья был убежденным имперсоналистом, который впоследствии стал великим преданным. Но его зять Амогха всегда завидовал Шри Чайтанье Махапрабху.

Однажды, Сарвабхаума Бхаттачарья пригласил к себе Господа Чайтанью на прасад. Сарвабхаума Бхаттачарья со своей женой прислуживали Господу. Супруга Сарвабхаумы Бхаттачарьи подавала Господу различные блюда, а сам он стоял у дверей с палкой, чтобы Амогха не заглянул туда. Каждый день жена Сарвабхаумы Бхаттачарьи готовила огромный пир для Господа, но Господь Чайтанья съедал очень немного. Амогха настолько завидывал Господу Чайтанье, что всякий раз он прикладывал свое ухо к стене, чтобы попытаться найти какую-то ошибку в словах Господа.

В один из дней Сарвабхауме Бхаттачарье пришлось отлучиться от своего поста у дверей, чтобы помочь своей жене что-то принести для Господа. Амогхе тогда удалось войти, и он увидел огромное множество блюд, стоящих перед Господом. Он сказал: “Вы только посмотрите на этого санньяси. Он называет Себя отреченным, но есть больше, чем любой домохозяин”. Сарвабхаума Бхаттачарья с палкой погнался за Амогхой, но не смог догнать его. Там был один преданный, которого звали Гопинатх Ачарья. Он был шурином Сарвабхаумы Бхаттачарьи, а Амогха был зятем. Однажды, Господь Чайтанья встретил Гопинатху Ачарью, и спросил его: “Как дела у Амогхи?” Гопинатха Ачарья ответил: “Он при смерти. Он заболел холерой”. И тогда сострадательный Господь Чайтанья отправился проведать Амогху, который лежал при смерти. Он пришел к нему, положил ему Свою руку на сердце, и сказал: “Покуда в твоем сердце будет зависть, Господь не поселится там”. В результате этого прикосновения Амогха соскочил с кровати, припал к стопам Господа Чайтаньи и начал молить Его о прощении .

В материальной жизни зависть является очень распространенным явлением. В духовной жизни мы должны избавляться от зависти. Адвешта сарва бхутанам означает быть свободным от зависти ко всем живым сущетвам.

Затем майтра . Майтра означает дружелюбие. Преданный является другом для всех. У него нет врагов. В коментарии Шрила Прабхупада объясняет, что даже если кто-то создает преданному трудности, он все равно считает его своим другом. В Одиннадцатой Песне Шримад Бхагаватам описана история о брахмане из Аванти. Этот брахман в свое время был очень богатым. Но в то же время он был большим скупцом. Он не тратил на себя ни копейки и не давал ничего никому из своих родственников. Он не давал денег ни жене, ни детям. Ему нравилось просто копить деньги - он не наслаждался сам и не давал наслаждаться никому другому. В результате этого все его родственники стали его врагами. В Бхагаватам говорится, что если у вас есть деньги, то у вас появляется множество врагов. Во-первых, родственники. Они говорят: “У тебя есть деньги. Поделись с нами!” Затем власти: “У тебя есть деньги? Ты должен с нами делиться. Поэтому плати налоги”. Все пытаются избежать налогов. Затем есть воры. Кого грабят воры? Бедняков? Нет, они обычно грабят богатых людей.

Поскольку этот брахман был таким скупым, все они сговорились против него. Когда он потерял все свое богатство, в начале он был просто потрясен. Он сокрушался: “Я лишился всего, что заработал”. Но затем эта скорбь превратилась в его сердца в отречение. В нем проснулось очень глубокое отречение. Он отправился путешествовать, и куда бы он ни отправлялся, люди смеялись над ним. Когда он собирал пищу как подаяние и садился есть, люди приходили и начинали мочиться на его еду. Люди смеялись над ним: “Посмотрите, он был богачом, а теперь лишился всего и изображает из себя очень отрешенного”. Но это никак не беспокоило этого брахимана. Он продолжал прославлять Господа, несмотря на то, что люди надсмехались над ним. Он никого не обвинял в своих страданиях. Он обвинял только собственный ум.

Итак, преданный - друг всех живых существ, даже если кто-то причиняет ему страдания. Майтри каруна ча. Майтри означает “друг”, каруна означает “сострадателньный”. В Третьей Песне Шримад Бхагаватам, мы говорили об этом, Капиладева говорит своей матери: “Пожалуйста, обрети привязанность к преданным Господа!” Мы все к кому-то привязаны. Мы все привязаны к той или иной деятельности. Метод преданного служения состоит в том, чтобы перенести свою привязанность с чего-то негативного на что-то позитивное. Девахути спросила: “Как распознать трансценденталиста или садху? Господь начал перечислять качества преданного: титикшава каруниках. Титикшава означает сострадательный. Преданный сострадателен по своей природе. Когда Шрила Прабхупада только пытался отправиться на Запад проповедовать, все пытались его отковаривать: “Вам 69 лет. Вы едете в незнакомую страну без денег, без связей”! Но Шрила Прабхупада постоянно думал, как спасти людей.

Преданный исполнен сострадания. Поскольку он очень сострадателен, он старается проповедовать. Преданный не имеет ни малейших сомнений, что материальная жизнь никого не может сделать счастливым. Вы можете прилагать сколько угодгно усилий, чтобы обрести счастье в материально мире, но, в конце концов, ничего не добьетесь. Но даже если вы получите это так называемое материльное счастье, как долго оно будет длиться? Допустим, вы очень красивый человек. Мисс Мира или Мистер Мира. Вы так всю жизнь останетесь Мисс Мира или Мистером Мира ? Все это очень не надолго. Даже если вы станете так называемым успешным человеком, олигархом, кинозвездой, все это не надолго. Если вы хотите обрести настоящее счастье, нужно установить связь с Господом.

Все эти качества развиваются в человеке по мере практики преданного служения. Затем нирмама , отсутствие ложного чувства собственничества. Преданный понимает, что хозяин у всего только один. В материальной жизни нам нравится думать, что мы чем-то обладаем. Поэтому мы хотим использовать все для своих чувственных наслаждений. Шрила Прабхупада объяснял, что сознание Кришны - это очень простая вещь. Нужно просто понять, что Господь является высшим хозяином всего сущего. Преданный понимает, поскольку все принадлежит Господу, все должно использоваться в служении Ему.

Также преданный свободен от ложного эго. Ложное эго является препятствием. Из-за ложного эго мы не предаемся Господу. Из-за ложного эго мы не прислушиваемся к добрым советам. Как можно победить ложное эго? С помощью знания. Подобно тому как солнце рассеивает тьму, знание рассеивает невежество. Ложное эго означает действовать под руководством своего материального ума, а истинное эго значит действовать по руководством гуру и Кришны. Благодаря практики преданного служения вы можете развить в себе все эти качества.

Также преданный невозмутим в счастье и в горе. Он знает, что даже если у него есть какой-то успех, все это временно. Если есть счастье, то оно временно.

Также, как описано здесь, преданный очень великодушен, кшамья. В материальной жизни люди следуют принципу “зуб за зуб”. У нас есть пример Юдхиштхиры Махараджа. Насколько великодушным он был! Во время битвы на Курукшетре Дхритараштра потерял всех своих родственников. Если бы Юдхтштхира захотел, после победы он мог бы просто арестовать Дхритараштру. Но что сделал Юдхиштхира? Он извинился за то, что все его сыновья и внуки погибли и поселил его в роскошном дворце. В добавок он дал ему слуг и все остальное. Он окружил его такой роскошью, что он подумал, что он, в конце концов, стал царем. И только Видура, его брат смог пробудить его от иллюзии. Он пришел к нему и сказал: “Ты живешь за счет тех, кого ты пытался убить!” Юдхиштхира, если бы захотел, мог бы с легкостью отомстить Дхритараштре, но он был очень великодушен и простил его за все.

Есть множество примеров великодушия преданных. У меня есть личный опыт. В 1968 году я отправился со Шрилой Прабхупадой на одну проповедническую программу. Это было в Канаде. После лекции Шрила Прабхупада, как обычно, спросил, есть ли у кого-то вопросы. Шрила Прабхупада читал лекцию в одной христианской школе. Среди собравшихся был один человек, который часто приходил в Храм, но в этот раз он начал сильно оскорблять Шрилу Прабхупаду. Преданные очень рассердились на этого человека, но Шрила Прабхупада оставался невозмутимым. И перед тем, как Шрила Прабхупада должен был уехать из Монреаля, он пригласил к себе этого человека и благословил его. Таким образом, преданный очень великодушен. В коментарии Шрила Прабхупада говорит, что даже если преданного критикуют, он терпеливо сносит это.

Другое качество, которое упоминается здесь - сантушта - удовлетворение. В Четвертой Песне Бхагаватам мы читаем о Прачетах. Они были сыновьями Царя Прачинабархишата, и они совершали аскезы, чтобы удовлетворить Господа. Нарада Муни дал Прачетам очень ценные наставления. Многие известные стихи, которые мы часто цитируем, - это стихи из Четвертой Песни Шримад Бхагаватам. Нарада Муни дает очень простой рецепт:

дайайа сарва бхутешу

сантушта ена кена ва

Если вы хотите удовлетворить Господа, вы должны развить в себе следующие качества. Дайайа, быть милосердным. Сантушта, быть удовлетворенным в любой ситуации. Затем, сарвендрийупашантйа ча. Нужно обуздать свои чувства. Кто может быть удовлетворенным? В материальной жизни кто-то может быть удовлетворенным? Ответ - нет! Но если вы примите духовную жизнь, вы можете быть удовлетворенным в любой ситуации. Преданный остается удовлетворенным в любой ситуации. В материальной жизни всегда буду честь и бесчестие. Не радуйтесь, когда вас хвалят, и не печальтесь, когда вас ругают. Оставайтесь удовлетворенными в любой ситуации.

Затем также самообладание. Нам необходимо иметь самообладание. Затем необходимо занимать свой ум позитивным образом. Здесь в этой главе, Преданное служение, Кришна вновь и вновь говорит о том, что нужно сосредоточить на Нем ум и разум. У нас есть склонность неправильно использовать свой разум. Нет недостатка в разумных людях. Посмотрите, с какой скоростью развивается технология. У людей есть разум. Но для чего они используют свой разум? Его используют не для того, для чего он дан. Кришна говорит: “Посвяти Мне свой ум и разум”. Это становится возможным благодаря практике преданного служния.

В священных писаниях мы часто читаем об этих качествах. Кто-то может сказать: “Этого невозможно достичь!” Но слушая, вы, по крайней мере, обретаете вдохновение идти к этой цели. Бог помогает тем, кто помогает сам себе. Могущество преданного служения таково, что если вы будете пытаться следовать этому методу, постепенно в вас будут развиваться эти качества. Метод бхакти-йоги доступен каждому. Шрила Прабхупада дал нам этот метод очень доступным образом. Господа Чайтанью описывают как самое милостивое из всех воплощений, поскольку он дал этот простой метод, не проводя никаких различий. Этот метод воспевания святого имени доступен каждому человеку. Подобно тому как облака проливают дождь без разбота - и на горы, и на океан, точно также преданные стараются дать это преднное служение всем, не проводя никаких различий. Если мы будем оставаться в обществе преданных, если мы будем пользоваться возможностью общаться с теми, кто находятся на более высоком уровне, если мы будем стараться повторять святое имя внимательно... Повторение святого имени приносит благо в любом случае, но если делать это внимательно, то это приносит большее благо.

Также регулярно читайте книги. Поклоняйтесь Божествам с верой и почтением. И тогда, несомненно, вы сможете победить в себе все анартхи и развить все эти трансцендентные качества. Рупа Госвами описывает, что в начале у человека должно быть желание идти путем духовной жизни. Это желание приводит его в общество чистых преданных и, благодаря такому общению, он обретает духовное знание. И применяя это знание в жизни, он избавляется от анартх, всех нежелательных качеств. В конечно итоге он достигает уровня любви к Богу.

Бхагавад Гита помогает нам понять, что нужно делать, а чего не нужно. Поэтому каждый из нас должен развить в себе привычку регулярно читать Бхагавад-гиту. Я раньше спрашивал вас, кто из вас регулярно читает Бхагавад-гиту, и, к прискорбию, очень немногие подняли руки. По крайней мере, читайте по одному стиху в день и медитируйте на наставления Бхагавад-гиты.

В Бхагаватам мы читаем о том, что когда Господь покинул землю, Арджуна очень опечалился. Арджуна был очень опечален тем, что его вечный друг Кришна покинул землю. Он был очень угрюмым и сокрушался. В нашем обусловленном состоянии невозможно даже представить ту интенсивность чувств, которую испытвают гопи или Арджуна. Арджуна стал вспоминать случаи, когда, по милости Господа он мог совершать удивительные вещи. Но затем он стал вспоминать те наставления, которые Кришна дал ему в Бхагавад-гите. И как только он стал вспоминать эти наставления, он ощутил, что Господь присутствует прямо рядом с ним. И это сразу избавило его от угрюмости, скорби и сожалений. И он почувствовал себя таким же счастливым, как и раньше, когда Господь был рядом с ним. Шрила Прабхупада говорит в коментарии, что подобным образом мы должны медитировать на наставления Кришны в Бхагавад-гите, и мы сможем ощутить присутствие Господа в своей жизни. Но медитировать вы сможете только, если будете читать Бхагавад-гиту. Иначе вы не будете знать, на что медитировать. Поэтому нужно развить в себе привычку читать Бхагавад-гиту каждый день. Это поможет вам достичь душевного равновесия. Это поможет вам оставаться удовлетворенным в любой ситуации.

Эта Бхагавад-гита неотлична от Господа. Точно так же, как святое имя неотлично от Господа, Бхагавад-гита неотлична от Господа. Поэтому для нас должно стать важным принципом регулярно читать Бхагавад Гиту. Конечно, нам всем нравиться распространять Бхагавад Гиту другим, но мы сами также должны ее читать. Это даст вам еще больше вдохновения распространять Бхагвавад Гиту другим.

В стихах, которые мы прочитали сегодня, Кришна объясняет, как стать дорогими Ему. Перед лекцией я спросил, кто из вас хочет стать дорогим Господу, практически все вы подняли свои руки. Если вы хотите стать дорогими Господу, старайтесь развивать в себе эти качества. Харе Кришна!

В. В своей лекции Вы сказали, что когда душа начинакет завидовать Господу, она падает в материальный мир. В какой ситуации могло случиться так, что душа развила эту зависть?

О. Когда живое существо начинает испытывать зависть к Господу, оно вынуждено покинуть духовный мир и попадает в материальный мир. Когда это произошло и как, это не так важно. Это произошло, и мы здесь. Прабхупада часто говорил: “Не думайте, как это произошло. Думайте о том, как выбраться отсюда”. Если у вас пожар, вы не думаете о том, как он загорелся. Вы стараетесь его потушить, а потом будете разбираться, что произошло.

В. Нужно ли прилагать усилия, чтобы достичь успеха в преданном служении.

О. Да. Вы можете прилагать дополнительные усилия. Кришна действительно говорит: “Насколько человек предается Мне, настолько Я его вознаграждаю”. Если Кришна видит, что кто-то старается искренне служить Ему, Он вознаграждает его.

В. Можно ли привязываться к результату проповеди?

О. Несомненно, если вы проповедуете, вы должны стремиться к результату.

В. Вы говорили, что нам нужно соблюдать баланс. Нам нужно читать Бхагавад гиту каждый день, читать Шримад Бхагаватам каждый день. Мы также хотим читать Чайтанью Чаритамриту. Наши духовные учителя просят нас изучать различные вещи. Нам нужно слушать леции Шрилы Прабхупады, лекции гуру. Как найти баланас?

О. Читать Бхагвад Гиту - это обязатально. Шрила Прабхупада сам каждый день читал Бхагавад Гиту. Однажды, в Бомбее он сказал нам, что каждый день читает свою Бхагавад Гиту.

В. Вчера Вы говорили, что очень важно общаться со старшими. Иногда Кришна дает очень много такого общения, и возникает какое-то панибратство. Как этого избежать?

О. Не позволяйте развивать в себе фамилиарность. Конечно, если вы много общаетесь с кем-либо, это может развиться. Это происходило даже с некоторыми слугами Шрилы Прабхупады.

В. Если я выучила стих из Бхагавад Гиты наизусть, достаточно ли просто в течение дня помнить его, или необходимо еще читать?

О. Старайтесь также и читать каждый день.

В. Как Амогха смог избавиться от зависти?

О. Ему выпала огромная удача. Господь Чайтанья положил Свою руку ему на грудь.

В. Почему мы можем потерять вкус к чтению Бхагавад Гиты, и как возобновить этот вкус?

О. Потеря вкуса к чтению Гиты - это очень опасная ситуация. Это значит, что вы теряете вкус к общению с Кришной. Нужно заставлять себя читать. Как ребенок может не хотеть принимать лекарство, но вы просто насильно даете ему лекарство. Во многом нам нужно себя заставлять. Например, вам не хочется повторять джапу. Но вы должны это делать. Заставляйте себя.

В. Вы сказали, что ложное эго заставляет нас забыть о служении Господу, забыть истинное знание. Но в то же время преданный избавляется от ложного эго, получая духовное знание. Как развить это знание?

О. Благодаря чтению, слушанию, медитации. Наста праешв абхадрешу нитья бхагаватам севая - если вы будете регулярно слушать Шримад Бхагаватам, благодаря этому вы можете избавиться от всего неблагоприятного в сердце.

В. На примере брахмана из Южной Индии, люди иногда могут неправильно понять наши мотивы. Иногда случается, что преданные неправильно понимают наши мотивы. Должны ли мы стараться объяснить им наши мотивы?

О. Да, почему нет? Наш настоящий мотив в том, чтобы сделать людей счастливыми. Чтобы избавить их от страданий. Поэтому мы проповедуем.