foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

В стихе, который мы будем читать сегодня, Кумары говорят о том, как увеличить свою привязанность к Господу.

«Чтобы усилить свою привязанность ко Всевышнему, необходимо заниматься преданным служением, вопрошать о Верховной Личности Бога, следовать принципам бхакти-йоги, поклоняться Йогешваре, Верховной Личности Бога, а также слушать и пересказывать повествования, прославляющие Господа. Все эти занятия благочестивы по своей природе.

КОММЕНТАРИЙ: Слово йогешвара можно отнести как к Верховной Личности Бога, Кришне, так и к Его преданным. В «Бхагавад-гите» это слово встречается дважды. В восемнадцатой главе (18.78) Кришна назван Верховной Личностью Бога, Хари, повелителем всех мистических сил (йатра йогешварах кришнах). Кроме того, йогешвара описан в конце шестой главы (6.47): са ме йуктатамо матах. Слово йуктатама относится к лучшим из йогов, преданным Господа, которых тоже можно назвать йогешварами. В рассматриваемом стихе слова йогешвара-упасана означают «служить чистому преданному». Нароттама дас Тхакур говорит: чхадийа ваишнава-сева нистара пайечхе кеба — «Тому, кто не служит чистому преданному, никогда не достичь духовного совершенства». Прахлада Махарадж тоже говорит:

наишам матис тавад урукрамангхрим
спришатй анартхапагамо йад-артхах
махийасам пада-раджо-'бхишекам
нишкинчананам на вринита йават

«Шримад-Бхагаватам», 7.5.32

Мы должны найти прибежище у чистого преданного, который никак не связан с материальным миром и занят исключительно преданным служением Господу. Только тот, кто служит такому преданному, может выйти из-под влияния материальных гун. В этом стихе говорится о необходимости служить лотосным стопам величайшего из йогов, то есть преданного (йогешвара-упасанайа). Служить преданному, достигшему духовного совершенства, — значит слушать, как он рассказывает о величии Верховного Господа. Человек, который слушает рассказы чистого преданного, прославляющие Верховную Личность Бога, становится праведником. Об этом также говорится в «Бхагавад-гите» (7.28): пока человек не станет праведником, он не сможет заниматься преданным служением Господу.

йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
те двандва-моха-нирмукта
бхаджанти мам дридха-вратах

Чтобы достичь уровня преданного служения, необходимо полностью избавиться от оскверняющего влияния трех гун материальной природы. Тому, кто хочет заниматься преданным служением Господу, необходимо прежде всего принять истинного духовного учителя (адау гурв-ашрайам) и, узнав от него о своих трансцендентных обязанностях (сад-дхарма-приччха), идти по стопам великих святых, преданных Верховной Личности Бога (садху-марга-анугаманам). Таковы наставления Рупы Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху».

Итак, чтобы усилить свою привязанность к Верховной Личности Бога, необходимо найти истинного духовного учителя, узнать от него о принципах преданного служения и слушать, как он прославляет Верховного Господа и излагает Его трансцендентное учение. Это укрепит нашу веру в преданное служение и поможет нам развить привязанность к Верховной Личности Бога».

 

Этот стих произнес Санат-кумар, обращаясь к императору Притху Махараджу. Притху Махарадж был осознавшей себя душой, он был воплощением Бога. Однажды четверо Кумаров пришли к нему во дворец. Притху Махарадж принял их очень радушно, омыл им стопы и сказал: «Такие святые, как вы, путешествуют по всему миру для того, чтобы избавлять людей от страданий». Затем Притху Махарадж задал им вопрос: «Пожалуйста, опишите, как можно достичь высшей цели жизни?» Санат-кумар был очень счастлив услышать этот вопрос, так же как мудрецы были счастливы, когда услышали вопрос Парикшита Махараджа – «Что должен делать человек, который стоит на пороге смерти?» Санат-кумар ответил: «О, царь, ты – осознавшая себя душа. Ты знаешь все ответы, но для того, чтобы показать пример, как правильно задавать вопросы святым людям, ты задаешь этот вопрос». Обычно, когда мы встречаем святого человека, мы просим благословения у него – пожалуйста, благословите меня, чтобы я стал богатым. Но в действительности, когда вы встречаете святого человека, его нужно спрашивать о том, как можно духовно развиваться. В этих стихах Санат-кумар отвечает на вопрос, который задал Притху Махарадж. Вчера вечером мы говорили вам о том, что вся жизнь состоит из вопросов и ответов. В материальной жизни люди задают вопросы, в духовной жизни мы тоже задаем вопросы. Итак, здесь Санат-кумар отвечает на вопрос царя и говорит о том, как усилить свою привязанность к Всевышнему. В материальной жизни люди все время стремятся к прогрессу. Если вы студент, вы хотите получить самые лучшие отметки. Если вы работаете в какой-то компании, вы хотите, чтобы вас повысили, или чтобы вас признали. Как же усилить свою привязанность к Господу? Этот тот вопрос, который повсюду задают все искренние преданные. И что говорит Санат-кумар? Он говорит: «Следуя практике преданного служения». Это то, чем мы занимаемся. Мы следуем практике преданного служения. Как мы следуем этой практике? Мы посещаем мангала-арати, повторяем святое имя, общаемся с преданными, слушаем «Шримад-Бхагаватам», следуем другим правилам и принципам, которые нам описали. В английском языке есть выражение «практика приводит человека к совершенству». Если вы в чем-то практикуетесь, вы можете добиться успеха. И соответственно, чем больше вы следуете практике преданного служения, тем в большей степени усиливается ваша привязанность к Господу. Без практики вы не сможете обрести привязанность. Практика преданного служения, которая называется вайдхи-бхакти, очень важна. Вайдхи-бхакти – значит следование правилам и запретам. В Кали-югу никто не любит правила и ограничения, никому не нравится дисциплина, никому не нравится, чтобы ему говорили, что делать. Но эти правила существуют для нашего блага. И мы следуем практике вайдхи-бхакти.

Затем Санат-кумар говорит, что еще нужно для того, чтобы усилить привязанность к Господу - «Вопрошать о Верховной Личности Бога». Просто сказать: «Бог велик» недостаточно. В большинстве религий говорят: «Бог велик», «Аллах Акбар». Но насколько Бог велик? Каковы Его различные качества, каковы Его деяния? Мы часто повторяем «Брахма-самхиту». Чайтанйа Махапрабху очень высоко ценил «Брахма-самхиту». В ней описываются различные качества Господа. Например, говорится: ведешу дурлабхам адурлабхам атма-бхактау - постичь Бога с помощью просто академического изучения Вед очень трудно. Дурлабхам означает «очень трудно». Но тот, кто становится преданным Бога, он может постичь Бога. ангани йасйа сакалендрийа-вритти-манти. У Бога есть такое качество, что любым из Своих органов чувств Он способен выполнять функцию любого другого органа чувств. Вы на это способны? Бог может совершать любое действие любой частью Своего тела. Например, если Ему нужно поесть, Он может поесть глазами, может поесть ушами. Мы подносим пищу Господу, повторяем определенные мантры, через какое-то время забираем тарелку и говорим: «Бог поел». Имперсоналисты критикуют нас: «Посмотрите на этих сумасшедших вайшнавов. Они говорят, что Бог поел, а все осталось на тарелке». Какой наш ответ на это? Бог может есть любой частью Своего тела, Он может поесть глазами и ушами. Если мы с вами попробуем начать есть глазами, то мы, наверное, скоро ослепнем. Если вы будете пытаться есть суп, закапывая его пипеткой в глаза и уши, то, наверное, очень скоро ослепнете и оглохнете. Но Бог может есть ушами и глазами, для Него это вообще не проблема.

Бог вездесущий, Он присутствует везде. Находясь на изначальной планете Голоке, Он, тем не менее, присутствует повсюду. Имперсоналисты говорят: «Если Бог вездесущ, как у Него может быть Его изначальная духовная форма?» Вайшнавы отвечают, что, объяснить это можно на примере солнца, которое находится в одном месте, но повсюду проникает с помощью своих лучей.

Итак, Санат-кумар говорит: «Следуйте практике преданного служения и вопрошайте о Верховной Личности Бога». Каждый день по утрам мы читаем «Шримад-Бхагаватам», вечером у нас лекции по «Бхагавад-гите». А чем мы занимаемся между этими лекциями? Практическим служением. Шрила Прабхупада называл это «сэндвичем преданного служения». Утром «Шримад-Бхагаватам», вечером «Бхагавад-гита», а между ними активное преданное служение. Как обычный сэндвич – там два куска хлеба, а между ними начинка – сыр, помидоры, огурцы, еще что-то. И чем больше вы будете слушать «Шримад-Бхагаватам», тем больше вы будете узнавать о Боге. В Четвертой Песне описано, как Господь явился в образе Притху Махараджа. Притху Махарадж сказал своим подданным: «Прославляйте Верховную Личность Бога, и тогда вы получите все необходимое». О Боге можно узнать очень многое. В Писаниях описано большое количество воплощений Бога. Кто может себе представить, что Бог может явиться в образе рыбы, или в образе вепря, или получеловека–полульва. Когда мы говорим о Господе Нрисимхадеве, некоторые люди могут подумать: «О, это какие-то выдумки. Как возможно, чтобы был получеловек-полулев?» Однажды в Америке был суд. Наши противники пытались дискредитировать сознание Кришны, поэтому они принесли в зал суда изображение Господа Нрисимхадева. Они сказали судье: «Ваша честь, вот это Бог, которому они поклоняются - получеловек-полулев». У большинства людей вообще очень мало знаний о Боге, о том, что существует столько разных тел, о которых можно вопрошать в связи с самоосознанием. Ведические писания очень обширны, очень большие. «Шримад-Бхагаватам» объемное произведение, и «Бхагавад-гита» тоже большое произведение, есть еще «Махабхарата». Если мы будем изучать эти писания каждый день, тогда мы сможем что-то узнать. В действительности, ИСККОН – это образовательное учреждение, здесь учат людей науке о Боге. Что такое настоящее образование? Кришна говорит: «Раджа-видйа, раджа-гухйам». Это знание – царь всего знания». Образование призвано избавить нас от невежества. Для чего мы идем в школу? Для того, чтобы научиться читать и писать, для того, чтобы получать все больше и больше знаний. Нам также нужно изучить науку о Боге, и понять, насколько это глубокое знание. В «Шримад-Бхагаватам» очень много историй. Сейчас мы читаем историю о Притху Махарадже. В каждой из этих историй есть определенная тема и определенный вывод. Так, здесь Санат-кумар говорит, что можно усилить привязанность к Всевышнему, занимаясь преданным служением и вопрошая о Верховной Личности Бога. То есть, недостаточно просто понимать, что Бог велик, нужно понимать конкретно, в чем Его величие, каковы Его качества, каковы Его деяния. В Десятой Песне «Шримад-Бхагаватам» можно прочитать об играх Господа. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «джанма карма ча ме дивйам». «Мое явление, Мои деяния в этом мире трансцендентны, дивйам. Они находятся вне влияния гун материальной природы». Когда Господь явился, он явился в четырехруком образе, на Нем были прекрасные украшения. Он хотел заверить Своих родителей: «Я явился, теперь можно не беспокоиться». Его родители были очень обеспокоены. Когда отец попросил Господа: «Пожалуйста, прими облик обычного ребенка», Господь сразу это сделал. Кто-то слышал, что родился ребенок с четырьмя руками, и весь в украшениях? Когда Господь был еще маленьким ребенком, Он убил множество могущественных демонов. Нам нужно постоянно ходить в спортзал, чтобы накачать мышцы и обрести силу, поэтому сейчас вы видите, сколько везде фитнесс-клубов всяких, спортзалов. Но Господу не нужно ходить в фитнесс-клуб, Он всегда Бог. Недавно я общался с одним высокопоставленным человеком в России. Я спросил у него, как он пришел к сознанию Кришны? Он ответил: «Я прочитал книгу «Кришна». Я прочитал о том, как Кришна убил могущественную демоницу Путану, и сразу понял, что это под силу только Богу. Только Бог способен совершить сверхчеловеческие деяния». Это один из аспектов величия Бога. Поэтому важно понять, насколько велик Бог.

Затем говорится: следовать в своей жизни принципам бхакти-йоги. Бхакти-йога, как вы знаете, это наука преданности Господу. Бхакти-йога - это наука о том, как занять тело, ум и чувства в служении Господу. У Бога есть много имен. Иногда люди думают – какое имя мне дадут, но у нас очень много имен, нет недостатка в именах. Разные имена Кришны описывают Его различные деяния, игры. Например, одно из Его имен – Макханчор, воришка масла. Обычно, если кто-то назовет вас вором, вы готовы убить этого человека, вам это не нравится - «Ты меня вором назвал? Что я украл?» Кришна постоянно воровал масло, но его ни разу не поймали с поличным, потому что Он Бог. Мы читаем описания игр Кришны - как Он открыл рот, и у Него во рту мама увидела всю вселенную. И Санат-кумар говорит: «Применяйте бхакти-йогу в своей жизни». Одно из имен Кришны – Хришикеша. Что значит Хришикеша? Повелитель чувств. Применять бхакти-йогу в жизни означает занимать тело, ум, разум в служении Господу. В «Бхагавад-гите» описаны разные типы йоги: сандхйа-йога - аналитическое изучение материи и духа, гйана-йога, хатха-йога. Это то, чем в наше время все занимаются. И есть также бхакти-йога, наука преданности. Йога означает связь с Богом. Одно из многочисленных имен Кришны – Йогешвара, повелитель йоги. В наше время йога означает выполнять какие-то упражнения, потом получить сертификат в центре йоги Айенгара и начать преподавать йогу. Здесь, в этом зале, есть преподаватели йоги? Мы не против, это хорошая профессия, не переживайте. Но в действительности йога означает метод, как связать свое сознание с Богом. Йога основана на принципе контроля ума и чувств. И здесь говорится - применять бхакти-йогу в своей жизни. Это значит - научиться делать все для Господа. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Что бы ты ни делал, делай это как подношение Мне». Если вы хотите учиться, вы можете это тоже делать для Господа. Вы можете думать: «Я хочу получить образование для того, чтобы доказать всем, что Бог существует, и что ничто невозможно без Бога». Если вы хотите зарабатывать денег, стать большим бизнесменом – нет проблем, можно делать это для Господа. Таким образом, нужно научиться использовать тело, ум и чувства в служении Господу. Нужно слушать и пересказывать повествования, прославляющие Господа.

В конце комментария Шрила Прабхупада говорит, что мы можем усилить привязанность к Верховной Личности Бога, если примем прибежище у истинного духовного учителя и научимся от него методу преданного служения. В нашем Движении сознания Кришны мы следуем всему, чему нас научил Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада, как основатель-ачарйа, занимает особое положение в ИСККОН. Но все, что дал нам Шрила Прабхупада, основано на наставлениях предыдущих ачарйев. Повторение святого имени, слушание о Господе является основой нашей духовной жизни. В Седьмой Песне «Шримад-Бхагаватам» описано, как отец Прахлада ругал его учителей. Хиранйакашипу был в ярости оттого, что сын привязан к его врагу Вишну. Поэтому он стал ругать учителей Прахлады, Шанду и Амарку: «Вы плохо работаете, похоже, вайшнавы тайком пробираются к моему сыну и промывают ему мозги». Учителя ответили: «Господин, мы знаем, что вы великий человек, но мы тоже брахманы, поэтому нас не надо ругать. Мы сами не понимаем, как это происходит. Но не беспокойтесь, мы полностью промоем ему мозги, и он поймет, что ты являешься Верховным Господом». Они старались, как только могли, и были уверены, что теперь мозги у Прахлады промыты. Они сказали Хиранйакашипу: «Теперь вы можете проверить, вы сами убедитесь, что он признает вас Всевышним». Отец усадил сына на колени, погладил его по голове, как обычно отцы проявляют свою нежность к детям, и спросил у него: «Из всего, что ты узнал в школе, что самое лучшее?» И Прахлад описал девять методов преданного служения. Отец так разозлился, что подхватил Прахлада и сбросил его с колен.

Шраванам-киртанам является основой нашей духовной жизни. Практически каждый день мы слышим о важности шраванам-киртанам. Неважно, кто читает лекцию – Махарадж или новый бхакта, основные элементы будут одинаковые. Если вы читаете комментарии Шрилы Прабхупады, то вы, наверное, уже обнаружили, что практически в каждом комментарии Шрила Прабхупада говорит о важности повторения святого имени, слушания о Боге. Потому что это закладывает фундамент нашей духовной жизни. В материальной жизни люди также большую часть своих решений основывают на том, что они услышали и что увидели. Так, многие люди, которые занимаются торговлей на бирже акциями, принимают свои решения, наблюдая за тем, как меняются показатели на экране. Если вы хотите узнать, какая погода в Лондоне, вы смотрите в интернете. Также сейчас устраивают конференции по скайпу. Сейчас людям даже меньше приходится путешествовать на самолетах, они часто устраивают какие-то переговоры по телефону, по скайпу. ИСККОН – это Движение, которое идет в ногу с развитием техники, поэтому у нас в Джи-Би-Си тоже много обсуждений и конференций проходит по скайпу.

Слушая о Господе, мы узнаем о Его славе. Благодаря слушанию о Господе, мы получаем возможность повторять святое имя, слушать святое имя. Слушание святого имени, слушание трансцендентной Кришна-катхи очищает сердце. Мы все признаем, что наши сердца очень сильно загрязнены. И методом очищения сердца является метод шраванам-киртанам. Этот метод работает по всему миру. Сейчас центры ИСККОН существуют практически в каждом уголке мира, у нас более 650 Храмов. Книги Шрилы Прабхупады переведены более чем на 80 языков мира. Недалеко от Австралии есть небольшой остров, я забыл название, там живет всего несколько тысяч человек. На этом острове говорят на китджани, так называется язык. Почему он так называется, не спрашивайте меня, я только знаю название этого языка. Даже на этом языке уже есть книги Шрилы Прабхупады. Я хотел этим показать, что метод повторения святого имени, слушания о Боге работает повсюду. Это является самым важным для каждого преданного. Усилить эту привязанность к Господу возможно с помощью метода шраванам-киртанам, когда мы слушаем святое имя, повторяем святое имя. Но это еще не все. Также нужно слушать лекции, читать лекции, читать книги. И все эти описанные методы вместе помогают нам очистить сердце. Каждый преданный должен стремиться улучшать свои шраванам-киртанам. Когда у вас высокая температура, что вы хотите – чтобы температура снизилась, или чтобы она такой высокой и оставалась? Вы хотите, чтобы этот жар спал, и каждую минуту проверяете градусником, снижается температура или нет. Сейчас у нас всех очень сильная материальная лихорадка, высокая температура, слишком много материальных желаний. Как действуют материальные желания? Обычно так: «Вот только бы мне вот это получить, и я буду полностью счастлив». Когда вы это получаете, вы хотите большего. Подобно тому, как если у вас зуд, вы почешете это место, где зудит, и на какое-то время почувствуете облегчение. Но потом, из-за того, что вы расчесали зудящее место, станет еще хуже. Великие мудрецы объясняют нам, что материальные желания невозможно исполнить, их невозможно удовлетворить. Поэтому не тратьте даром эту ценную человеческую жизнь. атхато брахма-джигьяса – задавайте вопросы о том, как избавиться от страданий материальной жизни. Сознание Кришны учит нас тому, как обрести привязанность к Господу. Иногда кто-то может думать: «О, если я буду жить в соответствии с этими правилами, моя жизнь станет такой скучной». Однажды я проповедовал одному человеку, рассказывал о четырех принципах. Этот человек сказал: «Если эти четыре вещи делать нельзя, тогда какой смысл в жизни, лучше сразу умереть». Бхактисиддханта Сарасвати посылал своих саньяси по всему миру, чтобы они пытались проповедовать сознание Кришны. Один из них отправился в Англию и встретился с очень важным англичанином. Этот человек спросил у свами: «Вы можете сделать меня брахманом?» Саньяси ответил: «Да. Но нужно вот этим принципам следовать». Англичанин сказал: «Тогда не надо». Духовная жизнь - это жизнь в дисциплине. К несчастью, сейчас понятие «духовная жизнь» очень сильно разбавлено, размыто. Большинство людей считают, что духовная жизнь – просто пойти раз в неделю в церковь, в Храм или мечеть, что-то чуть-чуть сделать, и все. Но по сути дела духовная жизнь означает обрести привязанность к Господу и избавиться от привязанности к грехам. Часто люди начинают спорить: «Моя религия лучше, чем твоя религия». Если у вас в доме пожар, то, когда вы вызываете пожарную бригаду, вы будете говорить: «Пришлите мне пожарных только из Ростова», или вам в принципе все равно, кто приедет, главное, чтобы только потушили пожар. Когда вы болеете и идете в больницу, то вы там ставите условия, например: «Я хочу, чтобы меня лечил доктор только из Ташкента». Нет, вам в принципе все равно, вы хотите, чтобы вас просто вылечили. И наша болезнь в том, что мы слишком сильно привязаны к наслаждению чувств, за это мы вынуждены здесь снова и снова испытывать все эти страдания рождения и смерти. Методом сознания Кришны можно воспользоваться в любом месте, ему можно следовать где угодно. Духовное общение дает нам вдохновение идти по пути духовной жизни и следовать практике сознания Кришны. Этот совет Санат-кумара царю Притху Махарадже на самом деле обращен ко всем нам. О чем он говорит? Следуйте практике преданного служения, применяйте принципы бхакти-йоги в своей жизни, вопрошайте о Йогешваре и проявляйте интерес к повторению и слушанию о Господе. Если вы будете делать это, то ваша привязанность к Господу будет усиливаться. Кто-то может сказать: «Ну, пока еще рано, наверное, об этом думать, слишком рано, майа такая сладкая. Куда торопиться? Я знаю, что майа плохая, но лет через 20 я с ней порву. А пока с ней еще поживу». Какой ответ? - «Время никого не ждет. Вы не знаете, сколько вам осталось, и конец может придти в любой момент». И хотя этот метод может показаться аскетичным, в результате его вы можете обрести настоящее счастье. Господь Ришабхадева говорит: «Когда мы совершаем аскезы в служении Господу, предаемся Господу, в результате мы обретаем бесконечное духовное счастье». Также как Притху Махарадж спросил Санат-кумара, как можно достичь успеха в духовной жизни, мы должны задаваться этим вопросом. Когда мы встречаем друг друга, что мы спрашиваем? - «Как дела?» Даже преданные, я уверен, спрашивают друг друга - «Как дела?» Какой обычно ответ? – «Хорошо». Но когда царь Дашаратха, отец Господа Рамы, с кем-то встречался, он всегда спрашивал: «Насколько ты приблизился к Богу, насколько ты продвинулся на пути к Богу?» Когда мы встречаем друг друга, мы должны задавать подобные вопросы – «насколько ты духовно продвинулся?» Мы должны стремиться помогать друг другу, такое должно быть у нас настроение. И Шрила Прабхупада объясняет, что получить это знание можно, приняв истинного духовного учителя и обучаясь у него. Харе Кришна!

 

Вопрос: Спасибо за лекцию. Скажите, пожалуйста, Чайтанйа Махапрабху дал три самых главных аспекта нашей практики – нама ручи, джива-дойа, вайшнава-сева. Могли бы вы подробнее их раскрыть.

Ответ: Нама-ручи означает обрести вкус к святому имени. Вначале у нас нет вкуса, какое-то время у нас был нулевой вкус. Я уверен, что, когда вы первый раз услышали о повторении святого имени, наверняка подумали: это очень скучно должно быть. Но затем, благодаря хорошей карме и общению, вы начали повторять святое имя. Наша цель – чтобы обрести вкус к святому имени. Как у всех у вас есть вкус к хорошему, вкусному прасаду. Нам не нужно обучать вас: «Вы должны полюбить качори и самосы, вы должны испытывать вкус к ним». И подобным образом у вас должен развиться вкус к святому имени, такой же вкус, какой есть у вас к прасаду. Затем вайшнава-сева. Служить вайшнавам – это привилегия. Мы не должны быть в таком настроении: «Я буду служить только гуру, и никому не буду больше служить. Ну, может быть, еще саньяси послужу». Мы должны быть готовы совершать севу служения по отношению ко всем вайшнавам, вайшнави. Господь говорит: «Любой, кто считает себя Моим преданным, не является Моим преданным. Но тот, кто считает себя преданным Моего преданного, вот он по-настоящему Мой преданный». Из всех преданных Господа кто является самым высшим преданным? Это Шримати Радхарани. Она высшая из всех преданных. Наша цель должна быть служить всем вайшнавам и вайшнави. Джива-дойа означает милосердие ко всем живым существам. Как можно проявлять это настроение? Проповедуя. Джива-дойа означает проповедовать, проявлять милосердие к живым существам. Не будьте скупцами. Кто такой скупец? У него есть знания, но он не хочет им делиться с другими. Не нужно думать: «Я спасен, какое мне дело до того, что весь мир идет в ад, мне плевать на это». Старайтесь всех спасать. Если вы будете следовать тому совету, который был в прочитанном нами стихе, то нама-ручи у вас будет увеличиваться.

Вопрос: Хочу поблагодарить от всей души за лекцию, и особенно, за «сэндвич». У нас сейчас достраивается Центр. Скажите, пожалуйста, что нам, ростовским преданным, нужно сделать, чтобы он уже в этом году был построен. И если это приемлемо, благословите на то, чтобы он был построен как можно быстрее.

Ответ: «Сэндвич» - это сказал Прабхупада, это его термин. Я просто повторяю то, что сказал Шрила Прабхупада. Вторая часть вопроса – да, это хороший момент. Мы строим Храм, и этот Храм предназначен для блага всех. Но любой проект возможно осуществить, только когда все будут помогать. Я участвовал в строительстве многих Храмов в Индии и в других странах. Мой опыт показывает, что для того, чтобы Храм был успешно построен, нужно участие всех преданных, все должны принести какие-то жертвы для этого. В данный момент больше всего нам нужна Лакшми-деви, ее благословение. Я скажу очень прямо: каждый из вас может подумать, сколько он может выделить средств для строительства Храма. Вы можете подумать, что вы можете сделать, как можете поучаствовать. Может быть, пойти на какие-то жертвы в чем-то, на чем-то сэкономить, отложить, чтобы эти деньги направить на строительство Храма. И вы можете также вдохновлять своих друзей на подобные шаги. У вас в Храме будут жить Божества Гаура-Нитай и Лакшми-Нрисимхи. В Англии есть такая поговорка, что благотворительность начинается дома. То есть это означает, что каждый из вас, прежде всего, должен поучаствовать здесь, в этом проекте. Все сидящие здесь могут постараться по мере своих возможностей что-то сделать для строительства Храма. Когда мы пытались строить Храм в Москве, очень многие преданные участвовали в этом, даже пожилые матаджи активно включались, участвовали. Было удивительно, сколько преданных принимало участие в этом. Также старайтесь вдохновлять своих друзей. И когда Храм будет построен, вы сможете гордо сказать: «Я строил этот Храм тоже». А иначе Храм построят, а вашего имени не будет в списках участников строительства. Если вы примете участие, то Кришна запишет ваше имя в книгу, в Свой блокнот – «он тоже участвовал». Вы должны продолжать всем напоминать об этом, и сами также должны быть примером. Знаете историю в Десятой Песне? Была одна торговка фруктами. Она ходила и кричала: «Фрукты, фрукты, покупайте фрукты!» Господь был совсем маленьким мальчиком. В то время торговля была меновая, по бартеру. В советские времена тоже практиковалась такая торговля, по бартеру. Когда я первый раз приехал в вашу страну в 1976 году, (наверное, кто-то еще в это время не родился), я привез с собой книги Шрилы Прабхупады и показывал их в разных библиотеках, предлагал им приобрести эти книги. Я посетил все крупные библиотеки в Москве и в Ленинграде (так тогда назывался Санкт-Петербург). Все говорили: «Да, мы бы очень хотели получить эти книги. Но у нас нет валюты. Мы можем в обмен за ваши книги прислать советские научные книги на английском языке. Вы нам пришлите ваши книги, а мы вам пришлем наши книги». Я написал Шриле Прабхупаде: «Есть такое предложение, что нам делать?» Прабхупада сказал: «Ладно, просто отправь им книги». То есть, в вашей стране тоже действовала эта система бартера. Кришна взял зерна в ладошку и пошел к этой торговке, чтобы поменять зерна на фрукты. Пока Он шел, все зерна высыпались у него из ладошки. Но торговка все равно дала ему фрукты. А когда она заглянула в корзинку у себя, что увидела там? В корзине были золотые яблоки. Вы можете сказать: «Это очень выгодное вложение, выгодная инвестиция. Пожертвую несколько сот тысяч рублей, и моя корзина тоже должна наполниться золотыми яблоками». Но этого может не случиться, потому что Кришна знает, что, если нам дать много богатств, мы можем очень сильно погрузиться в майю. Поэтому Кришна держит нас в «черном теле», чтобы мы служили Кришне и не впадали в иллюзию.

Вопрос: Спасибо за лекцию, Махарадж. Вы говорили, чтобы больше привязаться к Господу, нужно принять лотосные стопы духовного учителя, принять прибежище у лотосных стоп духовного учителя. Могли бы больше прояснить – что значит принять прибежище?

Ответ: Принять прибежище у стоп духовного учителя означает следовать его наставлениям. Прибежище у стоп духовного учителя - это не значит, что вы обнимаете стопы, или кладете цветы на стопы, это значит следовать наставлениям.

Вопрос: Можете рассказать о ваших взаимоотношениях с вашим духовным братом Гоура Говиндой Свами?

Ответ: Я очень уважал его, он был возвышенным преданным, очень ученым преданным. Он был очень дорог Шриле Прабхупаде. Он перевел большую часть книг Шрилы Прабхупады на ория, язык Ориссы. Он помог построить Храм в Бхуванешваре.

Вопрос: Мы отказываемся от каких-то вещей, но духовного вкуса у нас еще нет, где черпать вдохновение?

Ответ: Хороший вопрос. В какой-то степени духовный вкус уже есть, потому что, если бы вообще не было духовного вкуса, вас бы здесь не было. Вы были бы дома или где-нибудь на пляже, наслаждались бы хорошей погодой. Но у вас есть вкус. Теперь вопрос лишь в том, как развить этот вкус еще больше. И вот совет, как это сделать, как развить вкус, был дан Санат-кумаром. Это как раз то, что мы все пытаемся делать – развить духовный вкус, но для этого нужно принимать лекарство.

Вопрос: Все ли, кто оставляет тело во Вриндаване, попадают в духовный мир, или можно попасть на райские планеты?

Ответ: В конечном счете, все зависит от вашей деятельности. Если вы жили во Вриндаване и занимались какими-то глупостями, я сомневаюсь, что вы отправляетесь оттуда в духовный мир. Все зависит от действий человека. Умереть можно в любом месте. Если вы занимаетесь преданным служением, то это все равно, что жить во Вриндаване. Ростов - это тоже Вриндаван, если вы здесь прославляете Господа и поклоняетесь Господу. Вриндаван – он «переносной», его можно «переносить». Вриндаван был во Вриндаване, но по милости Кришны и Шрилы Прабхупады теперь он стал «переносным», его можно «принести» в другое место. Любое место, где прославляют Господа, превращается во Вриндаван. Прабхупада говорил, что Храмы в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне на самом деле не находятся в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе или Лондоне, они на Вайкунтхе. Или как помещение, где у нас проходит программа. Это обычное помещение, принадлежащее каким-то людям, непреданным. Но мы используем его для прославления Господа, и они в результате этого получают определенное благо, приобретают в результате благочестие.