foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Харе Кришна!

Я очень рад опять приехать в Москву. Поскольку скоро Карттика, мы подумали, что сегодня мы можем обсудить две Дамодара-лилы Господа.

ПЕРЕВОД

С этого времени пусть наши слова описывают Твои игры. Пусть наши уши слушают о Твоей славе. Пусть наши руки, ноги и другие органы занимаются действиями, приятными Тебе, и пусть наши умы всегда размылшяют о Твоих лотосных стопах. Пусть наши головы предлагают поклоны всему в этом мире, ибо все вещи - это также Твои разные формы. И пусть наши глаза видят формы вайшнавов, которые неотделимы от Тебя.

КОМЕНТАРИЙ

Здесь описан метод постижения Верховной Личности Бога. Это метод бхакти

шраванам киртанам вишну
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма-ниведанам

Все должно быть занято служением Господу. Хришикена хришикешах севанрам бхакти учйате. Все: ум, тело и все чувственные органы, - должны быть заняты в служении Кришне. Это должно быть дано опытными преданными, подобными Нараде Муни, Свайамбхуве, Шамбху. Мы не можем придумать свой собственный путь постижения Верховной Личности Бога. Иначе, все, кем-то произведенное или придуманное, будет вести к непониманию Бога. Такое понимание - йата матха татха патха - глупость. Кришна говорит: "Только выполняя действия в преданном служении человек может понять Меня. Это называется анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама, оставаться занятым благоприятным служением Господу.

ЛЕКЦИЯ

В Нектаре Преданности Рупы Госвами даны множество правил и ограничений. Кто из вас читал Нектар Преданности? Ведические правила: делай то, делай это, не делай то. Иногда люди говорят: "В ИСККОН слишком много правил и ограничений"! Но все эти правила предназначены для нашего очищения. Но в конце Рупа Госвами говорит, что цель всех этих правил и ограничений в том, чтобы привести нас на уровень, где мы будем всегда помнить Кришну и никогда не забывать Кришну.

В Бхагавад-гите Кришна говорит: ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам-намаскуру, - всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и приноси Мне свои поклоны. Во всех наших писаниях говорится, насколько важно сосредоточить свой ум на Кришне.

Когда Господь Чайтанья Махапрабху странствовал по Южной Индии, он встретил великого преданного Рамананду Рая. Тогда Он задал Рамананде Раю ряд вопросов. Преданный хочет прославлять Господа, Господь хочет прославлять Своего преданного. Именно поэтому Господь задал ему множество вопросов.

Подобным образом, когда Бхишмадева оставлял этот мир, рядом с ним был Кришна, Пандавы, множество полубогов. Кришна сказал Юдхиштхире: "Спроси у Бхишмадевы, в чем обязанности цивилизованного человека". Кришна мог бы Сам ответить на этот вопрос. Но Кришна хотел показать, что Его преданный всегда сохраняет ясность сознания. Даже когда преданный находится в трудной ситуации, он сохраняет власть над своим умом. Мы видели, как Шрила Прабхупада находился в плохом физическом положении, он продолжал переводить книги.

Итак, Господь Чайтанья задал Рамананде Раю ряд вопросов. Один из этих вопросов был такой: "О чем должно думать каждое живое существо"? Рамананда Рай ответил: "Оно должно думать о святом имени Господа, качествах Господа, играх Господа. Таким образом, нам нужно медитировать на игры Господа.

В материальной жизни люди любят слушать о скандалах, связанных с кинозвездами, спортивными звездами, политиками. Но преданным нравится слушать о Господе и его преданных. Одна из этих знаменитых игр Господа - это Дамодара-лила. Преданные очень наслаждаются, слушая эту лилу.

В Десятой Песне Вьясадева описывает различные игры Господа. В начале он описывает детские игры Господа. Мы должны понять, что одна из характеристик Господа в том, что Он ачьюта, непогрешимый. Он также  ачинтья, непостижим. Другими словами, Господь может делать то, что мы не можем. Господь может пропустить слона сквозь игольное ушко. Вы можете это сделать? Но Господь может сделать это с легкостью. Все планеты плавают в пространстве и поддерживаются на своих орбитах по воле Господа.

Вьясадева в начале описал детские игры Господа. Когда Кришна начал совершать Свои детские игры, Бриджабаси были просто изумлены. Они никогда не видели, чтобы маленький мальчик убивал столько могущественных демонов. Этих демонов послал Камса, потому что ему поступила информация, что Господь уже явился. Когда Кришна убил всех этих демонов, бриджабаси собрались вместе. "Кто этот мальчик? Может быть, Он полубог? Может быть, Он сам Нараяна? Похоже, Он получает особые благословения от Бога"!

Бхактивинод Тхакур объясняет, что Кришна убил много демонов, но двадцать два из них были особо могущественными. Но, слушая описания о том, как Кришна убивал различных демонов, мы избавляемся от различных анартх.

Мама Яшода сама слышала о том, как Кришна убивал этих могущественных демонов. У Мамы Яшоды и ее мужа Нанды Махараджа было девятьсот тысяч коров. В то время богатство человека оценивали по тому, сколько у него коров, и сколько у него земли. Сегодня чем измеряют богатство людей? На какой машине он ездит. Какой марки одежду он носит. Есть ли у него часы Роллекс. Где он живет.

Соседки-гопи часто жаловались Маме Яшоде. Твой сын приходит и ворует из наших домов масло и йогурт. И он ворует не только для Себя, но и раздает все это обезьянам. Мама Яшода говорила: "У вас есть доказательства, что мой сын ворует"? Но соседкам нечего было сказать. Одно из имен Кришны - Воришка масла, макханчор. Макха означает "масло", чор означает "вор". Обычно, если назвать кого-нибудь вором, он оскорбится. Если вы кого-то назовете вором, он бросится на вас с кулаками. Но преданные называют Кришну Воришкой масла. Но Кришна Бог, поэтому Его явления и деяния трансцендентны. И тот, кто постигает эту истину, освобожается от рождения и смерти.

Итак, гопи регулярно приходили и жаловались, что ее сын ворует масло. "Даже когда мы прячем горшки в темноте, Ему удается приходить и воровать". Мама Яшода говорила: "Как Он может видеть в темноте"? Они отвечали: "Его украшения так сияют, что Он видит, где находятся масло и йогурт". Мама Яшода говорила: "Хорошо. Я сниму с Него все эти украшения, и Он не сможет видеть масло и йогурт в темноте". Тогда гопи говорили: "Нет, не делай этого".

Старшим гопи очень нравились отношегия Кришны с Его мамой. Хотя у них у самих были сыновья, они также хотели, чтобы Кришна был их сыном. С одной стороны, Мама Яшода защищала Кришну. Она говорила: "Зачем моему сыну воровать у вас"? Но, с другой стороны, в ее сердце было некоторое сомнение: "Может быть, у соседок масло лучше, чем у меня? Может быть мой сын ворует у них масло и йогурт, потому что они вкуснее, чем у меня"?

Шримад Бхагаватам начинает описание Дамодара-лилы с того, как Мама Яшода взбивает йогурт, медитируя на различные игры Господа. Взбивая йогурт, она вспоминала детские игры Господа. До этого Кришна уже убил нескольких демонов, и Мама Яшода пела песню, в которых описывались эти деяния Господа. Когда мы делаем какое-то служение, мы можем воспевать. Мама Яшода показала очень хороший пример. Она сбивала масло и при этом пела, прославляя детские игры Кришны. Подобым образом, во время служения мы можем воспевать.

Хороший пример этого был, когда Господь Чайтанья и Его преданные убирали Храм Гундича. Гундича это имя жены Царя Индрадьюмны. После Ратха Ятры Господь Джаганнатха остается отдохнуть в храме Гундича. Перед приходом Господа Джаганнатхи Господь Чайтанья и Его спутники организовали крупную гундича-марджанам, уборку храма.

Преданные подносили сотни и сотни воды. Господь Чайтанья лично показывал им, как мыть потолок, пол и стены храма. Сам Господь Чайтанья следил за тем, кто соберет больше грязи, а кто меньше. Тем, кто собирал больше грязи, Господь Чайтанья говорил, чтобы они научили других. И во время этой уборки никто не произносил ничего, кроме Харе Кришна маха-мантры. Телом они совершали служение, а языком повторяли Харе Кришна мантру. Шрила Бхактисиддхантаджи объясняет, что уборка храма олицетворяет очищение нашего сердца, которое мы должны совершить. Точно так же, как Господь Чайтанья и Его спутники отскребали грязь, мы также должны вычистить грязь из наших сердец.

Точно так же, как преданные Господа Чайтаньи мыли храм и одновременно воспевали святое имя, Мама Яшода сбивала масло и пела об играх Господа. Мама Яшода сбивала масло, и в это время пришел ее сын, чтобы попить молока из ее груди. Она позволила своему сыну попить молока, и при этом она думала об играх Господа. В то же время на плите у нее кипятилось молоко, чтобы впоследствии превратить его в йогурт и затем приготовить из него масло. Когда молоко начало убегать, ей пришось спустить Кришну с колен и снять молоко с плиты.

Представьте себе сцену: Мама Яшода спускает Кришну с рук и бежит убирать горшок молока с плиты. Маленький Кришна очень рассердился. Он сосет молоко, но Его мама бросает Его и бежит снимать молоко с плиты. В гневе он разбивает горшки и начинает есть свежее масло и раздавать его обезьянам. Когда мама вернулась, она увидела, что горшок разбит, а Кришны нет. Кришна убежал с этим свежим маслом. Но мама Яшода могла понять, куда пошел ее сын. Повсюду было разлито масло, и следы Кришны показывали, куда Он пошел.

Кришна сидел на перевернутой деревянной ступе и раздавал йогурт и масла своим друзьям обезьянам. Кто из вас совершал Говардхана-парикраму? Во время Говардхана-парикрамы вы тоже раздаете обезьянам бананы и сушеный горошек. Если вы бросите что-то одной обезьяне, сразу набежит сотня.

Кришна сидел на ступе и раздавал йогурт и масло обезьянам, но Он знал, что скоро придет мама, и Ему достанется. Поэтому Кришна постоянно оглядывался по сторонам. Он знал, что Ему достанется. Затем Он увидел, что мама приближается к Нему с палкой. На самом деле, поймать Господа очень непросто. Даже могущественные йоги не могут понять Господа. Вы можете путешествовать со скоростью ума. Вы знаете, как быстро может перемещаться ум? Вы можете сидеть в Москве, а ваш ум может за секунду оказаться в Нью Йорке. Даже двигаясь со скоростью ума, вы не можете поймать Господа.

 

Господь увидел, что Его мама приближается с палкой, чтобы наказать Его. Мама Яшода думала: "Кришна мой сын. Я поймаю и накажу Его". Когда Кришна увидел, что Мама Яшода приближается к Нему с палкой, Он начал удирать. В конце концов, Мама Яшода схватила Его за руку. В правой руке она держала палку, а в левой держала Кришну за руку.

Но затем она увидела, что ее сын очень испугался палки. Что тогда сделала Мама Яшода? Она выбросила палку. Она подумала: "Я не буду Его бить. Я просто свяжу Его, чтобы Он получил урок на будущее". Она просто хотела напугать своего сына. Она не хотела Его по-настоящему бить. Она получала столько жалоб, и теперь она сама увидела, как Он разбил горшки, ей захотелось Его наказать.

Мама Яшода подумала, что вместо того, чтобы отшлепать Его палкой, она Его просто свяжет. Она взяла где-то метровую веревку и постаралась связать Кришну. Но когда она попыталась связать Кришну, она обнаружила, что веревка на два пальца короче, чем нужно. Она не могла понять, почему. Кришна был маленьким мальчиком, и веревки должно было быть достаточно, чтобы связать Его. Тогда она взяла еще одну веревку и привязала ее к первой. Но в результате веревка опять оказалась короткой. Она привязала третий кусок веревки. Она собрала все веревки, которые были у нее в доме, связала их вместе, так что общая длина веревок была несколько десятков метров. Кришна был всего лишь маленьким мальчиком, но длины всех связанных веревок опять не хватало на два пальца.

Когда Мама Яшода старалась связать Кришну, все старшие гопи собрались и начали смеяться над Яшодой. "Она ни на что не годится! Она не может даже связать маленького ребенка"! Маме Яшоде было очень стыдно. Она вспотела от усилий, и испугалась, что же происходит. Тогда Кришна решил: "Пусть мама Меня свяжет. Она уже так долго пытается это сделать". И тогда ей удалось связать Кришну.

Мы должны правильно понимать значение того, что веревка была на два пальца короче. Ачарьи объясняют это так. Один палец означает, что преданный должен прилагать усилия, если он хочет понять Бога. Ничто невозможно без приложения усилий. Если вы хотите понять Бога, вы должны пойти на каки-то жертвы. Рупа Госвами говорит: "Мой дорогой друг, какую цену бы тебе не пришось заплатить, заплати ее, и стань сознающим Кришну".

Второй палец представляет собой то, что если вы будете прилагать усилия, то по милости Господа и Его преданных вы сможете понять Господа. Итак, что олицетвовяют собой два пальца? Первый наши усилия, а второй милость Господа. Только таким образом это возможно.

Итак, Мама Яшода привязала Кришну к ступе. В свое время Нарада Муни проклял двух сыновей Куверы. Даже если святой проклинает, он делает это на благо преданного. Все, что делает святой, он делает это на благо преданного. Почему Нарада Муни проклял Налакувару и Манигриву? Они были пьяны, и даже забыли о вайшнавском этикете. Пьяные, они стояли обнаженными перед Нарадой Муни. Нарада Муни проклял их, чтобы они стали деревьями, но не в обычном городе, а во дворе у Нанды Махараджи. Но он сказал, что по исходу ста лет полубогов они встретятся с Господом лицом к лицу.

Господь вспомнил обещание, которое дал Его преданный Нарада. Господь всегда исполняет обещания, данные Его преданными. Какое одновременно проклятие и благословение дал Нарада Муни? Стать деревьями. Деревья обнаженные. Но затем, по истечении ста лет полубогов вы сможете увидеть Господа.

 

Господь был уже привязан к ступе. И Господь вспомнил обещание, которое Нарада Муни дал Налакуваре и Манигриве. Господь был привязан к ступе рядом с деревьями Арджуна. Господь пополз с привязанной за Ним ступой. Она застряла между деревьями, и Он дернул за веревку. Вы можете себе представить эту картину? Когда ступа застряла между деревьями, Господь потянул за веревку, и деревья повалились на землю. Они упали прямо в паре сантиметров от того места, где ползал Кришна. Эти деревья рухнули с оглушительным грохотом. Нанда Махарадж был неподалеку. Он прибежал: "Что случилось? Ураган"? Мама Яшода была на кухне. Она тоже выбежала: "Слава Богу! Мой сын спасся! Что было бы, если бы деревья упали на моего сына! Он бы погиб"!

Нанда Махарадж спросил: "Как эти деревья упали? Это были такие крепкие деревья! Они росли сто лет полубогов! Как они могли так внезапно упасть? Может быть, был ураган"?  Но пастушки сказали: "Нет, это твой сын свалил эти деревья". Нанда Махарадж сказал: "Мой сын? Вы что, шутите? Как маленький мальчик мог повалить такие огромные деревья? Нет, наверное, был ураган, и вы просто шутите". Они сказали: "Нет, мы не шутим".

Из этих деревьев появились два сына Куверы: Налакувара и Манигрива. Они поклонились Господу. Они сказали: "По милости Твоего великого преданного Нарады мы получили возможность встретиться с Тобой лицом к лицу". И затем они вознесли вот эту молитву. Они сказали: "Отныне". "Отныне" значит "с этого момента". Они сказали: "Отныне, пусть наши речи всегда прославляют Тебя".

Язык играет важную роль в нашей духовной жизни. С помощью языка можно либо заниматься праджалпой, либо обсуждать кришна-катху. Бхактисиддхантаджи объяснял, что язык, желудок и половые органы находятся в теле на одной линии. Поэтому, если вы научились контролировать язык, вам будет легче контролировать и другие органы.

"Пусть наши уши всегда слушают описание Твоего трансцендентного величия. Пусть наши руки и ноги всегда будут заняты в служении Господу". У вас есть руки и ноги. Используйте ноги для того, чтобы ходить в Храм Господа или ехать на своем Мерседесе в Храм. Главное, используйте их для того, чтобы приехать в Храм. Используйте руки для того, чтобы убирать Храм, как это делал Господь Чайтанья, когда убирал Храм Гундича.

"Пусть наши умы всегда думают о Твоем безграничном величии". Налакувара и Манигрива признали, что в прошлом они совершали ошибки. Но теперь они обещают Господу, что больше не будут повторять эти ошибки. Подобным образом, до того, как придти в сознание Кришны, мы все совершили много ошибок. Но сейчас, когда вы получили духовное знание, вы должны стараться не повторять эти ошибки. Джада Бхарата помнил, что совершил ошибку, когда был Царем Бхаратой. Он привязался к оленю. Затем, когда он родился в семье брахманов, он решил не повторять своих ошибок и притворился глухонемым. Мы также должны быть решительно настроены не повторять ошибки, которые совершили в прошлом.

Когда Нанда Махарадж увидел, что его сын привязан к ступе, он сказал: "Кто это сделал"? - и развязал Его.

Я вкратце описал это. В Дамодара-лиле есть две части. Обе эти части относятся к Дамодара-лиле. Первая часть - это как Мама Яшода связывает Кришну. Вторая часть - это как Кришна, привязанный к ступе, повалил деревья Арджуна.

Однажды, одна женщина продавала яблоки. Она кричала: "Кто-то хочет яблок? Покупайте яблоки"! И маленький Кришны вышел, держа в руке неколько зерен, чтобы купить яблок. Тогда была торговля естественного обмена. Когда я приехал в вашу страну в 1976 году, я представлял книги Шрилы Прабхупады разным библиотекам. Они сказали: "Нам очень нравятся ваши книги, но мы не можем заплатить. Поэтому мы предлагаем обменять их на советские книги. Мы можем дать вам научно-техническую литературу на русском. Но мы хотим получить ваши книги". Я написал Прабхупаде и спросил: "Что делать"? Прабхупада написал в ответ: "Тогда пошли им эти книги бесплатно".

Во времена Кришны также существовала эта система естественного обмена. Кришна взял в руку горсть зерен, чтобы поменять их на яблоки. Но когда Он добрался до женщины, все зерна из Его ладошки выпали. Но женщина все равно дала Ему яблок. Ее пленила красота Кришны. Но когда она заглянула в свою корзину, она увидела, что та полна золотых яблок. Если вы что-то отдаете Кришне, вы ничего не потеряете.

Медитируйте на эти три лилы Господа. Старайтесь читать хотя бы одну главу "Книге о Кришне" каждый день. Таким образом вы будете расширять свой духовный кругозор. Харе Кришна!

В. На нашем уровне легче медитировать на наше служение. Можно ли это делать?
О. Хороший вопрос. Да, вы можете медитировать и на служение. Это тоже очищает. Думайте о том, как вы можете улучшить свое служение, как можно распространять больше книг, как спасти больше обусловленных душ, как сделать весь Ярославль сознающим Кришну.

В. Важно ли медитировать на детали различных кришна-лил?
О. Это ваш выбор. Сколько можете, столько и помните.

В. Каким образом можно всегда помнить Кришну и никогда не забывать Кришну?
О. Ключ к успеху - всегда внимательно повторять святое имя. Если вы будете повторять свою джапу, то есть хороший шанс, что вы будете делать вишну сманарам, помнить о Кришне. В описании девяти методов преданного служения в начале идут шраванам и киртанам.  Третье - это вишну-смаранам. Если вы хорошо будете совершать шраванам-киртанам, то вишну-смаранамш тоже станет возможным. И также старайтесь размышлять над тем, что вы читаете в книгах.

В. Можем ли мы медитировать на истории санкиртаны?
О. Конечно! Это одна из лучших форм медитации. Медитируйте на то, как Книги Прабхупады спасают обусловленные души. Занимайте ум позитивным образом. Это включает в себя размышлять об играх Кришны, играх Господа Чайтаньи, играх Шрилы Прабхупады, играх разных возвышенных преданных, наставлениях Господа в Бхагавад Гите, историях санкиртаны, Божествах Господа, которые вы видите в разных храмах. Это очень большое поле для медитации.

В. Мы находимся на очень низком уровне сознания Кришны. Может наше памятование быть оскорбительным и как этого избегать?
О. Не нужно ничего выдумывать. Просто принимайте истории такими, как они изложены в писаниях.

В. Почему, несмотря на то, что Налакувара и Манигрива видели Кришну, они ушли на райские планеты, а не в духовный мир?
О. Они увидели Кришну и отправились на райские планеты, чтобы там совершать преданное служение. Но, в конце концов, они вернулись к Богу.

В. Как мы можем понять, улучшается ли наше служение или ухудшается?
О. Смотрите, привязываетесь ли вы к святому имени, к шастрам, к преданному служению и пользуетесь помощью других старших преданных. Подобно тому, как, когда вы больны, вы идете к врачу, обращайтесь к старшим преданным, которые смогут оценить, насколько вы духовно развиваетесь.

 

В. Если Карттика это месяц, посвященный Шримати Радхарани, почему мы обсужаем эту Дамодара-лилу?
О. Да. Дамодара-лила произошла в день Дипавали, который приходится на Карттику.