foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны для Joomla 3 здесь

В ИСККОН мы очень удачливы, что у нас есть столько разных фестивалей. Когда Шрила Прабхупада основал это движение, он организовал фестивали в Маяпуре и Вриндане. Маяпурско-Вриндаванский фестиваль начался с небольшой группы участников, но теперь он расширился. В этом году в Маяпуре было около 12,000 преданных. Подобным образом, Черноморский фестиваль начался в 1999 году. Там было около 300 преданных. В этом году было более 6000 преданных. Преданные любят участвовать в фестивалях. Почему? Потому что они получают духовное общение. И благодаря духовному общению они могут духовно развиваться.

Даже во времена Господа Чайтаньи устраивали регулярные фестивали. Господь Чайтанья организовывал фестиваль Пани-хати. Цель духовных фестивалей в том, чтобы дать нам духовное общение. В материальной жизни тоже есть фестивали, но в чем разница между ними? Цель одного - забыть о Боге, цель другого - вспомнить о Боге. Как на этом фестивале Садху-санга, который только закончился, было много шраванам и киртанам. А какова цель шраванам-киртанам? Они приводят нас к вишну-смаранам. В Нектаре Преданности Рупа Госвами говорит, что цель всех правил и ограничений состоит в том, чтобы привести нас на уровень, когда мы всегда будем помнить Кришну и никогда не забывать Кришну. И для того, чтобы достичь нашей цели, кришна-премы, мы должны построить свою жизнь так, чтобы она была наполнена шраванам и киртанам. Шраванам-киртанам постепенно помогут нам обрести любовь к Богу. Поэтому преданные ждут возможности участвовать в фестивалях. Мы очень рады, что по всему миру преданные любят участвовать в духовных фестивалях.

Сегодня я выбрал для обсуждения стих из Четвертой Песни Шримад Бхагаватам. Это очень знаменитый стих из Шримад Бхагватам, связанный с Дхрувой Махараджем. Это стих 4.8.22.

ПЕРЕВОД

Мой мальчик, тебе также следует искать покровительства Верховного Господа, который так добр к Своим преданным. Все, кто стремятся обрести освобождение и разорвать заколдованный круг рождений и смертей, укрываются под сенью лотосных стоп Господа, посвятив себя преданному служению Ему. Очистившись в процессе выполнения своих предписанных обязанностей, помести Верховного Господа в свое сердце и непрестанно служи Ему, не отвлекаясь ни на что другое.

КОМЕНТАРИЙ

Система бхакти-йоги, о которой Царица Сунити расскззала сыну, является общепринятым методом познания Бога. Человек может исполнять свои обязанности и в то же время хранить память о Верховной Личности Бога в своем сердце. Такое же наставление получил и Арджуна в Бхагвад Гите: "Продолжай сражаться, но ни на мгновение не забывай обо Мне". Это должно стать девизом каждого человека, стремящегося достичь совершенства в сознании Кришны. Царица Сунити сказала сыну, что Верховного Господа называют Бхритья-ватсала, имея в виду, что Он очень добр к Своим преданным. Она сказала: "Оскорбленный мачехой, ты прибежал ко мне весь в слезах, но я ничем не могу тебе помочь. Однако, если ты обратишься к Кришне, ты увидишь, что Его любовь и нежность к Своим преданным превосходят любовь тысяч матерей, подобных мне. Кришна помогает преданному даже тогда, когда никто другой не способен облегчить его страдания".

Вместе с тем Царица Сунити предупредила сына, что приблизиться к Кришне совсем непросто, и что многие мудрецы, достигшие высокого уровня самоосознания ищут этот путь. Давая свой совет, Царица Сунити исходила также из того, что Дхрува Махарадж был всего лишь маленьким мальчиком пяти лет отроду. Поэтому он не мог расчитывать на то, чтобы очиститься, идя путем карма-канды. Что же касается метода бхакти-йоги, то им может воспользоваться человек любого возраста, даже ребенок, которому нет еще и пяти лет. В этом заключается особое преимущество бхакти-йоги перед всем прочими методами. Поэтому Сунити посоветовала сыну не тратить время на поклонение полубогам или другие духовные практики, а обратиться за помощью прямо к Верховной Личности Бога, пообещав Дхруве, что результат превзойдет все его ожидания. Когда человек посвящает себя Верховной Личности Бога, он без особого труда преодолевает все препятствия и во всем добивается успеха.

ЛЕКЦИЯ

Прекрасные стих и коментарий! Не правда ли? Этот стих произнесла Сунити. К кому она обращается? К своему сыну Дхруве. Дхрува был мальнким мальчиком. Он был сыном царя, которого звали Уттанапада. Он был могущественнм царем и у него было две жены. Одну звали Сунити, а другую Суручи. Но его более привлекала Суручи. У Суручи был сын по имени Уттама. Однажды царь сидел со своей женой Суручи на троне, и на колене у него сидел сын Уттама. И когда Дхрува увидел, что Уттама сидит на колене отца, он захотел сесть на другое колено, и он попытался сделать это. Но его мачеха не могла этого вынести. Она стянула его с колена отца и сказала: "Только если тебе выпадет удача родиться из моего чрева, тогда ты сможешь сидеть на коленях царя".

Отец должен был отчитать ее, но он не сделал этого. Он просто вытерпел, то что Дхруву отругали в его присутствии. По сути дела, она сказала, что ему нужно умереть, и если ему выпадет удача родиться из ее чрева, он сможет сидеть на коленях своего отца. Дхрува, будучи мальчиком пяти лет от роду, очень обиделся. Ведь в его жилах текла кровь кшатрия. Поэтому он очень обиделся. Мачеха кричала так громко, что даже слуги во дворце услышали это. Если вы хотите сделать кому-то замечание, вы можете сделать это наедине и очень мягко. Но она так резко отругала Дхруву, что все слуги слышали это.

Когда Дхрува добрался до своей матери, она уже обо всем знала. Она сказала: "Я не могу ничего поделать. Я беспомощна". И она дала сыну совет. В действительности, Шримад Бхагаватам полна духовных историй. Господь Чайтанья дал пять важных наставлений Санатане Госвами. В действительности, он перечислил шестьдесят четыре принципа, которым нужно следовать. Но затем Он подвел итог, обобщив эти правила в пяти. Он сказал: "Если ты будешь следовать этим пятия. то это будет так же хорошо, как следовать остальным шестидесяти четырем".

Какие это пять принципов? Первый - это садху-санга. Затем нама-киртан. Следующий - слушание Шримад Бхагаватам. Слушать и читать Шримад Бхагаватам очень важно, если вы хотите духовно развиваться. Четвертое - это поклоняться Божествам с любовью и преданностью. Пятое - жить в святой дхаме.

В Шримад Бхагаватам восемнадцать тысяч стихов. С Первой Песни по Двенадцатую в Шримад Бхагаватам много различных историй. Но это не какие-то мирские истории. Это не выдумки и не сказки. Это древнии события, которые описывают реальные события, которые происходили в истории вселенной. Некторые из историй также происходили в различные эпохи. Например, в Шестой Песне вы читаете историю об Аджамиле. Махарадж Парикшит услышал описание адских планет. Вайшнав - пара-духкха-духкхи - видя, что другие страдают, он тоже испытвает страдания. Поэтому он захотел узнать, как люди могут спастись от ада. И также он хотел узнать, как люди могут избавиться от этой склонности совершать грехи. Он привел пример слона, который принимает омовение, а затем выходит на берег и вновь садится в грязь. Поэтому он спросил у Шукадевы Госвами, как избавиться от этой склонности грешить, вместо того, чтобы грешить и каяться, грешить и каяться.

В ответ Шукадева Госвами скахзал: "В древних Пуранах я слышал следующую историю". И затем он начал рассказывать историю об Аджамиле. Уже пять тысяч лет назад эта история была названа древней. Нам очень повезло, что, читая Шримад Бхагаватам, мы узнаем об историях, которые происходили тысячи и тысячи лет назад. Ни в коем случае мы не должны думать, что эти истории - выдумки или сказки. Все эти истории происходили в реальности. И, слушая эти истории, мы очищаемся. Поскольку главной темой Шримад Бхагаватам является чистое преданное служение, у всех этих историй одно и то же послание: нам нужно встать на путь чистого преданного служения.

Дхрува Махарадж был очень обижен тем, что его оскорбила его мачеха. Он чувствовал себя очень оскорбленным. Но его мама дала ему очень хороший совет: "Прими прибежище у Личности Бога". Кришна объясняет в Седьмой Главе Бхагавад Гиты, что люди приходят к Нему в четырех обстоятельствах. Чатур-виддха бхаджанти мам. Какие эти четыре фактора? Те, кто страдают, любознательные, ищущие подлинного знания и те, кто хотят денег. Но вы, преданные не хотите денег. Поэтому я даже не стал это упоминать. Я знаю, что сочинские преданные очень отреченные. Кришна говорит, что все четыре категории благочестивы, но тот, кто предается Ему, ища знание, - лучше всех.

Итак, Сунити говорит своему сыну: "Прими прибежище у Личности Бога. Он очень добр к Своим преданным". Что Кришна говорит в Бхагавад Гите: "Арджуна, объяви всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет". Кришна добр ко всем. Господь поддерживает даже атеистов. Не правда ли? Кришна поддерживает даже атеистов, которые ругают Его. Но Он особенно добр к Своим преданным. В истории мы видим случаи, когда преданным Кришны приходилось сталкиваться со многими трудностями. Кто-то может подумать, что теперь, когда я стал преданным Кришны, все будет происходить по моему плану. Все, к чему я прикоснусь, будет обращаться в золото. Так происходит? Так тоже может быть, но если нет, не расстраивайтесь. Если мы посмотрим в историю, мы увидим, что стольким дорогим преданным Господа приходилось преодолевать трудности. Пандавам приходилось преодолевать трудности. Тысячи лет назад Прахладу приходилось преодолевать трудности. Совсем недавно, пятьсот лет назад, Харидаса Тхакура протащили по двадцати двум базарным площадям. И совсем недавно, на примере жизни Шрилы Прабхупады, мы видели как ему приходилось преодолевать трудности. Как ему приходилось переезжать с одного места на другое.

В свое время Шрила Прабхупада перевел всю Бхагавад Гиту. В то время у Шрилы Прабхупады не было никаких помощников. Он сам от руки написал перевод Бхагавад Гиты. Он искал кого-то, кто мог бы профинансировать издание этой книги. В конце концов, он встретил человека, который дал ему надежду, что может профинансировать его рукопись. Но, когда он вернулся в Калькутту, он обнаружил, что рукопись пропала. Кто-то ее продал на макулатуру. У другого бы случился инфаркт. Но Прабхупада не упал духом. Напротив, он воспринял это как возможность заново перевести Бхагавад Гиту.

Мысль, которую мы подчеркиваем, состоит в том, что Кришна добр к Своим преданным, но это не означает, что им не приходится сталкиваться с трудностями. Кришна дает преданному решимость выстоять перед лицом трудностей. Однажды, Шрила Прабхупада ехал на лифте, и в то время его здоровье было не в самом лучшем состоянии. Преданные говорили ему: "Шрила Прабхупада, отдохните. Поезжайте в Гита Нагари". Гита Нагари это замечательная ферма ИСККОН, находящаяся в пяти часах езды от Нью Йорка. Преданные умолили Прабхупаду: "Пожалуйста, поезжайте и отдохните". Прабхупада посмотрел на них и сказал: "Пожалуйста, не отбирайте у меня привилегию сражаться за Кришну". Суть в том, что преданный готов принимать вызовы.

Мы видели в жизни Прабхупады, как ему приходилось преодолевать трудности, чтобы установить сознание Кришны, риск, на который он шел, чтобы распространить сознание Кришны. Когда Шрила Прабхупада приехал в Советский Союз, правительство было очень атеистично. Когда преданный совершает преданное служение, Кришна дает ему решимость смело смотреть в глаза любым вызовам.

В Первой Песне мы читаем молитвы Царицы Кунти. Шрила Прабхупада очень любил эти молитвы. Он регулярно давал по ним лекции, часто их цитировал. В каждой молитве содержится очень глубокое послание. В одной из молитв она говорит: "Мой Господь, пожалуйста, увеличь мои беспокойства". Это странно. Обычно мы молимся: "О Господь, пожалуйста, забери мои страдания". Но здесь Царица Кунти говорит: "Пожалуйста, усиль мои страдания". Но она говорит: "Мой Господь, пусть мои несчастья усилятся, потому что чем больше будут мои несчастья, тем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы. А чем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы, тем быстрее я освобожусь из цикла рождений и смертей".

Итак, преданный остается непотревоженным и в комфорте и в трудностях. В одном из комментариев Прабхупада пишет, что когда преданный испытывает трудности, он исчерпывает результаты своей греховной кармы, как если бы вы оплачивали долги. А когда вы испытваете наслаждения, вы избавляетесь от своей положительной кармы. И преданный остается невозмутимым в своей решимости служить Господу, неважно, испытывает ли он счастье или страдания. Наш подход не таков, что я буду служить только, если все будет хорошо. Поэтому, описывая Санатане Госвами шаранагати, Господь Чайтанья объясняет, что необходимо привести свои желания в соответствие с желаниями Господа.

Господь Чайтанья Махапрабху дал наставления Рупе Госвами о методе преданного служния в Праяге, и Рупа Госвами написал ряд книг, основанных на наставлениях Господа Чайтаньи. А позже Господь Чайтанья дал наставления Санатане Госвами. Описывая метод шаранагати, Господь Чайтанья сказал следующее: "Нужно принимать все, благоприятное для духовного продвижения". Второй принцип был отвергнуть все неблагоприятное для духовного продвижения. Затем нужно принять Господа как того, кто нас содержит, и нашего защитника. Затем сделать свои желания согласованными с желаниями Господа. И культивировать дух смирения. Преданный обладает твердым пониманием, что Господь очень добр, милостив и защищает Своих преданных. Когда преданный сталкивается с трудной ситуацией, он принимает это как испытание, которое посылает ему Господь.

Дальше Сунити говорит, что все, кто стремятся освободиться от рождения и смерти, укрываются под сенью лотосных стоп Господа. Перед нами стоит множество разных вызовов. Каков самый главный вызов? Освободиться от рождения и смерти. Это настоящий вызов. Однажды, один фокусник пришел к Шриле Прабхупаде во Вриндаване. Он показывал Шриле Прабхупаде разные фокусы. Он доставал различные предметы перед Шрилой Прабхупадой, и затем делал так, что они исчезали. Он хотел, чтобы его за это прославили. Он сказал: "Свамиджи, как Вам понравились мои фокусы"? Прабхупада сказал: "Очень хорошо. А вы можете сделать так, что не будет рождения и смерти"? Он сказал: "Нет". Прабхупада сказал: "А я могу. Так что я лучший фокусник, чем вы". Итак, настоящий вызов не в том, чтобы стать миллионером, олигархом, известной кинозвездой, музыкантом. Настоящий вызов, который стоит перед нами, состоит в том, чтобы освободиться от рождения и смерти.

Метод преданного служения очищает нас и делает достойным того, чтобы вернуться в духовный мир. В Нектаре Преданности, изначально известной как Бхакти-расамрита-синдху, дается очень много правил и ограничений. Вы заметили? Делай это, делай то, не делай этого! Иногда люди говорят: "В ИСККОН слишком много ограничений. Посмотрите на моего гуру. Он такой либеральный. Ничему не надо следовать". Но эти правила и запреты существуют ради определенной цели: помочь нам очиститься. Потому что до тех пор, пока вы не очиститесь, вы не сможете вернуться в Царство Бога. Почему? Потому что в Царстве Бога живут только чистые души.

Но помимо всего прочего, этот метод приносит вам счастье. Кто-то может подумать: "О, этот метод, где столько правил и запретов, вносит в мою жизнь столько ограничений"! Может быть, он и вносит какие-то ограничения. Но взамен вы что-то получаете? Вы получаете настоящее счастье. Как в Пятой Песге мы читаем о наставлениях Господа Ришабхадевы. Ришабхадева был воплощением Бога, который дал очень ценные наставления своим ста сыновьям. Старшего из Его сыновей звали Царь Бхарата, который правил Землей таким замечательным образом, что все жители, довольные его правлением, в его честь стали называть Землю Бхарата-варшей. Итак, старшим из его сыновей был сын по имени Бхарата. Девять Его сыновей стали большими знатоками Шримад Бхагаватам. Десять Его сыновей стали кшатриями. А остальные восемьдесят сыновей стали настоящими брахманами.

Итак, Господь Ришабхадева говорит: тапо-дивьям ена путрака ена саттвам - "Мои дорогие сыновья, если вы будете совершать аскезы для удовлетворения Господа, взамен вы получите бесконечное духовное счастье". И ни в какой момент нашей духовной жизни мы не должны думать, что если я буду следовать этим правилам и ограничениям, я ничего не получу взамен. В Бхакти-расамрита-синдху Рупа Госвами говорит о трех видах счастья. Счастье, которое мы получаем в результате материальной деятельности, счастье, которое мы получаем, следуя методу безличного брахмана и счастье, которое мы получаем от чистого преданного служения.

Рупа Госвами говорит, что счастье, которое мы получаем в результате материальной деятельности, может окончиться в любой момент. Бхагаватам говорит: "Опасность подстерегает нас на каждом шагу", - падам падам йад випадам на тешам. Сорок лет назад Президент Америке ехал в кортеже, вооруженный охраной, но его застрелили. Неважно, какие у вас есть материальные возможности, опасность подстерегает вас на каждом шагу. Мы должны признать, что материальное счастье временно. Допустим, вы стали известной кинозвездой, богатым человеком. Вы сможете жить вечно? Поэтому Рупа Госвами говорит, что это счастье временно.

А счастье, которое обретается на пути постижения безличного брахмана, даже умноженное в триллионы раз, ничтожно. В то время, говорит Рупа Госвами, счастье, обретаемое в результате духовной деятельности, постоянно увеличивается. У преданного служения есть три характеристики. Павитрам - оно наичистейшее. Бог чист, и метод понимания Его тоже чист. Су-сукхам - этот метод приносит счастье. Вы можете сказать: "Но я не ощущаю этого счастья. Я страдаю. Мне так скучно". Какой же ответ?

Однажды, группа преданных пришла к Бхактисиддхантаджи. Они спросили: "Почему мы видим, что одни преданные быстро прогрессируют, а другие медленно"? Мы видим это и нашем Движении Сознания Кришны. Иногда мы видим преданных, которые долно находятся в Движении, но не сильно прогрессируют. Бхактисиддхантаджи ответил, рассказав одну историю. Это была история о свадебной процессии.

Однажды, группа людей отправилась на свадьбу в Бенгалии. Им нужно было переплыть через реку, чтобы на следующее утро добраться до определенного места. Вечером они дали лодочнику деньги и сказали, что им нужно добраться к такому-то мексту к утру. Но когда они утром проснулись, они обнаружили что остались на том же месте, что и были. Они очень огорчились. Они сказали лодочнику: "Ты обманул нас. Ты взял деньги, но никуда нас не перевез". Лодочник сказал: "Я вас не обманул. Я греб всю ночь. Я сам не знаю, почему лодка осталась на месте". Они начали разбираться, в чем причина. И что они обнаружили? Лодочник забыл сняться с якоря. Он греб изо всех сил, но забыл сняться с якоря. Естественно, лодка никуда не плыла.

Вы можете сказать: "Как это относится к нам? Мы не лодочники". Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объяснил: "Подобным образом мы приходим к духовной жизни, но мы не поднимаем якорь материальных привязанностей". Поэтому необходимо сняться с якоря. Поднять его с пути чувственных наслаждений. Это цена, которую нужно заплатить. Кто-то может сказать: "На английском есть поговорка: невозможно глядеть на торт и съесть его одновременно". У вас есть замечательный торт, приготовленный в России. Красивый торт, с красивым кремом. Такой красивый, что не хочется его портить. Но язык говорит: "Давай его съедим"! Что же делать? Одно из двух: либо торт будет красивым, либо вы его съедите. Не может быть и то, и другое одновременно. По русски говорится: и овцы целы, и волки сыты. Приходя к духовной жизни, необходимо снять якорь с пути чувственных наслаждений. Тогда то вы и испытаете настоящее духовное счастье.

В Восемнадцатой Главе Гиты Кришна говорит о трех видах счастья. Кришна раннее объяснил в Гите влияние трех гун. Кришна объясняет, как живое существо приходит в соприкосновение с тремя гунами природы. Что это за три гуны? Благость, страсть и невежество. Счастье в гуне благости - это то, которое горько в начале, сладко в конце и приводит вас к самоосознанию. Когда вы приходите к духовной жизни, вы узнаете о множестве правил и запретов. В начале следование им может быть горьким. Но в конце оно становится сладким. Что такое счастье в страсти? Оно сладкое в начале, горькое в конце, и природа этого счастья - это соприкосновение органов чувств с их объектами.

Приходя к духовной жизни, мы должны понять, что следуя этому методу, мы сможем обрести бесконечное духовное счастье. Чайтанья Махапрабху дал Своим последователям написать множество книг о преданном служении. Но Сам Он оставил нам только восемь стихов. Но в этих восьми стихах Он полностью описал славу святых имен и суть всех Ведических писаний. В Первом стихе Шикшаштаки Господь Чайтанья говорит о важности повторения святого имени. Когда вы проповедуете, я уверен, что люди спрашивают вас, какое благо можно получить от повторения этой мантры. Но помимо того, чтобы проповедовать другим, нам нужно постоянно проповедовать себе.

Проповедь бывает на двух уровнях. Один вид проповеди - это проповедь самому себе. Другой - это проповедовать другим людям. Ум всегда будет говорить: "Заигрывай с майей. Зачем тебе так торопиться с этим преданным служением? Посмотри на людей вокруг себя! Преданных здесь какие-то тысячные доли процента. Армия майи такая большая! Столько людей не могут же ошибаться"! Это лишь один пример аргументов, которые может приводить вам ваш ум. Вам нужно опровергать все эти аргументы. Это внутренняя проповедь. Вам нужно знать философию прежде всего, чтобы проповедовать себе. Мы должны проповедовать себе каждый день. Поэтому Бхактисиддхантаджи сказал: "Каждое утро после подъема бейте свой ум сто раз ботинком". Что это значит? Нужно бить себя ботинком и потом ходить с перебинтованной головой? Нужно проповедовать себе: я не буду слушать наставления майи, я буду следовать наставлениям Кришны. А вечером, он говорил, нужно брать метлу и сто раз бить ум метлой. Суть в том, что нам нужно постоянно напоминать. Нужно проповедовать себе и проповедовать другим. Доктор должен исцелить себя, прежде чем он сможет излечить других. Мы должны стать идеальным примером.

Харидас Тхакур повторял святое имя, не заходя в храм в Джаганнатха Пури. Обычаи общества того времени были таковы, что Харидас Тхакур не мог войти в храм. Даже Рупе и Санатане Госвами не позволяли входить в храм Джаганнатхи, потому что они лишились своей касты, служа мусульманам. Однажды, Санатана Госвами пришел к Харидасу Тхакуру и сказал: "Некоторые проповедуют, но не следуют. Некоторые следуют, но не проповедуют. Ты же делаешь и то, и другое одновременно". Шрила Прабхупада объясняет, что преданный должен таким и быть: следовать самому и проповедовать другим. Господь Чайтанья объясняет, что своим поведением мы должны представлять значение религиозных принципов. Другим словами, неважно мужчины мы или женщины, своим поведением мы должны олицетворять религиозные принципы.

Итак, мама Сунити говорит своему сыну: "Займись чистым преданным служением Господу, ибо только таким способом ты сможешь удовлетворить Его". В заключении своих наставлений она говорит: "Занимайся преданным служением, не отклоняясь ни на мгновение". Другими словами, преданное служение - это занятие, которое должно занимать все наше время. Кто-то может скзать: "Это занятие, которое должно занимать все время? Но я же домохозяин! Мне нужно содержать семью - работать или заниматься бизнесом"! Прелесть сознания Кришны в том, что ему можно следовать во всех четырех ашрамах.

Когда Господь Чайтанья странствовал по Южной Индии, Он пришел в дом брахмана по имени Курма. Брахман Курма очень обрадовался тому, что Господь пришел в его дом. Он омыл Его стопы. Он сказал: "Мне так повезло! Ты пришел, чтобы очистить мой дом"! Но, омыв стопы Господа он сказал: "У меня есть одна просьба. Я устал от этой семейной жизни. Я хочу уйти с Тобой путешествовать. Пожалуйста, забери меня с Собой"! Господь Чайтанья сказал ему: "Тебе не нужно со Мной путешествовать. Оставайся там, где ты есть, но делай следующее. Повторяй Харе Кришна, читай Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту, ходи по домам и пропведуй славу Шримад Бхагаватам. Делай это, и ты всегда будешь со Мной, а Я всегда буду с тобой". Другими словами, бхакти-йоге, или методу преданного служения, можно следовать в любом ашраме. Конечно, ашрам брахмачари дает возможность полностью посвятить себя служению. Ашрам санньясы довольно сложен, но он также дает возможность полностью посвятить себя проповеди. Но ашрам домохозяина также дает возможность духовно развиваться, если вы будете наставлениям, данным Господом Чайтаньей брахману Курме.

Этот метод сознания Кришны универсален. Он предназначен для всего человечества. Это не какой-то сектантский метод. В коментарии Прабхупада цититирует знаменитые наставления, которые Кришна дал Арджуне. Продолжай сражаться, но не на мнговение не забывай Меня! Шрила Прабхупада цитирует этот стих в коментарии. Тасмад сарвешу калешу мам-анусмара йудхйа ча. Сосредоточив на Мне свои ум и разум, сражайся, то есть выполняй свой долг! Суть в том, что у нас могут быть разные обязанности в разных варнах и ашрамах. Но целью должно быть действовать для удовольствия Господа.

Привязавшись к садху и получая от него наставления, человек может научиться искусству преданного служения. В Третьей Песне Шримад Бхагаватам мы читаем о Господе Капиладеве. Капиладева был сыном Девахути и Кардамы Муни. Девахути знала, что ее сын - воплощение Бога. Поэтому она спросила, как она может освободиться от пут рождений и смертей. Она сказала: "Ты подобен топору, который может срубить древо материального рабства. Ты мое трансцендентное око". Мы смотрим через трансцендентные глаза гуру, садху и шастр. Капиладева очень обрадовался этому вопросу. Он сказал: "Моя дорогая мама, привяжись к садху". И затем Он описывает качества святой личности. Таков путь духовного развития. Развейте привязанность к трансценденталисту, который сможет дать нам ценные наставления.

Также преданное служение можно совершать в любом возрасте. Здесь мы видим, что маленький мальчик Дхрува получил наставление искать Бога. Нарада Муни пришел туда. Он сказал ему: "Малыш, ты куда собрался"? "Я иду искать Бога". Нарада Муни сказал: "Разве в этом возрасте ищут Бога? Иди и играй! Не принимай слова своей мачехи так серьезно"! Но Дхрува был решительно настроен. В конце концов, Нарада Муни дал ему метод, как достичь Господа. И Господь был так доволен решимостью Дхрувы, что через пять месяцев Он явился перед ним. В коментарии Шрила Прабхупада подчеркивает, что преданное служение столь могущественно, что даже маленький мальчи может достичь Бога, следуя ему. Есть множество примеров этому. Прахлада Махарадж тоже был маленьким мальчиком. И он махаджана, великий духовный авторитет.

Итак, подведем итог. Мама Сунити, обращаясь к своему сыну дает наставления всем нам. И если мы всерьез воспримем эти наставления, все мы сможем духовно развиваться. И нахождение в обществе преданных дает нам замечательную возможность. В наших храмах ИСККОН каждый день проходят лекции по Шримад Бхагаватам. Во многих храмах лекции транслируются через Интернет. Я не знаю, как обстоят дела в России, но в Америке во многих храмах есть трансляция.

Также читайте эти книги. Шрила Прабхупада хотел, чтобы мы читали его книги. Конечно, он хотел, чтобы мы их также распространяли, но при этом он хотел, чтобы мы сами также их читали. Это даст вам силы сражаться с майей. У нас есть все вооружение, чтобы сражаться с майей. И главное оружие для борьбы с майей - это шраванам-киртанам. Шраванам-киртанам означает повторять святое имя, читать Бхагавад Гиту, слушать Бхагавад Гиту, читать Шримад Бхагаватам, слушать Шримад Бхагаватам, читать Чайтанья Чаритамриту, слушать Чайтанья Чаритамриту. И, занявшись этой деятельностью, вы сможете духовно развиваться. Таково наше желание. Не правда ли? Иначе, зачем вы здесь? Тот факт, что вы здесь, говорит о том, что у вас есть интерес к духовной жизни. Вы на верном пути.

Таким образом, в обществе преданных мы получаем энтузиазм продвигаться по духовному пути. Шрила Прабхупада создал это очень замечательное общество ИСККОН, где мы можем обмениваться шестью видами рас, о которых говорит Рупа Госвами. Они включают в себя раскрывать свой ум более продвинутым, и слушать их наставления. Пользуйтесь этим. Не тратьте зря ни минуты. Есть знаменитое высказывание Чанакьи Пандита. Потерянное мгновение нельзя вернуть назад даже за богатства всего мира. Поэтому зачем тратить понапрасну даже мгновегние? Время и прилив никого не ждут. Используйте все в служении Господу. Харе Кришна!