foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Я хочу поприветствовать всех вас на воскресной программе. Когда Шрила Прабхупада основал первый храм ИСККОН в Нью Йорке, он лично начал проводить воскресные программы. Прабхупада знал, что придет тот день, когда большинство преданных будут жить дома. Воскресенье - это день, когда вы не работаете, и это хорошая возможность для садху-санги. Духовное общение - это обязательное условие, если мы хотим выжить в духовной жизни в век Кали. В Седьмой Песне Бхагаватам мы читаем наставления Прахлады Махараджа. Там также есть замечательные молитвы, в которых Прахлада Махарадж прославляет Господа. В своих молитвах Прахлада Махарадж выражает настроение, которое должно быть у каждого преданного.

Он говорит: "Мой дорогой Господь, я твой вечный слуга, а Ты мой вечный Господин. И я хочу быть Твоим бескорыстным слугой, а Ты всегда останешься моим вечным Господином". Господь Чайтанья говорил: "Дорогой Господь, даже если Ты растопчешь меня, Ты все равно навсегда останешься моим почитаемым Господом". Господь хотел дать Прахладу благословение после того, как Прахладу пришось столкнуться со множеством трудностей из-за служения Господу. Прахлада бросали с вершин гор. Его кидали в яму с ядовитыми змеями. На него пускали слонов. Но никто не мог причинить ему никакого вреда. Ракхе кришна маре ке, маре кришна ракхе ке - кого Кришна хочет защитить, никто не сможет убить, кого Кришна хочет убить, никто не сможет защитить. Господь признал, что Прахладу пришлось пройти через столько трудностей только из-за того, что он был Его преданным.

Прахлада Махарадж сказал Господу: "Мой дорогой Господь, если Ты хочешь дать мне благословение, пожалуйста, дай мне благословение, чтобы мое сердце освободилось ото всех материльных желаний". Кто из вас хотел бы получить такое благословение? Отец Прахлада никогда не мог понять, откуда у Прахлада эта мудрость: "Может быть, какие-то вайшнавы, переодевшись, приходят и промывают ему мозги"? И он позвал двух учителей Прахлада. Их звали Санда и Амарка. Они были сыновьями Шукрачарьи. Отец Прахлада дал задание его учителям сделать так, чтобы Прахлад перестал думать о его враге, Вишну. Хираньякашипу стал ругать учителей Прахлада: "Как же так! Вы не выполняете свой долг! Откуда у Прахлада это знание о Вишну? Вы за ним плохо следите! Похоже, вайшнавы очень хитрые. Они приходят тайком, а вы даже не замечаете это". Санда и Амарка сказали: "Мы знаем, что ты царь, но мы ведь тоже брахманы. Ты нас зря то не ругай! Мы сами не знаем, что происходит".

Как только у Прахлада появлялась возможность, он начинал проповедоать своим одноклассникам. Его друзья говорили: "Прахлад, пойдем в мяч поиграем"! Прахлад отвечал: "Не тратьте понапрасну ценное время. Человеческая жизнь слишком редка". И учителя Прахлада сказали его отцу: "Не беспокойтесь. Мы промоем ему мозг как надо". Санда и Амарка устроили марафон. Единственная верховная личность на планете это Хираньякашипу. Всю любовь и преданность нужно направить на Хираньякашипу. Не нужно привлекаться к Вишну.

Санда и Амарка доложили Хираньякашипу: "Все! Мы промыли ему мозги полностью. Если хотите, можете испытать его". Отец Прахлада очень нежно усадил своего сына на колени, погладил его по голове. Мама его очень красиво одела. И он спросил: "Сын, что самое лучшее ты сегодня узнал в школе"? Прахлада Махарадж сказал:

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасьям
сакхьям атма-ниведанам

Он описал девять методов преданного служения. Хираньякашипу настолько разозился, что он сбросил сына с колен.

Прахлад дал много важных наставлений. Он сказал: каумарам ачарет прагья - нужно начинать обучать духовному знанию с пяти лет. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Как многие преданные пришли в это Движение Сознания Кришны, когда им исполнилось уже шестьдесят-семьдесят лет. На днях мы дали инициацию преданному, которому было восемьдесят четыре года. Так что, лучше поздно, чем никогда. Но в идеале нужно начинать обучаться духовной науке с пяти лет. Сейчас в Индии есть школы, в которых детей обучают компьютеру с двух с половиной лет. Если с такого юного возраста можно обучать детей компьютерам, почему бы не обучать их с такого возраста духовному знанию?

Прахлада Махарадж сказал: "Эта человеческая жизнь очень редка"! Вы все, сидящие здесь, выглядите очень образованными. Я задам вам один вопрос: "Прежде чем вы встретили преданных, кто-нибудь говорил вам, что человеческая жизнь очень редка"? Однажды Шрила Прабхупада давал лекцию в очень известном американском университете. В аудитории собрались знаменитые ученые, профессора. Прабхупада спросил: "В этом знаменитом университете есть факультет, на котором объясняют, что происходит после смерти"? В ответ была полная тишина. Преподаватели были шокированы самим вопросом. Никто не объясняет, что происходит после смерти. Но в ИСККОН мы обучаем этому. Поэтому, на самом деле, ИСККОН это образовательное учреждение. Мы, конечно, и религиозная организация, но. прежде всего, мы просвятительская организация. Шрила Прабхупада часто это говорил. Мы обучаем людей высшим ценностям жизни.

Итак, Прахлада Махарадж дал много ценных наставлений. В Седьмой Песне он говорит: на те видух свартха гатим хи вишнум - люди не знают, как обрести подлинное счастье. Те, кто здесь находятся: инициированные преданные или даже те, кто пришли в первый раз, - знают, что если вы хотите обрести настоящее счастье, нужно служить Богу. Иначе, зачем бы вы здесь находились? Здесь условия отнюдь не пятизвездочные. Но вы приходите сюда, потому что знаете, что духовная жизнь может сделать меня счастливым.

Это общество, в котором слепые ведут за собой других слепых. Много лет назад в нашем журнале "Назад к Богу" опубликовали репродукцию с картины из музея Лувра. На этой картине было изображено, как слепой ведет других слепых. И все они падают в канаву. Наверное, художник, который нарисовал эту картину, вдохновился наставлениями Прахлады Махараджа, потому что он говорил, что слепые ведут за собой слепых, и все они падают в канаву.

Итак, люди не знают, как найти истинное счастье. В Бхакти-расамрита-синдху Рупа Госвами описывает разные правила преданного служения. По сути дела, это свод законов Движения Сознания Кришны. Иногда люди говорят: "О! В ИСККОН столько правил и ограничений! Посмотрите на моего гуру. Он очень либерален. Он говорит, что можно делать, что хочешь". Когда Шрила Прабхупада впервые приехал в Америку, в течение целого года ему было очень тяжело. Он жил в разных ашрамах в Нью Йорке. Шрила Прабхупада уехал из Индии всего с восемью долларами в кармане. Что можно сделать в Америке на восемь долларов? Может быть, купить билет на метро и все. Шрила Прабхупада жил там и пользовался помощью разных садху, которые уже давно жили в Америке. Однажды, эти садху беседовали со Шрилой Прабхупадой. Они сказали ему: "Свамиджи, Вы только что приехали из Индии. Вы говорите людям, что нельзя есть мясо, пить, курить - столько запретов. Никто не будет слушать Вас. Вы должны стать, как мы. Нужно начать носить костюм, есть вилкой и ножом, чтобы больше подстроиться под Запад". Но Шрила Прабхупада приехал для того, чтобы распространять чистое послание Бога.

Как вы знаете, Шрила Прабхупада прибыл в Америку на грузовом судне. Когда он сошел на берег в Бостоне, он увидел, в каком состоянии находится американское общество. И Шрила Прабхупада написал стихотворение. Прабхупаду называли кави, поэт. Прабхупада написал: "Мой дорогой Господь, Ты привел меня сюда, но кто будет слушать Твое послание? Но по милости Радхарани все возможно.

Шрила Прабхупада дал нам настоящую сущность всех Ведических писаний. В Нектаре Преданности Рупа Госвами описывает три вида счастья. Счастье, которое обретается благодаря материальной деятельности. Счастье, которое достигается в результате духовной деятельности. И счастье, которое обретается в результате постижения безличного брахмана. Рупа Госвами говорит, что счастье, обретаемое в результате материальной деятельности, может закончиться в любой момент. Вы можете быть олигархом, очень красивым человеком, кинозвездой, но есть ли гарантия, что это все не закончится в один момент? Мы должны признать, что в материальной жизни все временно. Каковы две главные характеристики материального существования? Духкхалаям ашашватхам -все временно и исполнено страданий. Но когда вы говорите людям об этом, они говорят: "Где же ваши страдания? Я наслаждаюсь жизнью"! Болезни же приходят ко всем людям или только неудачливым? Болезни приходят ко всем.

А старость? Сейчас продают различные товары, которые помогают старикам выглядеть моложе. В Западном мире популярны магазины против старения. Там продают товары, которые помогают скрыть признаки старения. Волосы поседели? Вы не хотите выглядеть стариком? Нет проблем мы предложим вам много видов краски для волос. На щеках появились морщины? Нет проблем, мы сделаем вам пластическую операцию. Это называется косметическая хирургия. Сейчас многие доктора решили переквалифицироваться на эту специализацию. Почему? Потому что там платят много денег. Это целая индустрия против старения, но никто не может избежать старости.

Но это еще не все. Есть еще три вида страданий. Рупа Говами был выдающимся ученым, но его и его брата силой заставили служить мусульманскому царю. Но в сердце братья всегда хотели быть с Чайтаньей Махапрабху. Рупа Госвами встретился с Господом в Рамакели. Он сказал: "Все люди считают меня очень ученым. Ке ами - я даже не знаю, кто я такой. Почему я испытываю три вида страданий материальной жизни"? Это страдания, которые причиняет ум. Ум усложняет вам жизнь? Ум причиняет проблемы разными способами. Вы видете как рекламируют какой-то товар. Что делает индустрия рекламы? Они помогают разжечь в вас апетит. Покупай этот новый телефон Galaxy 5. Через полгода выходит уже Galaxy 6. Если вы не можете себе позолить это, ум начинает вас мучать. О, какой ты бестолковый!

Другие живые существа всегда причиняют нам беспокойства. И сама материальная природа причиняет нам страдания. Так что в материльной жизни нет ничего, кроме страданий. Рупа Госвами говорит, что материальное счастье может закончиться в любой момент, но духовное счастье постоянно увеличивается. Кто-то может сказать: "Я что-то не испытываю этого". Если вы его не испытываете, то проблема не в лекарстве, а в пациенте. Но я уверен, что вы испытываете счастье. Иначе, почему бы вы были здесь? Обычно, мы говорим, что в ИСККОН преданные это блаженство-дасы и блаженство-даси. Преданные всегда в блаженстве.

Два-три дня назад мы ехали на машине Лакшмивана в Ессентуки. Он обогнал машину с правой стороны. Сзади ехала полицейская машина, она остановила нас. Сначала они стали спрашивать, кто я такой. Лакшмиван рассказал им, кто я такой. Полицейский сказал: "Мы не будем брать с вас денег, поскольку вы, Кришнаиты, всегда такие спокойные и все время улыбаетесь". Преданные ИСККОН всегда блажегнство-дасы и блаженство-даси.

Господь Ришабхадева сказал в Пятой Песне следующее: "Мои дорогие сыновья, совершайте аскезы для удовольствия Всевышнего Господа". И люди захотят узнать: "Хорошо, я буду совершать аскезы, я буду повторять Харе Кришна. Что я получу взамен"? Бесконечное духовное счастье. Это духовное счастье будет продолжать все больше и больше усиливаться. В материальной жизни, если вы испытваете что-то раз, другой, третий, потом это вам надоедает. Прахлада Махарадж сказал: пунах пунаш чарвитам чарвананам - просто пережевывание жеванного. Мы много раз пытались наслаждаться в этом мире, и всякий раз думаем, что, может быть в следующий раз будет лучше.

Итак, Рупа Госвами говорит, что материальные наслаждения могут закончиться в любой момент. А счастье, обретаемое в результате постижения безличного брахмана, даже если его умножить в триллион раз, ничтожно по сравнению с счастьем, которое приносит духовная деятельность. Чайтанья Махапрабху был Богом. В восьми стихах он изложил суть всего Ведического учения. Это удивительно! В первом стихе он говорит о благах, которые приносит повторение святого имени. Вы хотите узнать о них? Он говорит: чето дарпана марджанам - повторение святого имени очищает сердце. Наша кожа может быть светлой, но наше сердце чернее угля. Кто-то из вас когда-то делал рентген? Какого цвета получаются снимки? Черные. Наше сердце чернее угля. Его переполняют материальные желания.

В Бхагавад Гите Арджуна спросил у Кришны: "Что заставляет человека совершать грехи даже помимо его воли"? Кришна ответил: "Этолько вожделение, всепожирающий враг живого существа, которое горит, словно огонь, и никогда не насыщается". Затем Кришна переходит к объяснению того, где находится этот враг. Допустим, вы ищите террористов. Знаете, кто такие террористы? Их нигде никто не любит и не ждет. Допустим, полицейские получают информацию, что террористы приехали в Ростов. Следующий вопрос будет, где именно они в Ростове. На севере, на юге, на востоке, на западе? Просто сказать, что вожделение - враг живого существа, недостаточно. Кришна сказал, что это ваш вечный враг. Но где затаился этот враг? В уме, разуме и чувствах.

Теперь вы знаете, где прячется враг, и что теперь делать? Его нужно поймать, а как это сделать? Кришна говорит: "Уничтожь этого врага оружием знания". При помощи знания можно победить этого врага. И где получить это знание? Путем чтения и слушания. Как вот вы были на фестивале Садху-санга. Зачем? Вы хотели получить общение. Но вы также хотели слушать. Поэтому вы и ездили. Итак, Кришна говорит: "Оружием знания срази этого вечного врага"! Как получить это знание? Слушая и читая. Слушание и чтение очень важно для любого, кто хочет духовно развиваться.

Сознание Кришны дает людям позитивную альтернативу. В наше время люди активно экспериментируют с альтернатвиной медициной. Люди устали от аллопатической медицины и хотят попробовать альтернативные виды медицины. Сознание Кришны представляет альтернативный образ жизни, который основан на принципе "простая жизнь и возвышенное мышление". Мы сводим к минимуму потребности тела, для того чтобы сосредоточиться на духовной жизни. А что значит "возвышенное мышление"? Думать о цели жизни и о том, как достичь ее. Вокруг себя мы видим постоянно страдания. Юдхиштхира Махарадж был великим философом. Ямарадж спросил его: "Что является самым удивительным из того, что ты видел"? Юдхиштхира глубоко задумался и ответил: "Каждое мгновение тысячи живых существ умирают, но глупый человек думает, что никогда не умрет".

Однажды был один адвокат, который находился при смерти. Он сказал Ямараджу: "Ты не можешь меня так сразу забрать. Сначала ты должен послать мне уведомление, что через месяц, два или три я умру". Вы знаете, как работают адвокаты? Они посылают уведомления. Они пишут: "Если вы не сделаете то то и то то в течение такого то срока, то мой клиент сделает это". Адвокат сказал Ямараджу
- Ты не можешь так сразу меня забрать. Дай мне какое-то время. Уведомлений не поступало.
Ямарадж сказал
- Кто сказал, что я не посылал уведомлений? Я тебе посылал столько уведомлений! Сколько у тебя осталось зубов?
- Ни одного.
- А раньше сколько было?
- Тридцать два.
- Ноги у тебя сильные сейчас?
- Нет, я не могу даже ходить. Езжу на коляске.
- А тридцать лет назад сильные были ноги?
- Да, я был членом олимпийской сборной России
- А как у тебя сейчас зрение?
- Я почти слепой и ничего не вижу.
- А сорок лет назад какое было у тебя зрение?
- Как у орла.
- А как у тебя со слухом?
- Я почти глухой.
- А тридцать-сорок лет назад как было у тебя со слухом?
- Слух был идеален.

Ямарадж сказал: "Ну видешь, сколько я посылал тебе уведомлений. Волосы начали выпадать, глаза стали слабеть, слух стал падать, руки, ноги стали слабеть. А ты говоришь, что я не посылал тебе никаких уведомлений. Ты проигнорировал все мои уведомления. Теперь тебе пора умирать. Мы тоже получаем столько разных уведомлений, но мы склонны их игнорировать. Разумный человек понимает, что утверждение Кришны духкхалаям-ашашватхам, что все в это мире временно и исполнено страданий, - это настоящая правда.

Прахлада Махарадж сказал: "Мой дорогой Господь, я не беспокоюсь о собственном освобождении. Я научился искусству помнить Тебя. Я не хочу уйти в горы или в лес". А что же ты хочешь? Я хочу находиться среди людей, которые в этом месте страдания найти какое-то счастье. Это то, что делает технология. Они пытаются превратить страдания в счастье. Но как долго они могут это делать? Только на короткое время. Поэтому разумный человек серьезно идет по пути духовной жизни.

Рупа Госвами объясняет, что в начале у человека должно пояивиться желание идти путем духовной жизни. Как у всех у вас сидящих здесь в какой-то момент еще до того, как вы встретились с преданными, появилось желание чего-то высшего. Шрила Прабхупада говорил, что любой, кто приходит в это движение, совершил много благочестивой кармы. Когда появляется это желание, Кришна находится в сердце. Кришна говорит в Бхагавад-гите: сарвасйа чахам хриди саннивешто матах смритир гьянам апоханам ча - Я нахожусь в сердце каждого и являюсь источником знания, памяти и забвения. Те, кто хотят помнить Господа, получают на это благословения от Него, и те, кто хотять забыть Господа, тоже получают на это благословения. Кто-то может сказать: "О, тогда их не в чем винить. Сам Господь дал им благословение забыть о Нем".

Во Второй Главе Бхагавад Гиты Арджуна сказал: "Я не знаю, в чем мой долг. Я предаюсь Тебе. Пожалуйста, наставляй меня". И Кришна начал излагать философию Бхагавад Гиты. И затем Кришна спросил: "Прошла ли твоя иллюзия? Слушал ли ты эти наставления внимательно"? Что ответил Арджуна? "Да, моя иллюзия рассеялась и я готов поступать в соответствии с Твоими наставлениями".

Господь дал нам свободу. И если у вас появляется стремление к духовной жизни, Господь дает вам возможность общаться с садху, с преданными. Общение с садху можно получить двумя способами. Первое - это общение с преданными садху. Второе - это книги садху. Книги Шрилы Прабхупады неотличны от него самого. Шрила Прабхупада говорил: "Пока распространяются мои книги, я не умру", потому что он продолжает проповедовать через свои книги. Кто из вас пришел в Движение, потому что кто-то дал вам книгу? А кто из вас пришел, потому что кто-то вдохновил вас придти в Храм или общество преданных? А кто из вас пришел, поскольку Параматма вдохновила вас? Вы все понимаете, что пришли к духовной жизни потому что кто-то вам помог.

И когда вы встречаете настоящего садху или книгу, что вы получаете оттуда? Вы получаете духовное знание. Повторяй Харе Кришна! Изучай книги! Следуй садхана-бхакти. Этот метод называется бхаджана-крия. Мы следуем определенным правилам и ограничениям. И если мы следуем методу бхаджана-крие, что происходит? Чайтанья Махапрабху говорит: ананда буддхи вардханам - вы обретете бесконечное духовное счастье.

Но Рупа Госвами говорит, что у повторения святого имени есть еще одно благо -анартха-нивритти. Анартхи начинают становиться слабыми. Когда вы начинаете принимать лекарство, болезнетворные микробы начинают слабеть. Анартхи есть у каждого. Нам нужно обуздать эти анартхи. Садху-санга дает вам силы и среду, в которой легко бороться с анартхами. Когда вы приходите и общаетесь с преданными, у вас появляется вдохновение стать такими же, как и они. Поэтому мы должны пользоваться благом, которое несет садху-санга. Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, которое дает возможность общаться с преданными по всему миру.

Самое худшее положение - это быть разлученными с преданными Господа. Чайтанья Махапрабху спросил Рамананду Рая: "Что является самым большим страданием для преданного"? Рамананда Рай ответил: "Помимо разлуки с преданными Кришны я не знаю другой невыносимой боли". Другими словами, когда вы разлучаетесь с преданными Господа, это приносит большую боль.

Путь сознания Кришны очень прост. У нас нет никаких секретов. В свое время в Америке было очень популярно движение Махариши. У них были разные мантры для разных людей за разную цену. Студенты получали мантру со скидкой. Бизнесмены должны были платить определенную цену и т.д. Каждому, кому они давали мантру, они говорили: "Это секретная мантра, никому о ней не говори". Однажды два человека, которые были хорошими друзьями, получили инициацию и затем решили поделиться друг с другом, какую мантру им дали. Оказалось, что каждому дали одну и ту же мантру.

Но в нашем Движении Сознания Кришны нет никаких секретов. Говорится, что в храмах ИСККОН даже у стен есть уши. Здесь в ИСККОН ничего нельзя сохранить в секрете. Это хорошо. И повторение святого имени - это открытое знание. Путь духовного продвижения очень прост. Первое - это повторять святое имя. Чайтанья Махапрабху подчеркивал пять главных вещей. Конечно, Господь Чайтанья очень подробно описал методы преданного служения, но Он обобщил эти правила в пяти главных принципах. Первое - это садху-санга, духовное общение. Один из способов получать садху-сангу - каждое воскресенье приходить в храм. Некоторые говорят: "Каждое воскресенье мы всей семьей идем в Храма, поэтому дома готовить не надо". Какая бы ни была причина, приходите в Храм.

Когда вы находитесь в садху-санге, вы узнаете о святом имени. Нама-киртана, повторение святого имени. Это метод, при помощи которого мы можем очистить сердце и обрести любовь к Богу. Бхактивинод Тхакур говорит: грихе тако ване тако сада хари боло тахо - неважно, брахмачари вы, санньяси или домохозяин - всегда повторяйте святое имя. В счастье, в горе - пойте святое имя.

В молитве Джив Джаго Бхактивинод Тхакур говорит: джив джаго джив джаго гаурачандра боле - Господь Чайтанья пришел и пробуждает нас к духовной мисси жизни. Бхактивинод Тхакур говорит: ами бина бандху ара хе ачхе томара - Кроме Меня у вас нет иного друга. Кто является настоящим другом обусловленного живого существа? Преданный Господа, тот, кто говорит вам, как достичь совершенства в жизни. Затем Бхактивинод Тхакур говорит: "Припадите к стопам Господа и молите Его". О чем нужно молить Его? О святом имени. Откуда приходит святое имя? Из духовного мира. Поэтому мы всегда должны молить о святом имени. И как можно молить о святом имени? Написать прошение? Мы молим о святом имени, повторяя святое имя. Когда мы повторяем Маха-мантру, мы молимся: "Пожалуйста, займи меня преданным служением". Итак, мы должны молить о святом имени.

Поэтому Чайтанья Махапрабху говорит нама киртан. Если вы находитесь в обществе преданных, то даже если вы в какой-то момент прекратите повторять святое имя, преданные скажут: "Прабху, не трать время даром, начни снова повторять святое имя". Если вы находитесь в обществе преданных и начнете отклоняться о духовного пути, преданные помогут вам вернуться назад. Если вы будете оставаться в обществе преданных, то есть хороший шанс, что вы будете оставаться на верном пути. Конечно, можно общаться с самыми разными преданными. Но близко общаться лучше с теми преданными, которые следуют духовной практике. Если вы остаетесь в обществе преданных, то есть большая вероятность того, что вы сохраните духовную жизнь.

Затем Господь говорит: слушать Шримад Бхагаватам. Если вы не можете посещать лекции по Бхагаватам в Храме, вы можете читать Шримад Бхагаватам дома. Также можно слушать лекции по Интернету. Следующий принцип - это поклоняться Божествам с верой и преданностью. И последний - это жить в Ростове. Потому что вся Россия стала дхамой - Шрила Прабхупада приезжал в Россию и наступал на землю России. Где бы вы ни жили, сделайте атмосферу вокруг себя духовной. Иногда мы говорим: "Да, я понимаю, что нужно стать сознающим Кришну, но куда торопиться? Еще времени достаточно". Но время ждет кого-то? В Бхагаватам говорится: "С каждым восходом и закатом солнце сокращает жизнь всех, кроме тех, кто занят служением Господу". Время летит.

Чанакья Пандит говорит: "Потраченную зря минуту невозможно вернуть даже за богатство всего мира". Допустим, вы потратили время на что-то бесполезное. И потом вы говорите: "Вот вам чек на десять миллионов долларов. Верните годы моей юности". Будет это возможно? Поэтому нельзя тратить даром ни минуты. Используйте время продуктивно.

Метод сознания Кришны - это не какой-то выдуманный метод. Этот метод приносит блаженство. Чайтанья Махапрабху сказал: ананда буддхи вардханам - одно из благ святого имени в том, что вы можете обрести бесконечное духовное счастье. Господь Ришабхадева говорит: "Если вы будете совершать аскезы для удовольствия Господа, взамен вы получите бесконечное духовное счастье". Не нужно думать, что если вы будете совершать аскезы, то ничего не получите взамен.

В Восемнадцатой Главе Бхагавад Гиты Кришна описыает три вида счастья: счастье в благости, страсти и невежестве. Кришна объясняет, что счастье в благости горькое в начале и сладкое в конце и приводит вас к самоосознанию. Каково определение счастья в страсти? Оно сладкое в начале, горькое в конце и происходит в результате соприкосновения органов чувств с их объектами.

Когда мы приходим к духовной жизни, в начале это может быть немного горьким. Все эти правила и ограничения. Но если вы будете следовать по пути, то эта горечь обратится в сладость. Поэтому нам не нужно падать духом. Счастье в страсти сладкое в начале, но горькое в конце. Если вы будете идти по материальному пути, то в начале вы можете почувствовать какое-то наслаждение. Кришна говорит, что счастье в страсти проистекает в результате соприкосновения органов чувств с их объектами. В начале оно сладкое, а в конце оно горькое.

Сознание Кришны - это метод, который с гарантией принесет вам счастье. Су-сукхам означает, что следование ему приносит счастье. Этот метод несет счастье. Павитрам - он является самым чистым. Он чист, потому что мы пытаемся постичь самую чистую личность. Авьяям означает, что он неистощимый. Можно повторять святое имя день и ночь и не уставать. Вы каждый день повторяете святое имя, и вам это не надоедает. Допустим, вы ходите на работу. Кому-нибудь нравится ходить на работу семь дней в неделю? Даже если вы трудоголик. Вы хотите перемен. Пять дней отработаете и хотите два дня выходных. Детям нравится ходить в школу, но им хотелось бы ходить в школу двенадцать месяцев в году? Полгода они проводят на каникулах. Но у вас возникает мысль, что подобно двум выходным от работы вам нужны два выходных от джапы? Или кто-то пишет заявление: "Пожалуйста, можно мне три месяца джапу не читать"? Вы можете повторять святое имя день и ночь и не уставать. Метод неистощим.

Вам очень повезло, что вы пришли в сознание Кришны. Рупа Госвами говорит: "Мой дорогой друг, какую бы цену тебе ни пришлось заплатить, заплати ее, но стань сознающим Кришну"! Поэтому, пожалуйста, примите это серьезно. Следуя бхаджана-крийе, вы не только избавитесь от анартха, но также разовьете ништху, решимость. Часто преданные спрашивают: "Как мне обрести решимость служить Господу"? Очень просто. Повторяя святое имя. Если вы будете продолжать повторять джапу и увеличивать качество святого имени, то в вас будет развиваться решимость. Все хорошие качества разовьются в результате воспевания. И мы должны стремиться улучшать качество своей джапы.

Повторение святого имени приносит благо в любой ситуации. Даже если пьяница говорит: "Вкус этого вина - это Кришна", он получает какое-то благо. По крайней мере он произносит имя Кришны. Но если вы хотите духовно развиваться и достичь кришна-премы, то вы должны улучшать качество своей джапы. По крайней мере, когда вы садитесь повторять джапу, ни на что не отвлекайтесь. Не нужно повторять джапу и делать десять разных дел одновременно. Что сейчас больше всего отвлекает во время джапы? Сотовые телефоны. Сотовые телефоны стали опаснее телевизора. Когда вы садитесь читать джапу, ставьте телефон на беззвучный режим.

Также развейте в себе привычку регулярно читать книги. Это поможет вам оставаться на верном пути. Нам нужно продолжать слушать духовное послание. Харе Кришна!

В. Как Вы пришли в Движение и познакомились со Шрилой Прабхупадой?
О. Очень интересный вопрос. Я познакомился с Движением Сознания Кришны в Монреале в сентябре 1967 года. И я встретился впервые с Прабхупадой в Канаде 1 июня 1968 года. Но с Движением я познакомился еще в 1967 году, прежде, чем многие из вас родились в нынешних телах.

В. Какая разница между молитвой о святом имени и молитвой: "О Господь, займи меня преданным служением"?
О. Мы молим о святом имени, повторяя святое имя. Если мы просто будем просить: "О Господь, дай мне святое имя, дай мне святое имя", - этого недостаточно. Когда мы повторяем святое имя, мы молим о святом имени. Мы молимся Господу: "Пожалуйста, займи меня преданным служением". Но лучший способ это делать - тоже повторять Харе Кришна мантру. Между этими молитвами нет различия. Начало преданного служения - это святое имя, и главная форма преданного служения - это святое имя. Кто-то может сказать: "Мне нравится служить Кришне, но не просите меня повторять мантру". Это неплохо, но лучше, когда вы повторяете святое имя и служите.

В. Святое имя - это отношение с Господом?
О. Святое имя - это открытый телефонный номер Господа. Если вы хотите с кем-то поговорить, вы набираете его номер. Правда? У людей есть открытый номер и секретный номер. Но номер телефона Кришны не секретный. Когда вы повторяете Маха-мантру, вы напрямую звоните Кришне. Когда вы повторяете Маха-мантру, Кришна танцует на вашем языке.

В. Вы говорили, что люди надеются найти счастье в этом мире. Откуда эта надежда приходит?
О. Люди надеются найти счастье в материальном мире, поскольку они не настолько разумны, как вы. Вы уже поняли, что без Господа нет настоящего счастья, поэтому вы идете по верному пути. И когда вы будете проповедовать, все больше и больше людей будут узнавать об этом. Я помню, как приезжал в Ростов лет двадцать пять назад. Было всего несколько преданных. Сейчас столько много преданных! Когда преданные проповедуют, все больше и больше людей узнают: "Да, это путь к настоящему счастью".

В. Пожалуйста, поясните, что означает преданно служить Кришне.
О. Мы служим Кришне на Его условиях, а не на наших. Это один из принципов предания Господу. Чтобы постичь Господа, который абсолютно чист, мы должны стать чистыми. В настоящий момент мы нечисты. Кришна говорит: "Вы можете обрести чистоту, повторяя святое имя". Харер нама харер нама харер нама ева кевалам калау настйева настйева гатир анйатха - повторяйте святое имя, повторяйте святое имя, повторяйте святое имя. И затем мы следуем наставлениям Кришны в Бхагавад Гите. Кришна говорит: сарва дхарма париттйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва папебхйо мокшаисйати ма шучах - оставьте все виды религиозности и просто предайтесь Мне. Затем Кришна говорит: "Служите Мне и оставайтесь в обществе преданных". Примите гуру. Гуру будет наставлять вас. Это разные аспекты предания Господу.

В. Кто-то сказал, что когда мы читаем много книг, наше сердце ожесточается. Как можно смягчить наше сердце?
О. Нет, кто-то вводит вас в заблуждение. Не верьте ему. Если вы будете читать книги Шрилы Прабхупады и повторять джапу, вы станете смиреннее. Если на дереве много зрелых плодов, то его ветви опускаются к земле. Но когда плоды незрелые, ветви высоко вздымаются в небо. Если вы будете читать книги и повторять джапу, вы станете смиреннее.

В. Как раскрыть сердце навстречу духовному учителю? Как позволить духовному учителю войти в наше сердце. Потому что мы можем понимать своим умом и разумом, но наше сердце может оставаться закрытым.
О. Рупа Госвами говорит о шести расах между преданными. Одна из них - это раскрывать свой ум более продвинутым. Принимать их наставления. Предположим, у вас в сердце есть сомнения. Даже у Арджуны были сомнения. Не нужно стестняться. Вместо того, чтобы носить свои сомнения в уме и что-то выдумывать, обратитесь к своим старшим и скажите: "У меня есть такие сомнения. Вы могли бы прояснить их"? Преданные с радостью помогут вам. Это и означает открыть сердце. Это не значит, что вам нужно делать открытую хирургическую операцию на сердце.

В. В Бхагавад Гите говорится, что если человек повторяет имя Кришны в момент смерти, он возращается к Богу. Но если он повторяет святое имя Кришны и не имеет любви к Богу, он все равно возвращается к Богу?
О. Только очень удачливые люди могут повторить в момент смерти святое имя. Те, кто не обладают любовью к Кришне, не смогут произнести Его святое имя.

В. Мы часто слышим и от Вас тоже, что нужно предаться Кришне. Пожалуйста, научите нас.
О. Мы всю лекцию об этом говорили. Есть история об одном человеке, который прочитал всю Рамаяну. В конце он спросил, а кто такой Рама? Всю лекцию мы обсуждали, как предаваться Кришне. Делайте то, о чем говорилось в лекции.

В. В каком настроении мы должны проповедовать сознание Кришны?
О. Когда мы проповедуем сознание Кришны, внутри мы должны молиться Господу: "Пожалуйста, сделай меня своим орудием, чтобы спасти этого человека. Сам по себе я не обладаю никакой силой. Но по Твоей милости этот человек может быть спасен".