foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны Joomla 3 тут

Мы рады приветствовать вас сегодня на вечерней программе. Вчера вечером мы говорили о том, как Господь Чайтанья прославлял Санатану Госвами, и мы вкратце описали шесть принципов предания себя Господу. Сегодня утром мы обсуждали стих, который произнес Прахлада Махарадж. В этом стихе Прахлад дал нам очень важное наставление. Прахлад сказал: "Мой дорогой Господь, я желаю быть Твоим бескорыстным слугой, а Ты всегда будешь моим вечным Господином. Если Ты хочешь мне дать благословение, дай мне только одно благословение, чтобы материальные желания были с корнем вырублены из моего сердца". Кто-то может сказать: "О, если у меня не останется материальных желаний, как я буду жить"? Я хочу духовной жизни, но и материальной тоже.

Сегодня вечером мы будем обсуждать наставления Господа Чайтаньи Санатане Госвами, в особенности пять главных составляющих преданного служения. Но перед этим я хотел бы затронуть несколько тем, которые прежде всего уместны для местных преданных. Конечно, в каком-то смысле они относятся ко всем, поскольку этот храм в Ессентуках является главным храмом всего региона. Вчера и сегодня у нас состоялись небольшие обсуждения с Региональным Секретарем этого региона, Вивасваном Прабху и старшими преданными, связанными с этим храмом. Как некоторые из вас знают, было некоторое недовольство тем, что проходило в последние несколько месяцев.

В материальном мире всегда будут какие-то проблемы, неважно, где вы живете, куда вы отправитесь. Может быть, нет проблем только в Ярославле. Это материальный мир. Как вы знаете два преданных занимались ответственным служением в этом храме: Шачипрана и Парамананда Кришна Прабху. Они продолжат выполнять свое служение и отчитываться Васуман Прабху. Бхакти-кешава Махарадж тоже очень вдохновился, приехав в Ессентуки. Он вдохновился настолько, что решил несколько раз в году приезжать сюда и помогать здесь. Мы надеемся, что он сможет приезжать в Ессентуки три-четыре раза в год. Он сам родом отсюда неподалеку. Он будет работать вместе с Васуманом как Региональный Секретарь. Он будет помогать преданным построить отношения в общине.

Мы хотим, чтобы все вы стали лидерами. В материальном мире люди боятся конкуренции. Одна фирма боится, что другая фирма ее обойдет. Одна страна боится, что другая страна ее обгонит. Один человек не хочет, чтобы другой его обошел. Но в ИСККОН мы хотим, чтобы все росли. Чем больше преданные будут получать полномочий, тем больше будет распространяться послание Господа. Эти два региональных лидера будут работать вместе, так что регулярно старшие преданные будут приезжать в Ессентуки. Недавно окрылся центр Намахатты в Пятигорске. В ИСККОН, когда где-то открывается центр, сначала это центр Намахатты. Мы хотим, чтобы все сотрудничали, чтобы распространять Движение Шрилы Прахбхупады.

Также мы хотим попросить вас принимать активное участие в программах, которые проводятся Храмом: харинама, распространение книг, "Пища Жизни". Все должны участвовать в харинамах. Шрила Прабхупада начал это Движение с харинамы. В Нью Йорке есть парк, который называется Томпкинс-сквер Парк. Там есть знаменитое дерево. Он садился под этим деревом, брал барабан, который ему привезли из Индии, пел киртан, и так привлеклись первые последователи. Несколько лет назад мэрия Нью Йорка установила табличку под этим деревом, где сидел Шрила Прабхупада. На ней написано, что это то дерево, под которым основатель Движения Сознания Кришны начал свое движение.

Все старшие преданные согласились, что нужно работать вместе, чтобы сражаться с майей. Прабхупада часто говорил: "Вместе мы выстоим, по одиночке мы потерпим поражение". Мы все должны работать вместе. Прабхупада также говорил: "Ваша любовь ко мне проявится в том, как вы будете сотрудничать друг с другом". Вы не можете говорить: "Я люблю Кришну, я люблю Прабхупаду, но вот с этим преданным я не могу сотрудничать". Это будет внутренним противоречием. В духовной жизни необходимо сотрудничать. У нас есть один общий враг, будь вы брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяси. Это майя. Майя обладает огромным влиянием, поэтому мы должны объединиться.

Мы надеемся, что все преданные, связанные с этим Храмом, будут сотрудничать друг с другом, с энтузиазмом участвовать во всех программах и вместе служить для того, чтобы распространять Движение Сознания Кришны. Вы все согласны с этим? Погромче! Соседи иногда жалуются на ваши киртаны? Соседям нужно регулярно давать кришна-прасад. Шрила Прабхупада часто говорил лидерам храмов, что прежде всего нужно развивать отношения с соседями. Одна из проблем, на которые часто жалуются соседи, - это то, что по воскресеньям у храмов собирается много машин.

ЛЕКЦИЯ

Санатана Госвами вместе со своим братом Рупой получили много ценных наставлений от Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья перечислил более шестидесяти принципов преданного служения. Но затем Он обобщил их в пяти главных принципах преданного служения. Он сказал, что если вы будете совершать эти пять, то это будет равным следованию всем остальным наставлениям. Их называют пятью составляющими преданного служения. Анга или составляющая преданного служения.

Что это за пять принципов? Первое - это садху-санга. Второе - нама-киртан. Следующее - это слушание Бхагаватам. Четвертое - это поклонение Божествам с верой и преданностью. Пятое - это жить в Храме, или Ессентуках или Пятигорске. Или во Владикавказе или Нальчике. Мы обсудим эти пять принципов.

Первый - это садху-санга. Он идет даже перед нама-киртаном. Садху-санга садху-санга сарва шастра кахе лава матра садху санга сарва сиддхи хайа. Общайтесь со святыми личностями. Лава матра - это двенадцатая доля секунды. У вас есть часы, которые могут засечь одну двенадцатую долю секунды? Даже частица мгновения общения с возвышенным преданным может изменить вашу жизнь. По мнению Нарады Муни могут быть три разных вида духовного общения. Единственная цель Нарады - это всем нести послание Нараяны. Он духовный учитель Вьясадевы, и духовный учитель охотника Мригари. Он один из махаджан, духовных авторитетов.

свайам нарада шамбхух
каумаро капило манух
прахладо джанако бхишмо
балир вайасакир вайам

Существуют двенадцать авторитетов, включая Нараду Муни. Единственная миссия Нарады Муни - это странствовать повсюду и доставлять послание Бога. К счастью, Нараде Муни не нужны ни билет на самолет Аэрофлота, ни виза, как вам. Он может свободно путешествовать в пространстве. Мачеха оскорбила Дхруву Махараджа. Он решил отправиться в лес. Сначала Нарада Муни испытал его: "Зачем ты так всерьез принял слова своей мачехи"? Дхрува сказал: "Если ты можешь помочь мне в поисках Бога, я буду говорить с тобой. Иначе, оставь меня в покое".

Нарада Муни увидел, что он решительно настроен и дал ему ряд наставлений. Он дал ему мантру, объяснил, как медитировать на Господа. Нарада Муни объяснил ему, что у человека может быть три вида общения: общение с более продвинутыми, общение с равно продвинутыми и общение с менее продвинутыми. Нарада Муни также объясняет, как взаимодействовать на этих трех уровнях, потому что в нашей духовной жизни мы встречаемся с преданными этих трех категорий.

Нарада Муни говорит, что когда мы встречаемся с кем-то, находящимся на более высоком уровне, нужно радоваться этой возможности, потому что вы можете услышать то, что поможет вам духовно разиваться. В Десятой Песне Шримад Бхагаватам дается следующий пример. Когда павлины видят первые облака с натуплением сезона дождей, они начинают танцевать от радости. Подобным образом, если вы встречаете кого-то, кто находится на более высоком уровне, нужно радоваться этому. Рупа Госвами говорит о шести расах между преданными. Раскрывать свой ум более продвинутым. Когда вы встречаетесь с кем-то, находящимся на более высоком уровне, вы можете раскрыть ему свои мысли и принять его наставления. Затем есть общение с равными. С ними нужно дружить. А что нужно делать, когда вы встречаетесь с кем-то находящимся на более низком уровне? Отругать его? Нет, нужно проявить сострадание.

Итак, мы говорим о садху-санге. Садху-санга может проходить на трех уровнях. Как каждый год вы ездите на фестиваль Садху-санга. Вы хотите общаться с более опытными преданными. Вы хотите послушать их наставления. Когда мы встречаемся с равными, мы должны разивать дружеские отношения. Что значит дружба в духовной жизни? Мы все знаем, что значит дружба в материальной жизни. Ты помогаешь наслаждаться мне, а я помогаю наслаждаться тебе, а если это не происходит, мы расстаемся. Любые отношения в материальном мире, будь то отношения по работе, в браке, - все они заканчиваются, когда люди перестают получать удовольствие от этих отношений.

Шрила Прабхупада вдохновлял нас развивать вриндаванское видение, то есть научиться видеть хорошее во всех. В каждом есть каки-то хорошие качества. Конечно, могут быть и плохие качества, но какие-то хорошие качества есть у каждого.

Дружба в духовной жизни означает, что мы помогаем друг другу служить Господу, служить Его миссии. В коментарии Шрила Прабхупада объясняет, что когда в материальной жизни вы встречаете кого-то более успешного, вы начинаете ему завидовать. Но в духовной жизни мы не должны завидовать. Мы должны радоваться, когда видим, что другой преданный хорошо духовно развивается, и его пример должен служить для нас источником вдохновения. Если вы видете, что кто-то добивается успеха в духовной жизни, это вдовхновляет вас. Вы думаете: "Если он сделал это, почему я не смогу"? Поэтому вместо того, чтобы завидовать, мы радуемся.

В материальной жизни, если вы встречаете кого-то равного, вы пытаетесь стянуть его вниз и похвалиться, что вы лучше. А когда вы встречаете кого-то менее продвинутого, вы должны проявлять сострадание. В материальной жизни, когда вы встречаете кого-то, кто ниже вас по уровню, вы стараетесь эксплуатировать его. Богатые страны эксплуатируют бедные страны. Богатые люди эксплуатируют бедных. Итак, вкратце, это три разных вида общения, которые у вас могут быть.

Садху-санга могущественна тем, что она дает нам доступ к харинаме. Как началось Движение Сознания Кришны в вашей стране. Шрила Прабхупада приехал сюда в 1971 году всего на пять дней. К тому времени Сознание Кришны уже утвердильсь в Северной и Южной Америке, в Европе, в Азии. Но Шрила Прабхупада думал: "Нужно также принести сознание Кришны в Советский Союз". Пробыв всего несколько дней, Шрила Прабхупада дал посвящение одному русскому преданному. Он обучил его философии, научил его готовить, как одевать дхоти, и уехал. Постепенно началась проповедь, и сейчас вы можете видеть, к чему это все привело. Все это произошло благодаря садху-санге.

В Третьей Песне мы читаем о воплощении Господе Капиладеве. Его мать звали Девахути, а отца Кардама Муни. Мать знала, что ее сын - воплощение Бога. Поэтому она задала своему сыну вопрос. Она сказала: "Ты мое трансцендентное око". Преданный, обладающий трансцендентной мудрость, выступает в роли трансцендентных глаз для того, кто находится в невежестве. Подобно тому как мы видим глазами, в духовной жизни нас учат видеть глазами священных писаний - шастра-чакшуш. Ум может говорить, что все хорошо, но стоит сверить это с писаниями.

Мама Капиладевы хотела узнать, как можно освободиться от путь рождения и смерти. Сын, услышав этот вопрос, очень обрадовался. Если кто-то подойдет к вам и спросит, что такое Харе Кришна вы тоже обрадуетесь. Не правда ли? Вчера мы гуляли в парке, читали джапу, и когда мы уже возвращались к машине, одна женщина, которая продавала что-то, сказала: "Харе Рама! Харе Кришна"! - и все преданные были очень рады услышать это.

Девахути хотела узнать, как освободиться от пут материи. Конечно, мы не должны неправильно понимать положение Девахути. Она задает эти вопросы больше для нашего блага, подобно тому, как Арджуна задавал вопросы для нашего блага. Арджуна вечный спутник Господа, поэтому не может быть и речи, чтобы он был в иллюзии. Господь сказал: "Нужно перенести привязанность на осознавших себя душ. Обретя привязанность к святым людям, ты сможешь обрести знание".

Нарада Муни в этой связи приводил личный пример. В предыдущей жизни Нарада был сыном служанки, которая прислуживала в доме великих мудрецов. Обычно, мудрецы путешествуют и проповедуют, но в четыре месяца сезона дождей они остаются на одном месте. В то время у них не было микроавтобусов Мерседес. У мамы Нарады Муни была привелегия служить им. Поскольку он был единственным сыном своей матери, он имел возможность слушать их и вкушать остатки их пищи.

Господь Чайтанья задал Рамананде Раю ряд вопросов. Господь хочет прославлять Своего преданного, а преданный хочет прославлять Господа. Господь Чайтанья спросил: "Что является самым большим страданием для преданного"? Другими словами, что приносит преданному самую большую боль? Рамананда Рай ответил: "Помимо разлуки с преданными Кришны я не знаю другой невыносимой боли". Он сказал, что разлука с преданными Господа приносит самую невыносимую боль.

Итак, если вы хотите духовно развиваться, то садху-санга - это необходимое условие. Садху-санга бывает на разных уровнях. Вы можете сказать: "Я буду ездить раз в год на Черное Море на фестиваль Садху-санга, а остальное время я буду сам по себе". Нет, нам нужна регулярная садху-санга. Когда Шрила Прабхупада основал первый Храм в Нью Йорке, он ввел воскресные пиры любви. Прабхупада лично готовил воскресные пиры. Многие люди приходили просто, чтобы поесть на воскресном пиру, и пир был настолько вкусным - расагулы, пакоры, качори, - что они становились преданными. Воскресные программы, которые мы проводим, - это мини фестиваль Садху санга. Пользуйтесь этой возможностью общения.

Сейчас проповедь расширяется через намахатты, бхакти-врикши, появилось больше возможностей для духовного общения. Поэтому стремитесь к духовному общению. Принимайте общение и давайте общение. Не будьте скупцами. Если вы встречаете кого-то менее духовно развитого, проявляйте к нему сострадание. Сострадание можноо проявлять разными способами. Можно дать им книги. Прабхупада говорил, что пока распространяются его книги, он не умрет. Очень хорошо, что во многих храмах России преданный вместе выходят распространять книги по выходным дням. Это называется "Санкиртана выходного дня". В Америке и Канаде в каждом храме проходит такая программа. Преданные, которые занимаются бизнесом или работают, в выходные, когда они свободны выходят распространять книги.

Кто-то может сказатиь: "Но у меня нет этого настроения сострадания". Это так, у нас нет настроения Прахлады Махараджа. Но у нас должна быть вера в наставления Прахлады Махараджа и его последователей. Если вы будете искренне это делать, даже если у вас нет способностей, Кришна вас вдохновит. Поэтому не недооценивайте садху-сангу. Иногда у нас развивается привычка слишком критиковать преданных. Развивается настроение поиска недостатков в других, праджалпы. Нужно быть осторожным. Один из результатов вайшнава-апарадх состоит в том, что вы можете потерять святое имя, вы можете потерять общество преданных.

Чайтанья Махапрабху подчеркивал важность садху-санги. Есть поговорка: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". То, с кем мы общаемся, влияет на наш образ жизни. Это происходит и в материальной жизни. Пьяницы любят тусоваться с другими пьяницами. Где их можно найти? В барах. Игроки любят тусоваться с другими игроками. Где их можно найти? В казино. Преданные хотят больше служить Господу. Где их можно найти? В храмах ИСККОН. Поэтому постройте свою жизнь так, чтобы у вас было больше общения.

Затем Господь говорит: нама-киртан. Именно благодаря общению с преданными вы узаете о ценности святого имени. Господь Чайтанья не сказал, что сначала нама-киртан а потом садху-санга. Именно садху-санга знакомит нас со свтым именем. Садху-сангу мы получаем через два разных канала. Первое - это общение с преданный, который знакомит вас со святым именем. Второе - это когда кто-то дает вам книгу. Вы начинаете ее читать и так узнаете о святом имени. Я знаю много примеров того, как люди начинали повторять святое имя, просто прочитав книги, еще до того, как встретить преданных. Кто из вас пришел в Движение, потому что кто-то дал вам книгу? Итак, садху-санга - это обязательное условие.

Итак, садху-санга знакомит вас со святым именем. У Шукадевы Госвами спросили: "Как могут спастись люди Кали-юги"? В Двадцать Шестой Главе Пятой Песни описываются адские планеты. Кто из вас читал это описание адских планет? Это пугающее описание, не правда ли? Иногда люди читают об этом и сразу закрывают книгу. Но Парикшит Махарадж, будучи преданным, беспокоился, как спасти людей. Он хотел узнать, как спасти людей Кали-юги. Что сказал Шукадева Госвами? "О царь, Кали-юга это океан порока". Благодаря Интернету дурные привычки распространяются еще быстрее. Но Интернет также может быть благословением. Можно получать даршан Божеств из множества храмов. Шукадева Госвами сказал: "Кали-юга - это океан порока, но в этот век есть одно благословение. Это воспевание имен Бога".

В Шестой Песне есть история об Аджамиле. Аджамила пал со своего положения. Он потерял свою духовную целостность из-за неправильного общения. Общение играет очень важную роль. Поэтому Чайтанья Чаритамрита говорит: асат-санга тьяга - ей вайшнава-ачара - нужно свести к минимуму общение с непреданными. Но ели быть реалистичными, мы не можем полностью избегать общения с мирскими людьми. Нужно ходить на работу, или, если вы бизнесмен, вам нужно продавать свои товары. Если вы скажете, что будете продавать свои товары только преданным Харе Кришны, вы скоро обанкротитесь. Вам нужно учиться. Вы скажете: "Я буду ходить только в институт, где одни преданные". Может быть, вам придется подождать, пока появится такой институт. Даже когда вы выходите проповедовать, вам приходится общаться с непреданными. То есть мы общаемся с непреданными в той степени, в которой это необходимо и не более того.

В истории об Аджамиле мы узнаем о том, как он спасся, как его спасло повторение имени Нараяны. Мы все знаем о ценности повторения святого имени, иначе вас бы здесь не было. Иногда преданные говорят: "Я повторяю святое имя механически. У меня нет вкуса". Я думаю, что во многих случаях это просто проявление смирения. Если бы вкуса не было, вы бы не тусовались с преданными. Повторение святого имени приносит благо в любой ситуации, но если делать это внимательно, оно принесет еще большее благо. По крайней мере, когда вы повторяете свои круги, нужно заниматься только этим. Сейчас одно из самых главных отвлечений при повторении святого имени - это ваши вечные спутники, сотовые телефоны. В Англии недавно проводили исследования и обнаружили, что шестьдесят процентов людей, просыпаясь рано утром, еще не пожелав никому доброго утра, берут свои телефоны, чтобы проверить, кто им звонил. Смартфоны стали вашим спутниками жизни. Смартфоны становятся все дешевле и дешевле. По крайней мере, когда вы повторяете джапу, выключите свой смартфон, чтобы вы могли сосредоточиться на джапе.

Повторение святого имени - это главный метод очищения сердца. Рупа Госвами говорит, что святое имя сладкое как леденец. Но, поскольку наши языки поражены авидьей, мы неспособны ощутить сладость святого имени. Вожделение, гнев, зависть, ненависть постоянно оказывают на нас свое влияние. Все это называется авидья или невежество. Как же избавиться от авидьи? Повторяя святое имя. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал: чето дарпана марджанам.

Таким образом повторение святого имени очень важно. В Чайтанья Чаритамрите есть история о гундича-марджанам, когда Господь Чайтанья и Его преданные участвовали в уборке храма Гундича. Гундича это имя жены Царя Индрадьюмны. Царь Индрадьюмна это царь, который построил знаменитый храм в Джаганнатха Пури. Когда Господь Чайтанья и Его спутники убирали храм, они скребли грязь с пола, стен и потолка. Они убирались два раза. Бхактисиддхантаджи объясняет, что уборка храма Гундича сравнимо с очищением нашего сердца.

Наше сердце необходимо очистить, и главный способ для очищения сердца - это повторение святого имени. Это наша главная обязанность: постоянно стараться улучшать качество своей джапы. Кто-то может сказать: "О, я уже в ИСККОН так долго, но мои анартхи как были, так и остались". Вы знаете историю про свадебную процессию? Бхактисиддхантаджи обычно рассказывал эту историю.

Однажды, группа людей отправилась на свадьбу, и им нужно было прибыть в определенное место. Они сели в лодку и легли спать. Перед этим они сказали лодочнику: "Завтра утром мы должны быть в таком-то месте". Бедный лодочник греб всю ночь, но лодка так и не сдвинулась с места. Они стали искать причину. В чем же была причина? Лодочник забыл сняться с якоря.

Итак мы приходим к духовной жизни. Мы получаем инициацию, поднимаемся по духовной карьерной лестнице, но не поднимаем якорь с пути чувственных наслаждений. Поэтому наша духовная лодка уплыла недалеко. Поэтому мы должны повторять святое имя и избегать оскорблений. И каждый преданный, неважно, начинающий или опытный, должен всегда следить за тем, улучшается ли качество его джапы, избавляется ли он от оскорблений.

Следующий принцип - это слушание Шримад Бхагаватам. Слушание Шримад Бхагаватам играет очень важную роль. В Бхагаватам много духовных историй. У всех этих историй есть одна общая тема: все они приводят нас к преданному служению. Благодаря регулярному слушанию Шримад Бхагаватам сердце очищается от всего неблагоприятного, и в нем утверждается чистое преданное служение. Конечно, те, кто живут в храме, могут посещать лекции в храме. Но большинство преданных живет дома. И во многих храмах, как, например, в Москве, можно слушать лекции, находясь дома. Поэтому если вы не можете придти на лекцию, вы можете слушать ее через Интернет. Если вы слишком бедны и не можете позволить себе иметь компьютер, вы можете просто читать книги. Главное, читайте. Читайте внимательно.

Затем, поклоняйтесь Божествам с верой и преданностью. Господь воплощается в образе арча-виграхи. Арча-виграха неотлична от Господа. Если вы видите, что это Господь, который пришел в образе Божества, то однажды Господь заговорит с вами. Но если вы думаете, что это статуя, сделанная из метала, мрамора или дерева, то Божество так и останется статуей.

Мадхавендра Пури был духовным дедушкой Чайтаньи Махапрабху. Он отправился в Ориссу, чтобы принести сандаловое дерево для Божества Гопала. Он пришел в место под названием Ремуна. Там есть очень известный Храм Радхи-Гопинатхи. В этом Храме Божествам предлагают сладкий рис, который называется амрита-кели - райский нектар. Мадхавендра Пури подумал: "Если я попробую этот сладкий рис, то когда я вернусь на Говардхан, я смогу готовить такой же сладкий рис своему Гопалу". Но это желание появилось у него, когда еще шло предложение. Когда мы готовим какое-то блюдо для Господа, мы должны думать: "Я это делаю для Господа". Мы не должны думать: "Я сейчас приготвлю это, потом быстренько предложу Кришне и поем. Я такой голодный".

И когда Мадхавендра Пури осознал, что у него появилось желание попробовать сладкий рис, пока он еще предлагался, он ушел из храма. Но Господь знал, какое желание было у Его преданного. Тогда Господь украл горшочек сладкого риса, спрятал его за занавеской на алтаре, и затем во сне явился к пуджари и сказал ему отнести горшочек Мадхавендре Пури, которого он сможет найти на базаре. Пуджари не мог поверить этому: "Господь украл сладкий рис? Как это возможно"? Когда он проснулся, он увидел, что это так. В писаниях есть множество других примеров. Мы хотим этим довести такую мысль, что Бог приходит в образе Божества.

Следующий принцип - это жить в дхаме. Конечно, если все преданные ИСККОН переедут в дхаму, кто будет проповедовать? Уже благодаря тому, что столько преданных ИСККОН переехали в дхаму, цены на землю там выросли до небес. Мы не хотим, чтобы цены были еще выше. Поэтому оставайтесь, где вы есть, но создайте там атмосферу сознания Кришны. Шрила Прабхупада говорил, что все эти храмы: в Лондоне, Бомбее или Москве, - находятся не в этих городах, а на Вайкунтхе. Поэтому сделайте атмосферу дома полностью духовной.

Приходите в храм и регулярно общайтесь с преданными. Это вдохновить вас больше помнить о Господе. Господь Чайтанья дал нам все, что нам нужно, для того чтобы сражаться с майей. Нам просто нужно тщательно следовать, читать, слушать и обрести решимость продвигаться духовно. Вы слышали такое выражение: "Бог помогает тем, кто помогает сам себе"? Если вы будете предпринимать искренние усилия, Кришна вам поможет. И Шрила Прабхупада создал это замечательное общество ИСККОН, которое дает нам столько возможностей духовно развиваться. Практически по всему миру есть замечательные храмы, замечательные Божества, замечательные книги, замечательные преданные. Все, что нам нужно сделать, - это обуздать свой ум.

Что говорил Бхактисиддхантаджи? Каждый раз, когда вы просыпаетесь, бейте себя сто раз по голове ботинком. Это значит, что вы говорите себе: "Я не буду слушать этот ум. Я буду слушать только чистый ум - ум Господа и Его представителей". Если у вас будет такая решимость, вы добьетесь успеха.

Сознание Кришны - это метод, исполненный большого счастья. Су-сукхам означает, что следование этому методу приносит счастье. Павитрам означает, что он самый чистый. Также он неисчерпаем. Примите сознание Кришны серьезно и будьте счастливы. - Брахма-бхута прасаннатма на шаучати на канкшати - тот, кто достигает трансцендентного уровня, автоматически становится счастливым. В садху-санге вы получаете решимость сражаться с майей. Поэтому сделайте своим принципом регулярно общаться с преданными. Это могут быть даже не очень возвышенные преданные: вашего уровня или даже ниже, - все равно общайтесь с ними. Быть слугой слуги слуги - это большая привелегия, чем быть господином.

Нужно развить в себе желание служить вайшнавам и вайшнави. Поэтому в писаниях снова и снова говорится о важности смирения. Кришнадас Кавирадж говорит, что стих тринад апи суничена настолько важен, что нужно повесить его себе на шею. Все вы собираетесь следовать этому наставлению тринад апи суничена? Харе Кришна!

В. Отчего появляется страх полного предания Кришне, и как его побороть?
О. Вам нужно понять, что значит предаться Господу. Мы не должны думать, что нам прикажут: "Оставь семью, работу, деньги и переезжай жить в ашрам во Вриндаване. Продай все свое имущество, а все деньги отдай гуру". Может быть, Вы этого боитесь? Предание в духовной жизни означает, что вы повторяете свои круги, хотя бы шестнадцать, следуете регулирующим принципам и служите. Шрила Прабхупада приводил пример лекарства и диеты. Он говорил, что для того, чтобы вылечиться вам нужны и лекарство и диета. Лекарство - это повторять Харе Кришна, читать и т.д. А диета - это служение. Поэтому мы также должны стремиться служить. Даже если это простое служение - мыть кастрюли в храме. Я знаю одного ученика Прабхупады в Монреале, который уже сорок лет приходит в храм и моет посуду.

В. Как преданный может занимать в служении свою материальную деятельность?
О. Предположим, вы успешный бизнесмен. Используйте прибыль в служении Кришне.