foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Вчера мы говорили, что сегодня мы будем обсуждать Чайтанья Чаритамриту - некоторые игры Господа и философию, поведанную Господом. Вчера мы обсудили несколько стихов из Бхагаватам а сегодня решили обсудить Чайтанья Чаритамриту. Мы немного поговорим о Чайтанье Махапрабху и Его наставлениях Санатане Госвами.

Как мы все знаем, Чайтанья Махапрабху описывается как самое милостивое из всех воплощений. Почему Он самое милостивое из всех воплощений? Потому что Он упростил метод самоосознания и свободно распространял знание о том, как любить Бога всем без ограничений. Он явился вместе со Своими спутниками, включая Господа Нитьянанду, а также другими членами Панча-таттвы: Адвайтой Ачарьей, Гададхарой и Шривасой Пандитом. В Чайтанья Чаритамрите объясняется, что Панча-таттва ограбила сокровищницу любви к Богу свободно раздало ее всем.

И хотя Чайтанья Махапрабху Верховная Личность Бога, Он также считается скрытой аватарой. Скрытая аватара означает молчаливая аватара или гупта-аватара, потому что Он никому не говорил, что Он воплощение. Но это не означает, что Он не воплощение, потому что несколько раз Он показывал трансцендентные игры.

Вчера мы обсуждали, чем занимать свой ум, и одной из тем являются лилы Господа. Существует множество удивительных и непостижимых игр Господа. Однажды, когда Он был маленьким в их доме остановился на ночлег один паломник. Отца Господа Чайтаньи звали Джаганнатха Мишра, а Его маму звали Шачидеви.

Отец Господа Чайтаньи попросил брахмана приготовить себе поесть. Обычно брахманы любят делать для себя все сами. Брахман приготовил еду, начал предлагать ее Господу и в это время прибежал Нимай и съел все прямо с подноса для предложения. Естественно, поскольку все было съедено, брахман подумал, что, может быть, Господь не хотел, чтобы он сегодня поел. Разница между брахманом и небрахманом в том, что когда он попадает в трудную ситуацию, он не винит других. Он принимает ее как милость Господа. Поэтому этот брахман подумал, что, может быть Господь хочет, чтобы он остался голодным.

Но Джаганнатха Мишра и Вишварупа уговорили его приготовить еще раз. И когда он приготовил во второй раз, случилось то же самое: пришел Нимай и съел все с подноса. Джаганнатха Мишра почувствовал себя настолько оскорбленным, что он запер ребенка в комнате подальше от дома и вновь обратился к брахману с просьбой приготовить прасад. Он не хотел этого делать, но, поколебавшись, все-таки сделал это, и вдруг снова появился Нимай.

Когда Нимай появился в третий раз, брахман был потрясен. Он сказал: "Откуда Ты взяался? Твой отец сказал, что запер Тебя далеко от дома". Нимай сказал: "Почему ты беспокоишься. Ты приготовил это подношение для кого? Для Кришны. Я Кришна". Брахман сказал: "Вишну! Вишну! Вишну! Посмотрите на этого богохульника. Он утверждает, что Он Кришна". Как только он произнес это, Нимай явил Свой облик Шьямасундары. И как только Он сделал это, брахман припал к Его стопам и попросил прощения. И тогда Нимай дал ему приказ: "Никому не рассказывай, что ты видел этот облик, потому что если ты расскажешь об этом, моя чудесная лила будет испорчена". Поэтому брахман стоял перед дилеммой, говорить ли другим о том, что он видел форму Верховной Личности Бога, или нет.

У Нимая были очень удивительные взаимоотношения с очень бедным преданным по имени Кхолавечха Шридхар. Когда мы ходим на Навадвипа-мандала Парикраму, мы останавливаемся в местечке, где жил Кхолавечха Шридхар. Конечно, сейчас это простое сельскохозяйственное поле. С материальной точки зрения Кхолавечха Шридхар был очень бедным человеком, беднее, чем самый бедный преданный Харе Кришна в Ванкувере. Он жил за счет того, что продавал чашки из банановых листьев. Вы знаете, что в Индии люди покупают цветы и фрукты, помещают их на тарелочку из листьев и пускают на воду, так поклоняясь Ганге. Кроме этого он продавал фрукты.

В юном возрасте Нимай стал очень выдающимся знатоком Санскрита. Поэтому Его называли Нимай Пандит. Пандит означает ученый, духовно ученый, а не просто материально образованный. Но к несчастью, пандиты стали кастой в Индии. Поэтому есть мистеры Пандиты, которые пьют, курят, едят мясо и т.д. Нимай основал школу, где Он преподавал Санскрит, и уникальной особенностью Его курса было то, что каждое правило Он связывал с именем или лилой Кришны. На самом деле, Он учил сознанию Кришны, но многим ученикам это не нравилось. Даже пятьсот лет назад некоторые говорили, что Нимай дает им слишком много знания о Кришне. Поэтому если кто-то сегодня негодует, нам не нужно особенно расстраиваться. Я представляю, как нелегко Нимаю было преподавать, потому что столько людей противились этому.

Каждый день Нимай приходил к лавке Шридхара по дороге в школу, и между Нимаем и Шридхаром проходили очень уникальные игры. Нимай спрашивал его: "По чем сегодня бананы"? Тот называл Ему цену. Нимай говорил: "Нет, слишком дорого! У тебя слишком большая прибыль"! Это была особая раса.

У Кхолавечхи Шридхара был очень маленький доход, и пятьдесят процентов своего дохода он тратил на поклонение Ганге. Нимай был очень доволен его преданностью. И другой особенностью Кхолавечхи Шридхара было то, что он день и ночь повторял святые имена. Соседи Кхолавечхи Шридхара стали его врагами. Они говорили: "Этот человек одержим духами. Он не спит по ночам потому что он очень бедный и все время голодный. Он всю ночь повторяет: "Харе Кришна Харе Кришна", - и не дает нам спать.

Однажды Нимай явил Свою Вселенскую форму Своим самым близким преданным, и одним из них был Кхолавечха Шридхар. Нимай послал за Кхолавечхой Шридхаром одного преданного. Он сказал ему: "Отправляйся туда то, и там ты услышишь, как кто-то день и ночь повторяет святые имена. Это Кхолавечха Шридхар". Этот преданный отправился туда. Он подходил к домам и слушал, кто повторяет Харе Кришна. Так он оказался в месте, где Кхолавечха Шридхар повторял святые имена день и ночь.

Когда Кхолавечха Шридхар услышал, что Махапрабху послал за ним этого человека, он очень обрадовался. И Махапрабху предложил ему любые богатства, какие бы он ни пожелал. Что может быть непостижимым для Господа? И о чем попросил Кхолавечха Шридар? Он сказал Ему: "Если Ты хочешь дать мне благословение, дай мне благословение, чтобы в кажом рождении я мог общаться с Тобой, и чтобы в каждом рождении Ты приходил к моей лавке и торговался со мной".

Чайтанья Махапрабху питал огромное почтение к Шридхару. Вероятно, вы знаете, что, когда Господь Чайтанья начал свое движение санкиртаны в Навадвипе, Он начал его в доме Шриваса Пандита. Шривасангам непосредственно примыкает к нашему Чандродая Мандиру. Господь Чайтанья каждый день проводил киртан, и на киртан допускались только Его самые близкие преданные. Вы можете спросить: "Почему"? Потому что во время киртана Махапрабху проявлял признаки экстаза, которые могли понять только очень продвинутые преданные. Неофиты не могли их понять.

В те времена жил один преданный брахман, которого не пускали. Чайтанья Махапрабху каждый день ходил принимать омовение в Ганге. Этот брахман встретился с Чайтаньей Махапрабху на Ганге и сказал: "Вчера я пытался попасть на киртан, но Твои помощники меня не пустили". Он намотал на палец свой брахманический шнур и произнес: "Я проклинаю Тебя, чтобы Ты был лишен материального счастья". Когда Господь Чайтанья услышал это проклятие, Он сказал: "Большое спасибо"!

В Бхагаватам мы читаем историю о Дакше. "Дакша" означает "тот, кто эксперт в воспроизводстве населения". Сейчас если у кого-то рождается четверня, они это повсюду рекламируют. Но у Дакши было десять тысяч сыновей. И как совеменные родители, он хотел, чтобы они все стали грихастхами. Но он знал одну вещь, которую не знают современные родители, перед тем как стать грихастхами они должны пройти обучение как брахмачари. Он послал их в священное место Нараяна-саровара, чтобы практиковать аскезы и обучиться духовноц жизни. Нарада Муни трикалагья, тот, кто знает прошлое настоящее и будущее. И благодаря своему трансцендентному могущетсву Нарада Муни умеет появляться в нужном месте в нужное время.

Нарада Муни пришел туда, и сыновья Дакши были настолько простыми и преданными, что благодаря общению с Нарадой Муни они решили, что не вернутся домой. Они не перешли в грихастха-ашрам и решили не возвращаться домой. Когда Дакша услышал, что его десять тысяч сыновей решили не возвращаться домой, а остаться там же и продолжить совершать аскезы, почувствовал себя очень оскробленным. Он был готов проклясть Нараду Муни, потому что он подозревал, что это была уловка Нарады Муни.

Но тогда Господь Брахма сказал ему: "Не беспокойся! Какая проблема? Ты сможешь завести себе еще детей"! И Дакша произвел на свет еще один пакет из тысячи сыновей. И Дакша опять хотел, чтобы они стали грихастхами, но перед этим обучились духовной практике. Он послал их в то же место для обучения. Тогда там опять появился Нарада Муни. Нарада Муни тогда занялся косвенной пропоедью. Иногда мы проповедуем прямо, а иногда косвенно. Не правда ли?

Он сказал: "О, вы прямо как ваши старшие братья"! И в результате общения с Нарадой Муни они тоже решили: "Мы не вернемся домой". Дакша был настолько разгневан, что он сказал: "Ты думаешь, что ты святой? На самом деле ты негодяй! Я святой"! И он проклял его, что он не сможет оставаться на одном месте более, чем несколько секунд. Нарада Муни получил лицензию оставаться на одном месте не более, чем несколько секунд, но он настолько могуществен, что может возвысить даже самые оскверненные души, такие как охотника Мригари.

Эта история приводится в Чайтанья-чаритмрите. О том как жил да был охотник, который смертельно ранил животных а затем наслаждался видом того, как они умирали. А когда они умирали, он продавал их шкуры. И когда Нарада Муни увидел повсюду этих умирающих животных, он сказал: "Кто виноват в этом"? Когда Мригари увидел, что кто-то приближается, он спрятался за кустами, но затем он вышел и сказал: "Это я, Мригари"! И Нарада Муни спросил: "Почему ты смертельно ранишь этих животных? Почему ты не убиваешь их до конца"? Он сказал: "Мне приносит наслаждение смотреть на их муки". Но благодаря общению с Нарадой Муни он настолько очистился. Нарада Муни объяснил ему, что есть душа, и что за всех этих животных ему придется принять на себя греховные реакции.

Тогда охотник спросил: "Если я оставлю эту профессию, как же я буду зарабатывать на жизнь? Это мой источник дохода - продавать мясо и шкуры". Нарада Муни уверил его, что у него не будет недостатка средств. И по округе разнеслась молва, что этот страшный охотник, которого все боялись, стал святым. В Индии есть обычай, что к святому с пустымм руками не приходят, поэтому все стали приносить что-нибудь. Нарада Муни увидел, что бывший охотник стал настолько осторожным, что он не делал шага, не убедившись прежде, что на земле нет ни одного живого существа. Это произошло в результате общения с Нарадой Муни.

Итак, Дакша проклял Нараду Муни, но тот принял проклятие как благословение. Шрила Прабхупада говорил, что его тоже прокляли родители его множества учеников, но он принял их проклятие как благословение.

Господь Чайтанья проводил Свои киртаны в доме Шриваса Пандита. В то время в Навадвипе был Чханд кази. Вы знаете его самадхи в Навадвипе рядом с Маяпуром? В то время Чханд кази был местным судьей. Пятьсот двадцать лет назад, хотя большинство населения Бенгалии были индусами, царь был мусульманином. У этого царя были представители мусульмане в разных местах.

Когда Господь Чайтанья начал Свое движение санкиртаны, многие сопротивлялись этому, в особенности мусульмане. Они говорили: "Этот Нимай обратит всех мусултьман в индусов". Чханд Кази послал своих представителей, которые отправились и разбили мриданги. Они сказали: "Если вы опять будете петь киртан, мы обратим вас всех в мусульман". В те времена обратить в Ислам было очень легко. Если вы работали на мусульман или ели в доме мусульманина или если на вас побрызгали водой из горшка мусульманина, вы становились неприкасаемым. В то время сообщество индусов было очень жестким.

Когда Нимай услышал об этом, Он устроил протестное движение. Нимай не мог принять этот вердикт Кази, и организовал массовое движение неповиновения, в котором Он вывел на улицы сотни тысяч преданных. Шрила Прабхупада говорил, что люди говорят, что движение неповиновение впервые начал Махатма Ганди, но в действительности Господь Чайтанья был отцом двжения гражданского неповиновения.

Он устроил огромный протестный марш ко дворцу Чханда Кази, в котором на протяжении восьми-девяти часов продолжался киртан. Пару дней назад я рассказывал историю о том, как Господь Чайтанья пел киртан в течении семидесяти двух часов без остановки. Вместе с ним был один преданный, который танцевал вместе с Ним семьдесят два часа без остановки. Это был Рагхешвара Пандит. Он, наверное, установил мировой рекорд.

После этого огромного киртана, Господь Чайтанья почувствовал сильную жажду. Тогда Он отправился напиться в дом Кхолавечхи Шридхара. В дому Кхолавечхи Шридхара не было даже крыши. У него было лишь одно дхоти, да и в нем было одинадцать дырок. И в доме у него был только один стакан. И все равно пятьдесят процентов своего дохода он тратил на поклонение Ганге. Господь Чайтанья выпил воды из стакана Кхолавечхи Шридхара. Тогда Кхолавеха Шридхар запротествоал: "Ты не можешь пить из моего стакана"! Но Господь Чайтанья сказал: "Это Моя великая удача, что Я смог попить из стакана, который использовал ты". Чайтанья Махапрабху очень уважал Кхолавечху Шридхара, потому что он был примером человека, воспевающего святые имена день и ночь и даже занимался бизнесом для удовольствия Господа.

Нимай стал очень выдающимся знатоком Санскрита в очень юном возрасте. В восемь лет Он основал Свою школу Санскрита, и пятьсот лет назад Навадвипа была центром всех интеллектуалов. Сегодня если вы приедете в Навадвипу, она не покажется вам очень процветающим городом, но исторические данные показывают, что пятьсот лет назад самым богатым царством была Бенгалия, а самой культурной частью Бенгалии был город Навадвипа. И именно в этом месте явился Господь Чайтанья, чтобы освободить падших людей Кали-юги.

Нимай Пандит стал очень выдающимся знатоком Санскрита, и в то время жил еще один знаток Санскрита по имени Кешава Кашмири. Он был диг-виджаем. Диг-виджай означает того, кто победил всех по всем четырем сторонам света. Этот диг-виджай победил всех во всей Индии. Как сейчас проходят эти международные футбольные матчи, и весь мир приклеивается к экранам телевизоров. В те времена общество было гораздо более культурным, и они устраивали дебаты по философии и Санскриту.

Кешава Кашмири прослышал, что в Навадвипе много выдающихся знатоков Санскрита. Он послал сообщение ученым Навадвипы, что он хочет сразиться с ними в дебатах по Санскриту, и что они должны выбрать своего представителя. Навадвипцы устроили собрание, и все отказывались выступать. Кешава Кашмири был таким ученым, что у всех была кишка тонка выступить против него. Все они говорили: "Нет, я не готов выступить против него", - под тем или иным предлогом.

Тогда они выбрали своим представителем Нимая. Их логика была такова. Нимай был всего лишь ребенком одинадцати лет от роду. И если бы Кешава Кашмири победил Нимая, что было очень вероятно, они бы сказали: "Ты победил ребенка. Ты не победил никого из нас". А если бы вдруг, сотая процента шансов, Нимай победит Кешаву Кашмири, они скажут: "Если маленький ребенок смог победить тебя, то что уже говорить о нас"?

Итак Нимая Пандита выбрали представителем Навадвипы в дебатах с Кешавой Кашмири. Нимай Пандит проводил урок на берегу Ганги. Сейчас кругом бетонные джунгли - все эти небоскребы. Но в те времена занятия проводились на берегах священных лет. И Нимай Пандит проводил свои занятия на берегу Ганги, и в это время туда явился Кешава Кашмири со своим окружением.

Кешава Кашмири был выдающимся знатоком Санскрита, но он был просто в благости, а не в чистой благости. Он был очень высокомерным, и его повсюду сопровождали толпы последователей, которые несли флаги и кричали: "Кешава Кашмири джая"! Как в наши дни все эти политики ездят, и их сопровождают поддаваки.

Кешава Кашмири всретился с Нимаем на берегу Ганги и спросил: "Ты и есть тот самый Нимай Пандит, о котором мы столько слышали"? Нимай сказал: "Да, Я Нимай Пандит. А ты тот самый Кешава Кашмири"? Тот сказал: "Да, но я ничтожен перед Тобой. Я столько много слышал о Тебе, почему бы Тебе не прочитать что-нибудь из собственного сочинения, чтобы я мог оценить Тебя по достоинству"? Но Нимай был всегда смиренным. Чему учил нас Господь Чайтанья? Тринад апи суничена. Он учил нас быть смиренными во взаимоотошениях с другими, в особенности с вайшнавами. Смирение также является одним из шести принципов шаранагати. Шаранагати означает принять прибежище. У вас неподалеку есть ферма Шаранагати, и я подозреваю, что многие собираются принять там прибежище.

Нимай учил нас, что если мы хотим принять прибежище у Господа, то одним из принципом является смирение. О пяти остальных мы поговорим позже. Нимай сказал: "Люди считают Меня великим пандитом, но по сравнению с тобой Я ничто. Пожалуйста, ты сочини что-нибудь"! И за час Кешава Кашмири сочинил сто стихов, прославляющих Гангу. Затем он очень гордо спросил: "Ну как Тебе понравилось мое сочинение"?

Нимай сказал: "Потрясающе! Но в различных стихах были такие-то недостатки". И Нимай смог в точности воспроизвести все сто стихов. Когда Кешава Кашмири услышал, что Нимай воспроизвел в точности все сто стихов, он был ошеломлен. На Санскрите есть термин шрути-дхара, который указывает на того, кто запоминает все, единожды услышав. Кроме Господа Чайтаньи замечательным примером шрути-дхары был Сута Госвами. Когда Шукадева Госвами рассказывал Шримад Бхагаватам, там собралось более шестидесяти тысяч мудрецов, и одним из них был Сута Госвами. И просто услышав один раз Бхагаватам, он запомнил все восемнадцать тысяч стихов.

Лес Наимишаранья, это место находится в ночи езды от Дели, более точно, это рядом с Лакноу, с незапамятных времен известен как место, где проводятся духовные обсуждения. Как сейчас есть стадионы, где играют в футбол или крикет, в древние времена были места, где проводились духовные обсуждения.

И пять тысяч лет назад мудрецы Наимишаньи начали великое жертвоприношение, целью которого было понять систему самоосознания, благодаря которой смогут спастись люди Кали-юги. И своим лидером они выбрали Суту Госвами. Суту Госвами попросили просветить аудиторию, и он рассказал Шримад Бхагаватам в точности так, как он услышал ее от Шукадевы Госвами. Поэтому новички часто путаются. Иногда там написано: Сута увача, а иногда Шукадева увача. Потому что в некоторых местах мы видим, что Шримад Бхагаватам читает Сута Госвами, а в некоторых Шукадева Госвами.

Когда Кешава Кашмири услышал, что Нимай Пандит все запомнил, услышав только раз, был потрясен и ошеломлен. После этого Нимай Пандит отметил все недостатки в его сочинении. Когда Нимай Пандит отмечал все эти недостатки, Кешава Кашмири, который победил всех, не мог ничего ответить. И ученики Нимая начали подшучивать над Кешавой Кашмири. Как если у вас есть матч, то местные болельщики всегда подзадоривают своих, здесь ученики Нимая начали подшучивать над Кешавой Кашмири, потому что он не мог постоять за себя. Но Нимай остановил их. Нимай сказал Своим ученикам: "Кешава Кашмири сегодня очень устал, поэтому он ответит на Мои замечания завтра". Только посмотрите, как Нимай защитил честь Своего гостя!

В Бхагавад-гите Кришна говорит об аскезе для языка. Он говорит: "Говорите правдивые слова". По крайней мере, во взаимоотношениях с вайшнавами мы должны быть правдивыми. Затем Он говорит, что нужно говорить слова приятным образом, не возбуждая других. Поэтому это очень важно, когда мы общаемся друг с другом, в особености, с вайшнавами, мы должны быть не только правдивы, но и почтительны. Говорим ли мы с младшим преданным, или со старшим, мы не должны забывать тот факт, что мы должны быть почтительными. И Бхагавад Гита говорит: "Говорите истину приятным образом и не будоражя других". Иногда у нас может быть склоность быть высокомерными, искать недостатки в других, оскорблять, но на пути преданного служения это не очень похвально.

И здесь у нас есть классический пример Чайтаньи Махапрабху, который заставил Своих учеников перестать принижать Кешаву Кашмири. На самом деле, Он бросился к нему на помощь. Он сказал: "Ты сегодня очень устал, поэтому ты придешь завтра и ответишь".

Той ночью Кешава Кашмири вернулся домой. Он был преданным Богини Сарасвати. Он припал к стопам Богини Сарасвати и сказал: "Всякий раз ты говорила моими устами, но сегодня этого не было. Пожалуйста приди и спаси меня завтра". Но Богиня Сарасвати сказала: "Я не могу придти к тебе на помощь потому что этот мальчик Нимай никто иной, как Верховная Личность Бога". На следующий день Кешава Кашмири вместе со своими последователями предался Нимаю Пандиту. Тот простил его, и Кешава Кашмири стал великим последователем Чайтаньи Махапрабху.

Есть множество удивительных и непостижимых игр Господа и преданные наслаждаются этими играми. Махапрабху принял санньясу и отправился в Храм в Джаганнатха Пури. На самом деле в этой связи в Чайтанья Мангале есть одна история. Когда Чайтанья Махапрабху шел впереди Нитьянанды Прабху, Ему захотелось пить, и Ему повстречался торговец пахтой. Он выпил пахту, и когда торговец попросил у Него денег, Он сказал: "Не беспокойся. За Мной идут Мои коллеги. Они заплатят".

Молочник остался ждать, и когда Нитьянанда и остальные пришли, он сказал: "Ваш санньяси выпил все мое молоко и сказал взять плату с вас". Нитьянанда сказал: "Но у нас тоже нет денег". Молочник сказал: "Хорошо, передайте этому санньяси, что это было пожертвование". После этого молочник попытался поднять с земли пустую крынку, но она оказалась такой тяжелой, что он не смог ее поднять. Он был потрясен. Он сказал: "В этой крынке было молоко, но его выпили, но я даже не могу ее поднять". Тогда он заглянул внутрь и обнаружил, что крынка была полна бриллиантов, изумрудов и других драгоценных камней. Он дал Чайтанье Махапрабху немного пахты, а взамен получил полную крынку драгоценных камней и не только это. Он получил экстатическую любовь к Богу. Он начал петь и танцевать и стал великим преданным.

Как в книге "Кришна" есть история о женщине, продававшей яблоки. Женщина продавала яблоки. Ее очень привлекла красота маленького Кришны. Кришна с зернышками риса в ладошке побежал к ней за яблоками, но по дороге все зернышки высыпались. Но женщина была настолько очарована крастой Кришны, что она дала Ему яблоки бесплатно. И когда она посмотрела в свою корзину, она увидела, что корзина полна золотых яблок. Иногда говорят: "А почему это не происходит со мной? Я каждый день что-то даю Кришне. Почему я не получаю золотых яблок". Я подозреваю, мы не на столько чисты. Кришна знает, что если Он даст нам золотых яблок, мы упадем в майю. Поэтому, чтобы мы сохраняли бдительность, Кришна следит за тем, чтобы мы не получали золотые яблоки.

Итак Господь Чайтанья пришел в Храм в Джаганнатха Пури, и как только Он увидел Господа Джаганнатху, Он произнес: "Джага джага джага", - и упал без сознания. Пуджари собирались закрыть ворота алтаря, но там лежал санньяси без сознания. Господь Чайтанья - это Сам Господь, явившийся как преданный в настроении Радхарани. Это очень возвышенные взаимоотношения, которые мы не сможем понять.

Господа Чайтанью пуджари подняли с алтаря. И в то время в городе жил очень знаменитый ученый по имени Сарвабхаума Бхаттачарья. Его описывают как воплощение Брихаспати. Брихаспати это воплощение знания. Сарвабхаума Бхаттачарья был выдающимся знатоком Санскрита. И поскольку в Бенгалии в то время правили мусульмане, многип знатоки Санскрита перебрались в Джаганнатха Пури, в котором в то время был царь индус. Как его звали? Царь Пратапарудра.

Сарвабхаума Бхаттачарья распорядился, чтобы Господа Чайтанью перенесли к нему в дом, но он не мог понять, как привести Его в чувства. Немного погодя Нитьянанда вместе с Мукундой Даттой и другими прибыли в Храм. Они искали Чайтанью Махапрабху, но в Храме они услышали, как люди говорят, что в Храм пришел прекрасный санньяси и упал без сознания, увидев образ Господа. Нитьянанда понял, что это был Чайтанья Махапрабху.

Нитьянанда отправился прямо в дом Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Он находился рядом с Храмом. Нитьянанда Прабху увидел Чайтанью Махапрабху, лежащего без сознания. И что Он сделал? Он начал киртан, и сразу Чайтанья Махапрабху пришел в сознание и начал танцевать. У Сарвабхаумы Бхаттачарьи был зять по имени Гопинатх Ачарья. Гопинатх Ачарья уже говорил Сарвабхауме Бхаттачарье, что Чайтанья Махапрабху это Сам Бог, но Сарвабхаума Бхаттачарья не принимал это. Он говори: "Он выдающийся знаток Санскрита, но Он не Бог".

Но у Сарвабхаумы Бхаттачарьи было огромное сострадание к Чайтанье Махапрабху. Сарвабхаума Бхаттачарья увидел это чудо, как Господь Чайтанья был без сознания, но Его привели в чувства звуки киртана. Тогда Сарвабхаума Бхаттачарья подумал, что он должен защитить этого прекрасного санньяси. Махапрабху был очень прекрасным. Бог обладает шестью достояниями в безграничной степени, и одно из них - это красота. Он сиял золотым свечением, очень высокий, руки доходили до Его колен, широкая грудь. Он был молодым санньяси всего лишь двадцати четырех лет от роду.

Сарвабхаума Бхаттачарья подумал: "Как бы майя не соблазнила этого санньяси. Как бы какая-то женщина не соблазнила бы Его. Его надо защитить". Он сказал: "Я буду объяснять Тебе Веданту". И на протяжении семи дней и ночей Махапрабху слушал его, не проронив ни слова. И в конце семи дней Сарвабхаума Бхаттачарья сказал: "Ты не задал мне ни единого вопроса. Ты вообще понимаешь, что я говорю"? И Господь Чайтанья сказал: "Послание Веданта Сутры ясно как Солнце, но ты дал свои имперсональные толкования и скрыл ее смысл, как облако закрывает Солнце". На небе может быть яркое Солнце, но когда облако закрывает его, можно его видеть?

После этого между ними состоялась беседа на тему очень известного стиха из Бхагаватам, называемого стих Атмарама. Сперва его объяснил Сарвабхаума Бхаттачарья, а затем Господь Чайтанья дал шестьдесят четыре объяснения помимо тех, что дал Сарвабхаума Бхаттачарья. Когда Сарвабхаума Бхаттачарья услышал это, он был потрясен. Он припал к стопам Чайтаньи Махапрабху, приняв Его как Верховную Личность Бога. И после этого Чайтанья Махпрабху явил ему очень уникальную форму - форму Шатбхудж. Шатбхудж означает шестирукая форма: две руки представляли Раму, две руки представляли Кришну, и две руки представляли Чайтанью Махапрабху.После этого Сарвабхаума Бхаттачарья немедленно сочинил сто стихов, прославляющих Чайтанью Махапрабху как Верховную Личность Бога.

После этого Чайтанья Махапрабху отправился в путешествие по Южной Индии. По дороге он обращал самых разных людей на путь сознания Кришны. Там жил один преданный по имени Васудева Випра. Васудева Випра страдал от проказы. Все его тело гноилось. И от его тела исходил такой отвратительный запах, что когда он шел по дороге, люди переходили на другую сторону. Никто к нему не приближался.

Васудева Випра пришел в дом брахмана Курмы, чтобы увидеть Чайтанью Махапрабху, но когда он выяснил, что Господь Чайтанья ушел, он почти лишился чувств. Но Махапрабху Верховная Личность Бога. Как Всевышний Господь, Господь является Сверхдушой в сердце каждого. Что Господь делает как Сверхдуша? Он является свидетелем всего, что мы делаем. Как Кришна говорит: сарвасйа чахам хриди саннивешто маттаха смритир гьянам апоханам ча. Я причина знания и забвения.

Как Сверхдуша Господь выполняет несколько функций. Одна функция - это вызывать память и забвение. Иногда люди говорят: "Почему Господь вызывает забвение? Почему Господь позволяет действовать майе? Если бы не было майи, мы были бы чистыми преданными". Да, Господь дал нам свободу воли: принять Его или отвергнуть. Он отвечает в соответствии с нашими желаниями.

Кроме этого, Он всем управляет. Что еще Господь делает как Параматма? Он дает санкцию. Затем Он свидетель всей нашей деятельности. Атесты часто спрашивают: "Вы верите в перевоплощение, вы верите в жизнь после смерти. А кто является свидетелем вашей деятельности"? Этот момент был также поднят в Третьей Песне Шримад Бхагаватам. Там Девахути спросила своего сына Капиладеву: "Как будет решаться, какое тело я получу в следующей жизни"? И Господь ответил: "Есть множество свидетелей наших поступков - Бог Солнца, Бог Луны, звезды, Бог Ветра, Бог Огня, и, в конечном итоге, Господь в сердце.

Это не так трудно понять. Есть все эти современные фотоаппараты. Вы можете зайти на Гугл и увидеть фотографии военных операций в Китае или Пакистане. Сейчас не нужны шпионы. Повсюду расставлены видеокамеры. Солнце и Луна тоже все снимают. И Господь является одним из окончательных свидетелей.

Итак, Господь пребывает в сердце каждого как Параматма. Господь Чайтанья знал, что у Васудевы Випры разбито сердце, потому что он пришел в дом брахмана Курмы и не смог получить Его даршан. Тогда Чайтанья Махапрабху вернулся и обнял Васудеву Випру. Когда Господь Чайтанья пытался обнять Васудеву Випру, тот сказал: "Не прикасайся ко мне. Я отвратительный человек". Но Махапрабху все-таки сделал это, и сразу его болезнь ушла, и он стал очень красивым молодым человеком.

Теперь Васудева Випра стоял перед дилеммой. Он стал прекрасным молодым человеком, и он боялся, как бы не упасть теперь в майю. Часто говорят, что если вы очень богаты, красивы или материально образованы, вам трудно предаться Богу. Васудева Випра сказал: "Раньше я страдал от очень суровой болезни, никто ко мне даже не приближался. Теперь по Твоей милости я стал таким красивым, что я боюсь возгордиться. Как я могу остаться смиренным"? Господь Чайтанья ответил: "Всегда повторяй Харе Кришна и объясняй другим славу Харе Кришна. Если ты будешь делать эти две вещи, ты никогда не возгордишься". В коментарии Шрила Прабхупада пишет, что подобно тому, как Господь Чайтанья спас Васудеву Випру, это Движение Сознания Кришны спасло тысячи людей от отвратительной жизни. Если они всегда будут повторять Харе Кришна и проповедовать славу Харе Кришна, они будут оставаться кроткими и смиренными и смогут обрести милость Господа.

Когда вы кротки и смиренны, вы можете обрести милость Господа. Но когда вы гордый и высокомерный преданный, вы не сможете обрести милость Господа. Поэтому, когда Господь Чайтанья объяснял Санатане Госвами как предаться Кришне, Он дал шесть принципов. Первый - это принимать все благоприятное для духовного прогресса. Второй - отвергать все неблагоприятное для духовного прогресса. Третий - принять Кришну своим окончательным защитником. Четвертое - иметь полную веру, что Кришна вас полностью содержит. Пятое - иметь желания согласованные с желаниями Господа. Обычно мы думаем, что мои желания должны быть желаниями Бога, но преданнй думает, что желания Бога должны стать его желаниями. Неофит ожидает, что Бог исполнит все его желания, а когда Бог не танцует под его дудку, он становится атеистом. Но видение преданного таково, что желания Бога должны стать его желаниями. И как же определить, каковы желания Бога? Мы определяем это через гуру, садху и шастры.

И шестой принцип шаранагати - это смирение. Господь Чайтанья сказал, что этот стих настолько важен, что его нужно, как ожерелье, повесить себе на шею. У Господа Чайтаньи был преданный по имени Васудева Датта. Он был великим певцом, и весь доход, который он получал за месяц, за десять дней он тратил на кормление вайшнавов. Его жена пришла и пожаловалась Гоподу Чайтанье, что ее муж не приносит в дом достаточно денег. Тогда Господь Чайтанья назначил его старшего брата Мукунду Датту его финансовым менеджером, чтобы жене хватало денег на хозяйство.

Описывается, что Васудева Датта был воплощением Прахлады Махараджа. Васудева Датта был очень сострадательной душой. Он не мог вынести страдания человечества. Однажды, Васудева Датта пришел к Господу Чайтанье и сказал: "Я хочу попросить Тебя об одной услуге". Махапрабху сказал: "Хорошо. Что это"? Васудева сказал: "Сперва пообещай, что ты окажешь ее". Господь сказал: "Хорошо". Тогда он сказал: "Забери всех обусловленных душ назад к Богу, а все их греховные реакции перенеси на меня". Господь Чайтанья сказал: "Васудева Датта, ты настолько чист, что чего бы ты ни пожелал, Господь обязательно исполнит". Этот Васудева Датта был очень возвышенным преданым.

Я расскажу об еще одной последней лиле Господа, и мы остановимся. В те времена жил преданный по имени Субуддхи Рай. В свое время Субуддхи Рай был крупным заминдаром, и у него был слуга по имени Хуссейн. В результате заговора Субуддхи Рай лишился всего богатства, а Хуссейн стал крупным землевладельцем. Однажды, жена Хуссейна Шаха увидела на спине у своего мужа шрамы от удара тростью. Она спросила: "Откуда они у тебя". Хуссейн Шах сказал: "Когда я работал у Субуддхи Рая, однажды, я совершил большую ошибку и был наказан". Жена сказала: "Теперь ты царь. Убей его"! Хуссейн Шах сказал: "Как я могу убить его? Он обращался со мной как с сыном, когда я был молодым. Я не могу этого сделать". Тогда жена сказала: "Хорошо, тогда по крайней мере сделай его мусульманином". Он ответил: "Нет проблем". Он позвал к себе Субуддхи Рая и из своего кувшина побрызгал на него водой. И сразу после этого он стал непрекасаемым.

Внутренне Субуддхи Рай радовался, что все его отвергли. Он стал спрашивать у разных брахманов, что ему делать в этой ситуации, и многие брахманы в Бенаресе посоветовали ему выпить кипящее гхи и так совершить самоубийство. Тогда он отправился к Чайтанье Махапрабху. Чайтанья Махапрабху сказал ему: "Не нужно совершать самоубийство. Просто отправляйся во Вриндаван и повторяй там Харе Кришна". Тогда Субуддхи Рай отправился во Вриндаван повторять Харе Кришна, и у него был крошечный бизнес, который приносил две пайсы в месяц. Из этих двух пайс он тратил одну на то, чтобы кормить прасадом вдов, а одну пайсу он тратил на собственное питание куриным горошком. Во Вриндаване он повторял Харе Кришна, и когда Рупа Госвам пришел во Вриндаван он повел его в паломничество по всем двенадцати трансцендентным лесам Вриндавана. Субуддхи Рай был великим преданным, который просто повторял Харе Кришна маха-мантру.

Чайтанья Махапрабху никто иной, как Верховная Личность Бога. И Кришнадас Кавирадж говорит, что по милости Махапрабху слепой может видеть, глухой может слышать, немой может говорить, а хромой может пересекать горы. Кришнадас Кавирадж говорит, что по милости Чайтаньи Махапрабху трудные вещи становятся легкими, а без Его милости легкие вещи становятся трудными. Поэтому Чайтанья Махапрабху является самым милостивым из всех воплощений. Он дал нам очень замечательную философию и игры.

Есть три главных источника информации о Чайтанье Махапрабху. Один - это Чайтанья Чаритамрита, написанная Кришнадасом Кавираджем. Другой - это Чайтанья Бхагавата, написанная Вриндаваном Дасом Тхакуром, который считается воплощением Вьясадевы. И третий - это Чайтанья Мангала, написанная Лочаном Дасом Тхакуром. Шрила Прабхупада перевел именно Чайтанья Чаритамриту, потому что в ней содержится много философии. В Чайтанья Бхагавате больше игр и меньше философии. В Чайтанья Чаритамрите тоже много историй, но большая часть из них содержится все-таки в Чайтанья Бхагавате. Так или иначе, нам нужно занять свой ум размышлениями о наставлениях Господа Чайтаньи. Харе Кришна!

В. Вы говорили о воплощении знания. Не могли бы Вы что-нибудь сказать о Сарвабхауме Бхаттачарье или Брихаспати?
О. Сарвабхаума Бхаттачарья воплощение Брихаспати.

В. Почему стих тринад апи суничена так сильно подчеркивается?
О. Господь Чайтанья подчеркивал важность этого стиха, и если вы в виде ожерелья повесите его себе на шею, он будет все время напоминать о себе. Иначе у нас есть склонность все забывать. Другими словами, Господь Чайтанья хотел подчеркнуть, чтоо этот стих - ключ к нашему духовному прогрессу.