foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Сегодня праздник. Что это за праздник? День независимости. По всему миру мы празднуем дни независимости. Не во всем мире, но в странах, которые в свое время были колониальными, но затем обрели независимость. Как Соединенные Штаты получили независимость в 1776 году? В Канаде День Независимости 1 Июля. Они получили независимость 139 лет назад. Индия празднует День Независимости 15 Августа. Она получила независимость в 1947 году. Пакистан празднует День Независимости 14 Августа. Он тоже получил независимость в 1947 году. В африканских странах тоже празднуют свои дни независимости.

Что же эта независимость на самом деле означает? Это всего лишь означает, что они обрели политическую независимость. Американцы получили независимость от англичан. Канадцы получили независимость от англичан. И Индия и Пакистан тоже.

Это напоминает мне об истории, которую рассказывал нам Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада родился в Калькутте, и у него был друг, который был знаком с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, великим ачарьей и основателем Гаудия Матх. Этот друг сказал Прабхупаде: "Пойдем со мной, и я познакомлю тебя с выдающимся садху. Прабхупада сказал: "Меня не интересуют никакие садху. Отца Прабхупады звали Гаура Мохан Де, и он был бизнесменом среднего класса, торговавшим тканями. Шрила Прабхупада регулярно принимал у себя дома в гости садху, даже тех, кто, строго говоря, не были садху. Они не оказали особенного впечатления на Прабхупаду.

Прабхупада сказал: "Я не хочу идти встречаться с этим садху". Но друг Прабхупады настаивал: "Нет, этот садху другой. Он не похож на других садху". И на самой же первой встрече по милости Господа Бхактисиддхантаджи сказал Прабхупаде: "Вы молодой образованный индиец, хорошо говорите по-английски. Почему бы Вам не понести послание Господа в Западные страны"? Прабхупада сказал: "Но Махарадж, кто будет слушать наше послание? Мы колониальная страна. В то время Прабхупада был членом освободительного движения Махатмы Ганди. Махатма Ганди организовал освободительное движение, чтобы выгнать англичан из Индии, и Прабхупада, который учился в Шотландском Колледже в Калькуте, был студенческим лидером этого движения.

Прабхупада спорил: "Сперва мы должны сделать Индию независимой от англичан, потом люди будут слушать наше послание". Но Бхактисиддахнтаджи сокрушил эту идею. Прабхупада говорил нам, что он был рад, когда Бхактисиддантаджи победил его. Обчно никто не мог победить Прабхупаду в споре. Бхактисиддхантаджи объяснил: "Что такое политическая независимость? Настоящая независмость - это независимость от цикла рождения и смерти".

Страны празднуют день независимости раз в году. Но мы празднуем день независимости каждый день в году, потому что, практикуя сознание Кришны, мы стремимся освободиться от цикла рождения и смерти. В наши дни люди говорят об экономической независимости, политической независимости. Но настоящей независимостью, к которой мы должны стремиться, должна быть независимость от самсары рождения и смерти. И если вы будете регулярно практиковать сознание Кришны, то в конечном итоге вы станете независыми от цикла рождения и смерти. Поэтому для преданного в сознании Кришны каждый день - это день независимости, потому что мы стараемся обрести независимость от цикла рождения и смерти.

Я подумал, что сегодня я могу почитать вам из Чайтанья Чаритамриты. Шрила Прабхупада сравнивал Бхагавад Гиту со средней школой, Шримад Бхагаватам с колледжем, а Чайтанья Чаритамриту с аспирантурой. Чайтанья Чаритамрита была написана великим святым Кришнадасом Кавираджем. В Чайтанья Чаритамрите Кришнадас Кавирадж объясняет философию Чайтаньи Махапрабху, а также игры Господа Чайтаньи.

В Двадцать Второй Главе Мадхья Лилы Чайтанья Чаритамриты очень замечательно описан метод преданного служения. Там Господь Чайтанья объясняет Санатане Госвами двадцать шесть качеств преданного. Затем Он объясняет, как продвигаться по духовному пути. Затем Он объясняет, как принять прибежище у Всевышнего Господа или шесть принципов шаранагати. Я подумал, что сегодня мы можем обсудить шесть принципов шаранагати.

Санатане Госвами и его брату Рупе Госвами очень повезло получить наставления о преданном служении от Чайтаньи Махапрабху. Что означает Госвами? Тот, кто управляет умом и чувствами. Сегодня, конечно есть много госвами. Я уверен, что какой-нибудь Мистер Госвами приходит к вам в Храм. Сейчас Госвами и Свами стало кастовым именем. Человек может курить сигарету и говорить: "Я Мистер Госвами". Но госвами означает тот, кто может управлять своими умом и чувствами.

Шесть Госвами Вриндавана были очень возвышенными преданными. Они были воплощениями манджари. Манджари это помощницы гопи. А кто такие гопи? Помощницы Радхарани. Радхарани главная преданная служанка Господа, и Радхарани помогают гопи. А гопи помогают служить Господу манджари. Быть манджари - это не обыкновенное положение, но очень возвышенное положение.

Шесть Госвами Вриндавана это Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами, Джива Госвами, Гопал Бхатта Госвами и Рагхунатха Дас Госвами. Каждый из них был очень возвышен по-своему. Они пожертвовали всеми удобствами материальной жизни, чтобы служить Господу. Рупа и Санатана правили богатейшим царством на планете пятьсот лет назад. Если сегодня спросить людей, какая страна самая богатая, они скажут США. По крайней мере они стремятся называться самой богатой, хотя у них огромный внешний долг. Пятьсот лет назад самой богатой страной была Индия, а самой богатой частью Индии была Бенгалия. Бенгалия была самой богатой страной мира в то время. Там была монархия. Никакой демократии. Прабхупада часто называл демократию властью "крызанутых" демонов.

Рупа и Санатана управляли этим царством. Царь был занят тем, что покорял другие земли, а Рупа и Санатана управляли царством. Им пришлось заниматься этим вынуждено. В то время население Бенгалии на более, чем девяносто процентов состояло из индусов, а правитель был мусульманином. Он хотел, чтобы царством управлял кто-то популярный. Поэтому он обратился к братьям. Вначале они отказались, сказав, что их не интересует политика. Но в конце концов, царь заставил их занять посты.

Хотя Рупа и Санатана работали на Наваба Хуссейна Шаха, в своих сердцах они медитировали на то, чтобы отправиться служить Чайтанье Махапрабху. Когда Рупа Госвами служил Шаху, он написал Господу Чайтанье, что хочет присоединится к Нему. Господь Чайтанья ответил ему, попросив оставаться там, где он был, потому что еще не пришло время. И он привел пример, который Шрила Прабхупада приводит во введении к Бхагавад Гите.

Прабхупада приводил пример замужней женщины, у которой есть любовник. Внешне она служит мужу очень добросовестно, но внутри она медитирует на своего любовника. Другими словами, внешне мы можем работать на разных работах, заниматься бизнесом, и наши работадатели будут говорить: "Как он хорошо работает"! Но внутренне мы должны думать, как служить Кришне. Именно этот пример привел Господь Чайтанья Рупе Госвами.

Когда Рупа Госвами оставил правительственную службу, он увез с собой целый корабль золотых монет. Сейчас используют бумажные банкноты, и за каждым долларом стоит небольшое количество золота, которое держат в запасе, да и то с каждым годом уменьшается. Но пятьсот лет назад, с очевидностью, валютой были золотые монеты. У Рупы Госвами было столько золотых монет, что он наполнил ими целый корабль, и он распределил свое богатство очень примерным образом. Половину своего богатства он раздал брахманам, но это были настоящие брахманы, а не брахманы только по имени. Двадцать пять процентов он раздал родственникам. И двадцать пять процентов он оставил у бакалейщика, которые в будущем можно было использовать для непредвиденных расходов. После этого он встретился с Чайтаньей Махапрабху, который наставил его о преданном служении.

Через какое-то время Санатана Госвами тоже решил оставить службу. Сперва Санатана Госвами послал царю сообщение, что он нездоров. Но на самом деле он изучал Бхагаватам и другие писания при помощи брахманов. Царь начал подозревать: "Что такое случилось с Санатаной". Его брат Рупа оставил службу, и все бремя теперь ложилось на царя. Тогда царь послал личного врача проверить, насколько Санатана болен. Сейчас, конечно, если кто-то хочет войти к вам в дом, он должен позвонить, и вы спросите: "Кто там"? Но в то время такой техники не было. Врач вошел и увидел Санатану, изучавшего писания в обществе других пандитов.

Когда царь узнал об этом, он арестовал Санатану. Сперва он сказал Санатане: "Возвращайся на службу". Но тот сказал% "Я больше служить не могу". Тогда царь посадил его в тюрьму. Тогда Санатана обратился к тюремщику: "Я хочу отправиться в Мекку. Скажи царю, что я пошел в туалет и прыгнул в Гангу". Тюремщик сказал: "Я не могу этого сделать. Вы такой важный человек. Царь не пощадит меня". Тогда Санатана предложил тюремщику денег, но все равно не принимал их. Санатана был опытным дипломатом. В это время Санатана получил письмо от Рупы от припятанных им деньгам. И в конце концов, Санатане удалось убежать.

Его желание было отправиться в Бенарес встретиться с Чайтаньей Махапрабху. По дороге Санатана остановился на одном постоялом дворе. На службе у хозяина постаялого двора состоял астролог, который оценивал, насколько богат клиент. Санатана шел со слугой по имен Ишана. Санатана увидел, что хозяин постоялого двора был слишком учтивым. Как, например, кто-то будет с вами слишком учтиво обходиться, разве вы не заподозрите что-то? Санатана заподозрел что-то неладное и спросил слугу, несет ли он с собой деньги. Ишана ответил, что несет семь золотых монет. На самом деле (по секрету) у него было восемь монет.

Санатана спросил: "Зачем ты носишь с собой эту смерть"? Он забрал у него монеты и отдал их владельцу. Владельцу стало очень неловко, потому что ему сказали, что у Санатаны восемь золотых монет, и он планировал убить его этой ночью и забрать деньги. Владельцу было очень неловко, но Санатана сказал: "Нет, я не возьму у тебя эти денги. Если ты не возьмешь их, кто-то другой убьет меня и возьмет их.

По дороге Санатана остановился у своего шурина Шриканта. Шрикант был типа управляющим у большого царя. Похоже, что в те времена правители были в основном мусульманами. И Шрикант отправился купить лошадей для царя, захватив с собой для этого значительную сумму денег. Когда Шрикант увидел Санатану грязного, скрывающегося и направляющегося на встречу с Чайтаньей Махапрабху, он спросил его: "Что ты делаешь"? Сперва он попытался соблазнить его остаться у него. Но его это предложение не привлекло. У него была хорошо оплачиваемая работа. На самом деле, его брат накопил целый корабль золотых монет. Однако Шрикант дал ему очень дорогой чадар.

В конце концов, Санатана прибыл в Бенарес. В это время Господь Чайтанья жил в доме преданного по имени Чандрашекхара. Когда Господь Чайтанья странствовал, Он останавливался в домах разных домохозяев. Господь Чайтанья знал, что пришел Санатана. Махапрабху сказал Чандрашекаре: "Во дворе твоего дома стоит великий мудрец. Пойди и приведи его". Санатана вышел из дома, посмотрел повсюду и не нашел никакого мудреца. Он увидел человека с бородой, и пришел к заключению, что это дервиш. Он вернулся к Махапрабху и сказал: "Там нет никакого мудреца". Махапрабху сказал: "Нет, он должен быть там". Чандрашекхара отправился во второй раз, вернулся и сказал: "Нет, там нет никакого мудреца. Там есть только дервиш с бородой". Махапрабху сказал: "Нет, это не дервиш. Это великий мудрец".

Тогда Санатану впустили в дом, и как только Махапрабху увидел его, Он обнял его. Он настолько горячо обнял его, что Чандрашекхаре осталось только медитировать на то, кто этот человек. Чайтанья Махапрабху пристально смотрел на очень дорогой чадар, который был на Санатане. Санатана Госвами понял, что Махапрабху не очень доволен этим. Он отправился на берег Ганге, где увидел старика-паломника, одетого в рваное одеяло. Санатана сказал ему: "Я хочу обменять этот замечательный чадар на твое одеяло". Старик ответил: "Что ты делаешь? Ты что смеешься надо мной? Ты хочешь обменять свой дорогой чадар на мое рваное одеяло". Санатана сказал: "Я серьезно, я не шучу". В конце концов сделка состоялась, и Санатана в рваном одеяле предстал перед Махапрабху. Когда Махапрабху увидел это, Он остался очень доволен. Махапрабху сказал: "Хороший хирург не оставляет после операции никаких симптомов болезни.

Махапрабху дал Санатане Госвами очень подробные объяснения о том, как совершать преданное служение, что очень замечательно описывается в Двадцать Шестой главе Мадхья Лилы Чайтанья Чаритамриты. Махапрабху рассаказал о двадцати шести качествах преданног. Затем он рассказал, как человек получает бхакти-лата-биджу, как эта бхакти-лата-биджа растет и дает плоды любви к Богу. Также он объяснил шесть принципов шаранагати. Недалеко отсюда, рядом с Ванкувером, у ИСККОН есть ферма "Шаранагати". Бхактивинод Тхакур тоже написал замечательную молитву под названием "Шаранагати", в которой он описывает предания себя Господу.

Итак, мы обсудим этот стих.

анукулйасйа санкалпа
пратикулйасйа варджана
ракшешйатйети вишвасо
гопатратве варанам татха
атма-никшепа карпанйе
шад-виддха шаранагати

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

Анукулйасйа - всего, что помогает преданному служению Господу. Санкалпа - принятие. Пратикулйасйа - всего, что препятствует несению преданного служения. Варджана - полное отвержение. Ракшешйати - Он защитит. Ити - таким образом. Вишваса - сильная убежденность. Гопатратве - того, что является хозяином, как отец, муж, господин или содержащий. Варанам - принятие. Татха - а также. Атма-никшепа - полное предание себя. Карпанйе - и смирение. Шад-виддха - шесть аспектов. Шаранагати - метода предания себя.

ПЕРЕВОД

Шесть аспектов предания себя Господу это принятие того, что благоприятно для преданного служения, отвержение неблагоприятного, убежденность в том, что Кришна даст защиту, принятие Господа как своего господина или хранителя, полное предание себя и смирение.

ЛЕКЦИЯ

Здесь Господь Чайтанья объясняет шесть аспектов предания себя Господу. Я уверен, что вы слышале об этом раньше. С очевидностью, все, что вы слышите, вы уже слышали раньше. Проблема в том, что, хотя вы слышали это раннее, вы быстро все забываете. Поэтому нам нужно слушать регуляно, снова и снова. В Бхагавад-гите Прабхупада пишет, что повторение необходимо, чтобы постоянно помнить. Дело в том, что для того, чтобы что-то закрепилось в наших каменных сердцах, нам нужно слушать об этом регулярно.

Этот принцип также верен и в материальном мире. Возьмите, например, рекламу. Что делает реклама? Возьмите, например, известную модель телевизорво Сони. Или сотовые телефоны. Сейчас время сотовых телефонов. Повсюду идет сильная реклама сотовых телефонов. Вы можете купить Самсунг, Мотороллу или Нокия. Все знают фирму Сони, Моторолла или Нокия. Но куда бы вы ни пошли, вы увидите их на рекламных щитах, коммерческом телевидении, на радио, в газетах. Что это означает? Они стараются напомнить вам: "Купите этот товар". Когда у нас есть деньги, мы тоже делаем это: даем рекламу на радио и телевидении, вешаем рекламные щиты. Но у нас обычно нет денег.

Поэтому нам нужно регулярно, снова и снова слушать это послание. Тогда оно задержится в наших сердцах. Как в Бхагаватам говорится: нашта прайешв абхадрешу нитья бхагавата-севайа бхагаватир уттамм-шлоке бхактир бхавати наиштики. В результате регулярного слушания Бхагаватам разрушается все неблагоприятное, и в сердце утверждается любовное преданное служение. Когда Чайтанья Махапрабху давал наставления о духовном развитии брахману Курме, сказал, что нужно регулярно читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Регулярное слушание очень важно для духовного продвижения.

Что говорит здесь Господь? Анукулйасйа и пратикулйасйа. Анукулйасйа означает все, что помогает преданному служению Господа. Пратикулйасйа означает все, что препятствует преданному служению Господа. Простым языком Господь Чайтанья говорит: "Принимайте все благоприятное для духовного прогресса и отвергайте все неблагоприятное".

Это не должно быть очень трудным для понимания. Например, мы видим в материальной жизни, что мы принимаем то, что хорошо для нашего здорвья, и отвергаем то, что плохо. Как сейчас у людей есть склонность носить с собой бутилированную воду. Почему? Потому что она здоровее, чем вода из-под крана. Это на самом деле не так, но таково восприятие. У меня есть один преданный, который работает в водоканале Вашингтона, и он сказал, что вода из-под крана ничуть не хуже, чем вода из бутылок. Но восприятие, что в воде из-под крана слишком много хлорки, и бутилированная вода здоровее. В любом случае, в материальной жизни мы принимаем то, что хорошо для нашего здоровья и отвергаем то, что плохо. Бизнесмен примет сделку, которая принесет ему прибыль и отвергнет сделку, которая принесет ему убыток.

Подобным образом, Господь Чайтанья сказал, что на духовном пути нужно принимать все благоприятное для духовного развития и отвергать все неблагоприятное. Это ведет нас к следующему вопросу: "Как понять, что благоприятно, а что неблагоприятно"? Мы можем смотреть на одну и ту же вещь по-разному. Кто-то скажет: "Нет, это благоприятно", - а другой скажет: "Нет, это неблагоприятно". Что благоприятно, а что неблагоприятно, мы можем понять на основе информации данной в священных писаниях, гуру и садху. Это три параллельных пути, по которым мы идем в нашем духовном развитии. Шастры означают слова Бога. Садху означает ачарьи, стоящие в цепи ученической преемственности. Гуру означает духовный учитель, инициирующий или наставляющий. Важны оба: дикша-гуру и шикша-гуру.

С помощью священных писаний мы можем очень ясно понять, что благоприятно, а что неблагоприятно. Рупа Госвами пишет об этом в Упадешамрите, Нектаре Наставлений. Нароттама дас в своей молитве говорит: рупа рагхунатха паде хаибе акути кабе хаме херабо се джугала пирите. Когда настанет тот благоприятный день, когда я получу привилегию изучать работы Рупы Госвами?

Рупа Госвами написал много замечательных произведений, но Шрила Прабхупада перевел два из них, которые он считал наиболее существенными для преданных ИСККОН: Бхакти-расамрита-синдху, изданную как Нектар Преданности, и Упадешамриту, изданную как Нектар Наставлений. Я лично присутствовал в Лос Анжелесе в 1971 году, когда Прабхупада только что готовился опубликовать Нектар Преданности. В то время мы печатали книги в издательстве Дай-нипон в Японии. Прабхупада только что получил контрольный экземпляр. Прабхупада сидел на вьясасане в нашем Храме на Ватсека Авеню. Храм был переполнен. Прабхупада поднял книгу над головой и сказал: "Это свод законов Движения Сознания Кришны. Каждый преданный должен изучать эту книгу".

Книги Рупы Госвами очень важны. Конечно, в Нектаре Преданности тоже содержится эта информация, но Нектар Наставлений описывает ее более конкретно. В Нектаре Наставлений всего одиннадцать стихов, но каждый из этих одиннадцати стихов настолько важен, что к каждому Прабхупада дал четырех-восьмистраничный коментарий. Когда Прабхупада писал свои комментарии, перед ним лежали коментарии предшествующих ачарьев, и он брал из них все существенное и необходимое для нашего понимания.

В Упадешамрите Рупа Госвами говорит нам, что благоприятно, а что неблагоприятно. Например, в связи с благоприятным, что он говорит?

утсаха нишчайат дхарйат
тат-тат карма-правартанат
санго-тьяга сатто-вритти
шадбхир бхакти прасиддйати

Рупа Госвами объясняет нам шесть факторов благоприятных для духовного развития. Утсаха - служить Господу с энтузиазмом. Когда мы служим Господу, мы должны делать это с энтузиазмом. Скажем нам выпадает возможность пообщаться с Биллом Гейтсом или Президентом Бушем, разве вы не будете думать, что это большая привилегия? Мы должны считать огромной привилегией, что у нас есть возможность служить самому великому, а именно Всевышнему Господу Шри Кришне. Это не маленькое дело. На самом деле, только самые удачливые получают эту привилегию. Что Кришна говорит в Бхагавад Гите? Бахунам джанманам анте гьянаван мам прападйанте васудевам сарвам ити са махатма судурлабха. Тот, кто понимает, что Я причина всех причин, такой человек очень и очень редок.

Те, кто имеют возможность совершать служение, в действительности, очень редки, потому что они служат самой великой личности. Поэтому нужно служить с энтузиазмом. Откуда приходит этот энтузиазм? Конечно, энтузиазм является побочным продуктом нашей хорошей садханы. Я говорил раннее, что в этой главе Чайтанья Махапрабху описывает двадцать шесть качеств преданного, и часто преданные хотят узнать, как развить эти качества. Эти качества можно развить, должным образом исполняя садхана-бхакти, в особенности, повторяя святые имена. Итак, Рупа Госвами говорит, что мы должны служить с энтузиазмом. Можно делать разные виды служения, но самым важным является повторение святых имен Господа должным образом. Нужно повторять святые имена Господа внимательно. И чем внимательнее мы будем повторять мантру, тем быстрее мы будем духовно продвигаться. Поэтому Рупа Госвами говорит: "Служите с энтузиазмом"! Неважно, какое у вас служение. Нам не обязательно иметь очень значительное служение, для того, чтобы совершать его с энтузиазмом. Иногда у нас могут быть собственные представления. Служение Господу абсолютно. Поэтому моем ли мы посуду, или делаем что-то другое, мы должны служить с энтузиазмом. Мы должны с энтузиазмом следовать садхана-бхакти, начиная с повторения святого имени и т.д.

Затем он говорит: нишчайат. Решимость. У нас должна быть решимость служить Господу. В Бхагавад Гите Прабхупада приводит пример. Это пример воробьихи, чьи яйца смыло океаном. Воробьиха сказала океану: "Пожалуйста, верни мои яйца"! Он ответил: "Сгинь! Я не верну тебе твои яйца"! Но воробьиха была решительно настроена вернуть себе своих детей. И что она сделала? Она сказала: "Я высушу тебя, если ты не вернешь моих детей". И своим маленьким клювиком она начала осушать океан. Это практически невыполнимая задача. Сколько воды поместится в клювике воробьихи? Если вычерпывать по чайной ложке в час, потребуется много лет. Она была решительно настроена вернуть своих детей, и эта новость дошла до Гаруды, носителя Господа Вишну. На самом деле, в Индонезии национальной эмблемой является Гаруда, а местные авилиниии называются Garuda Airlines, хотя это и мусульманская страна. Те, кто были в нашем храме в Маяпуре, видели колонну с Гарудой перед входом. Так или иначе, Гаруда прилетел и пригрозил океану: "Верни яйца, иначе я осушу тебя".

Нам нужна решимость, чтобы достичь успеха на духовном пути. Не правда ли? Не нужно думать, что когда вы вступите на духовный путь, не будет никаких беспокойств и трудностей, никаких оскорблений и т.д. Все это будет. Нам нужно иметь решимость. И в чем этм решимость состоит? Я должен служить Господу. Я должен добиться успеха на духовном пути.

Опять таки, как развить решимость? Это также объясняет Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху. Он говорит: адау шрадха татха садху-санга. Он объясняет стадии, через которые проходит человек в процессе духовного продвижения. Он говорит, что на начальной стадии должно быть желание заниматься служением Господу. И когда это желание присутствует, Господь дает вам требуемое общение. И в результате этого общения вы начинаете совершать процесс бхаджана-крии - читать, повторять мантру, следовать садхана-бхакти. А результатом бхаджана крии что является? Анартха нивритти. Анартха означает нежелательная вещь. Какие бывают анартхи? Кама, кродха, лобха мада, моха и матсарья. Они ослабевают. Как если вы принимаете лекарство, болезнетворные микробы в теле слабеют.

После этого вы разиваете ништху. Мы понимаем, что такое решимость, но мы также понимаем, как развить эту решимость. Иногда мы думаем, что отправимся к гуру или садху, попросим о милости, и нам не надо будет прилагать усилий. Вам нужно прилагать усилия, если вы хотите достичь ништхи на пути преданного служения. Это означает, что мы должны прилагать усилия к хорошей садхане, хорошей джапе и т.д.

Затем он говорит дхарйат. Нужно быть терпеливым. Не думайте, что если вы придете к преданному служению, вы все получите моментально. И еще одно качество, которое тоже можно обсуждать в контексте шести принципов шаранагати, - это смирение. Тат-тат карма правартанат. Мы следуем по пути ачарьев. Как, например, все, что дал нам Шрила Прабхупада, следует пути, данным предшествующим ачарьям. Даже, когда Прабхупада писал коментарии к Бхагавад Гите, перед ним лежали коментарии Баладевы Видьябхушаны. Когда Шрила Прабхупада писал коментарии к Шримад Бхагаватам, перед ним лежали коментарии Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Шридхара Свами, Бхактисиддханты Сарасвати. Итак, путь духовного продвижения заключается в следвании великим ачарьям.

Санга-тьяга. Мы оставляем мирское общение. Кто-то задал мне вопрос, как оставить общение с людьми мирского склада. Если посмотреть на это с практической точки зрения, нам приходится взаимодействовать с материалистами на всех уровнях. Даже если вы идете распространять книги или проповедовать, вам приходится проповедовать материалистам, не правда ли? Вы идете на работу. Вам приходится общаться с материалистами. Вы ходите учиться, вам приходится общаться с материалистами.

Вам приходится общаться с материалистами на всех уровнях, а здесь говорится санга-тьяга. Каково решение? Решение в том, чтобы общаться ровно столько, сколько необходимо и не более. Очевидно, определенный уровень общения неизбежен. Даже во время проповеди приходится проповедовать непреданным, просить их купить книгу. Поэтому общайтесь с ними в необходимой степени и не более.

В общем, Рупа Госвами объясняет нам факторы, способствующие духовной жизни. И общение с преданными, повторение джапы, чтение - все это факторы, способствующие развитию нашего духовного понимания. Как сейчас по всему миру мы видим желание преданных изучать книги Шрилы Прабхупады, и организуется множество курсов. Мне говорили, что многие из вас проходят курсы Бхакти шастри онлайн. Это замечательно. Прабхупада хотел, чтобы мы изучали эти книги. Потому что благодаря этому мы лучше снаряжаемся для проповеди и сражению с майей.

Затем Рупа Госвами говорит нам оставить то, что пагубно для преданного служения. Нам очень повезло, потому что Рупа Госвами дал нам список того, что неблагоприятно для духовного продвижения.

атйахара прайашаш ча
праджалпа нийамаграха
джана-сангаш ча лаулйамш ча
шадбхир бхактир винашйати

Винашйати означает разрушает, а прасиддхйати означает противоположное, развивает. Переедание, чрезмерные усилия, праджалпа. Праджалпа относится к разговорам, не связанным с Кришной. Кришна-катха развивает ваше преданное служение, а праджалпа разрушает его. Поэтому мы акцентируемся на том, чтобы заниматься кришна-катхой, посторять мантру и избегать праджалпы.

Для того, чтобы праджалпа была успешной, вам нужны партнеры, не правда ли? Никто не будет разговаривать со стенами. Иногда люди говорят: "Я не хотел это делать, но он вовлек меня в праджалпу". Вы вовлекаетесь только потому что у вас есть склонность слушать сплетни и т.д, не правда ли? В то время, как если у вас будет склонность разговаривать о том, что связано с Кришной и избегать праджалпы, в особенности критику, это более безопасный путь. Итак, Рупа Госвами объяснил, что благотворно, а что пагубно для духовного продвижения.

Затем он говорит, что преданный полностью убежден, что Кришна даст ему защиту. Никто другой, в действительности, не может предоставить нам полную защиту, и твердая убежденность в этом называется верой.

Затем преданный должен принять Кришну своим верховным господином и опекуном. Он не должен думать, что его поддерживают полубоги. Убежденность в том, что Кришна даст нам защиту, тоже развивается по мере нашего духовного продвижения. По мере нашего духовного продвижения, наша вера становится сильнее. Вначале, когда мы приходим в Движение Сознания Кришны, наша вера слаба. Но нам нужно принимат особый тоник, чтобы делать свою веру сильнее. Иногда мы видим, что наша вера сильна, когда мы только присоединяемся, но немного погодя она становится слабой. Почему это происходит?

За это отвечают много факторов. Один из них Нарада Муни объясняет в Бхагаватам. В Четвертой Песне Нарада Муни объясняет, что, иногда, выздоравливая после болезни, пациент до срока прекращает принимать лекарство. Тогда болезнь возвращается. Часто мы с энтузиазмом следуем садхане, но через какое-то время мы становимся беззаботными. Мы начинаем повторять джапу невнимательно, пренебрегаем садханой, и что происходит? Болезнь возвращается. Вы снова начинаете находить материальные занятия более привлекательными. В Чайтанья Чаритамрите говорится: там, где есть солнечный свет, нет места для тьмы, подобным образом там, где есть Кришна, нет места для майи.

Мы должны понять, что до тех пор, пока мы заняты деятельностью в сознании Кришны, майя будет далеко. Но если мы не будем заняты такой деятельностью, майя воспользуется этой возможностью и набросится на нас. Таким образом, убежденность в том, что Кришна даст нам защиту, тоже развивается по мере того, как мы практикуем сознание Кришны. Говорится, что практика приводит к совершенству. По мере практики сознания Кришны наша вера в то, что Кришна даст нам защиту, становится сильнее. Что Кришна говорит Арджуне? Объяви всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет. Кришна Сам говорит, что защитит Своего преданного, но Он говорит Арджуне: "Ты объяви всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет".

Не нужно думать, что преданный не будет сталкиваться с трудностями. Но даже когда он сталкивается с ними, он видит их как возможность усилить свою зависимость от Господа. Как есть эти замечательные молитвы, вознесенные Царицой Кунти в Бхагаватам, в которых она говорит: "Мой дорогой Господь, пусть мои бедствия усилятся". Кто нибудь идет в храм, церковь или мечеть и молится, чтобы его бедствия усилились? Мы никогда не слышали об этом. Но здесь Царица Кунти молится: "Мой дорогой Господь, пусть мои бедствия усилятся, потому что, чем сильнее они будут, тем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы. А чем больше я буду медитировать на Твои лотосные стопы, тем быстрее я освобожусь из цикла рождения и смерти".

Суть в том, что даже в трудной ситуации преданный необеспокоен. В трудной ситуации его вера в то, что Господь защитит его, не уменьшается. Напротив, он смотрит на эту ситуацию как на возможность усилить свою медитацию на Господа и усилить свою зависимость от Господа. Таким образом, мы должны иметь полную веру в то, что Всевышний Господь защищает меня.

Но это не означает, что мы не прилагаем усилий. Мы должны прилагать усилия. Кришна не говорит Арджуне, чтобы он расслабился, а Он будет стрелять вместо него. Кришна говорит: "Посвятив Мне свои ум и разум, сражайся"! Итак, Господь Чайтанья говорит, что у нас должна быть полная вера в то, что Кришна даст нам защиту. И эта вера будет становиться сильнее по мере того, как вы будете практиковать сознание Кришны, как объясняется великим мудрецами.

Затем Господь говорит о принятии Господа своим господином и опекуном. Преданный имеет твердое понимание: экала ишвара кришна ара сарва бхритья. В Чайтанья Чаритамрите говорится, что Кришна единственный господин, а все остальные подчинены Ему. Мы понимаем, что Кришна Верховный повелитель. В Бхагавад Гите Кришна объясняет, что даже благословения, которые дают полубоги, в действительности исходят от Него. Поэтому Он говорит: "Обращайтесь ко Мне"! Преданный имеет твердую убежденность, что Кришна Верховный господин и опекун. Он полагается только на Кришну, и не обращается за помощью к полубогам. Мы не должны на людях делать вид, что поклоняемся Кришне, а наедине поклоняться полубогам. Кришна говорит: "Я источник всего материального и духовного".

Эта вера в то, что Кришна наш единственный господин и опекун тоже приходит по мере нашего следования сознанию Кришны. Чем больше мы будем практиковать, тем сильнее будет наша вера. Мы видим, что преданные, которые строго следуют садхане, читают книги и т.д., имеют твердую веру в то, что Кришна защитит. Они не беспокоятся даже когда находятся в по видимости трудной ситуации. Они твердо верят, что в конечном итоге все дает Кришна. Он источник всего.

Пятый принцип шаранагати - это принятие желаний Господа своими желаниями. Очень часто наше понимание таково, что мои желания должны быть желаниями Бога. Что бы я ни пожелал, Бог должен исполнить это. Но если это не происходит, вы, обычно начинаете отходить от Господа и ваша вера слабеет. Но здесь Господь Чайтанья говорит, что наши желания и деятельность должны быть согласованы с желаниями Господа. Это мы имеем в виду, когда говорим полное предание себя.

Подобно тому как Кришна говорит: сарва дхарма паритйаджйа мам екам шаранам враджа ахам твам сарва папебхйо мокшаишйати ма шучах. Кришна говорит: "Оставь все и просто предайся Мне". Что означает предаться? Я уверен, что у многих из вас есть опыт, что когда вы проповедуете, люди говорят, что они преданные Кришны, но при этом делают все, что считают праильным. Они не хотят делать то, что Кришна по-настоящему от нас хочет.

Но здесь Чайтанья Махапрабху объясняет, что полное предание себя, это то же самое, что и сарва дхарма паритйаджйа мам екам шаранам враджа. Как в Восемнадцатой Главе есть этот знаменитый стих

ман-мана бхава мад бхакто
мад йаджи мам намаскуру
мам евайшйасйа сатйам те
пратиджане прийо си ме

Кришна говорит: "Делай четыре вещи, и если ты будешь делать эти четыре вещи, ты, несомненно придешь ко Мне". Ман-мана, думай обо Мне. Стань Моим преданным, приноси Мне поклоны, поклоняйся Мне. Что это означает? Полное предание себя. Если вы становитесь преданным Кришны, всегда думаете о Кришне, выражаете Ему почятение, поклоняетесь Ему, то это полное предание. В коментарии Шрила Прабхупада объясняет, что преданный полностью полагается на Кришну, и он действует и думает в точности так, как желает этого Кришна. Такого стандарта мы должны достичь. Мы действуем и думаем, как этого желает Кришна.

В Бхагавад Гите Кришна обсуждает аскезу для тела, ума и языка. Кришна говорит, что при помощи языка мы должны постоянно декламировать ведические произведения, говорить правдивые слова. Телом мы должны служить Господу, брахманам, духовному учителю, практиковать ненасилие. Относительно ума Он говорит, что ум должен быть удовлетворен, думать о Господе и Его играх и т.д. То есть нашим стандартом должно быть действовать в соответствии с желаниями Господа.

В Десятой Песне есть замечательные молитвы, вознесенные сыновьями Куверы. Вы знаете, что сыновья Куверы были прокляты Нарадой Муни стать деревьями. Но во дворе Нанды Махараджа. Если вы были в храме Кришны Баларамы во Вриндаване, во внутреннем дворике стоит дерево тамала. Это дерево очень удачливо. Двадцать четыре часа в сутки оно слышит святое имя. Оно посещает все арати. Преданные посещают там одну-две арати в день, но это дерево посещает все восемь арати. Когда занавески открыты, оно все время получает даршан Радхи Шьямасундары. Это дерево очень-очень удачливо.

Нарада Муни проклял братьев стать деревьями во дворе Нанды Махараджа. Но вместе с проклятием он дал им благословение, что через сто небесных лет они увидят Господа. Наши шесть месяцев равны двенадцати часам полубогов. Господь выполняет обещания, данные Его преданными. Господь повалил эти два гигантских дерева. В это время Мама Яшода была на кухне. Она выбежала и сказала: "Как эти деревья упали"? Пастушки сказали: "Твой сын повалил эти огромные деревья". Она не могла поверить. Она подумала, что эти деревья должно быть упали из-за урагана.

Когда Налакувара и Манигрива вышли из деревьев, они вознесли чудесные молитвы Господу. Они поблагодарили мудреца Нараду Муни за эту возможность увидеть Господа. Они сказали: "С этого момента". С этого момента означает, что какие бы ошибки мы не совешали в прошлом, Бог с ними, но теперь пусть наши языки постоянно прославляют Тебя. Пусть наши головы постоянно склоняются перед Тобой. Пусть наши уши постоянно слушают Твою славу. Они описали, как с этого момента различные части их тел займутся служением Господу. В невежестве мы могли действовать по-разному, но, соприкоснувшись с преданными, мы получили информацию о том, как занять свои тело, ум и чувства в служении Господу.

Шестой принцип шаранагати - это смирение. Чайтанья Махапрабху приказал Своим последователям написать множество книг, но Сам Он оставил после Себя только восеь стихов, называемых Шикшаштака. И в третьем стихе Он говорит:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Здесь Чайтанья Махпарабху говорит: киртанийа сада харих. Нужно повторять не только шестнадцать кругов. Если вы хотите находиться в положении, когда вы будете всегда повторяь святые имена, вы должны быть смиренным, смиреннее, чем травинка, и терпеливее дерева. Выражать все почтения, не ожидая ничего взамен.

Подлинное смирение также развивается, когда мы смотрим на хорошие качества в других вайшнавах. Прабхупада говорил, что мы должны быть подобными пчелам, а не мухам. Мы должны смотреть на хорошие качества вайшнавов. Обычно мы склонны преувеличивать свои хорошие качества и медитировать на чужие дурные качества. Но здесь Господь Чайтанья говорит: "Выражайте всем почтение, не ожидая ничего взамен, будьте смиреннее травинки и терпеливее дерева".

Если у нас есть привычка смотреть на хорошие качества в вайшнавах, то мы естественно будем уважать их. Хотя это трудно, это возможно. Наши усилия должны быть культивировать подлинное смирение. Кришнадас Кавирадж говорит, что этот стих настолько важен, что его, как ожерелье нужно надеть на шею, чтобы всегда напоминать себе о его важности.

Это вкратце шесть аспектов предания, и, как мы объясняли раннее, мы можем развить эти аспекты посредством хорошей садханы, в особености повторения святого имени. Святые имена нужно повторять внимательно. Как вы знаете, существуют шесть стадий воспевания святого имени. Первая стадия - это нама-апарадха. Затем вы переходите к промежуточной стадии, намабхасе, и затем к чистому уровню. По крайней мере, когда вы соприкоснулись с преданными и получили духовное знание, вы должны стараться повторять внимательно. И чем внимательнее будет наше воспевание, тем быстрее мы будем духовно продвигаться. А как измерить свой духовный прогресс? Мы измеряем наш духовный прогресс, наблюдая за тем, насколько мы привязываемся к святому имени, насколько мы привязываемся к методу преданного служения и насколько мы отвязываемся от обычных источников чувственных наслаждений. И если мы будем заниматься преданным служением в обществе преданных, будем опасаться ловушек и внимательно повторять святые имена, мы с гарантией придем к успеху. Мы должны с верой следовать методу, и успех гарантирован. Харе Кришна!

В. Как происходит, что в начале преданные не следуют никакой садхане, но у них столько энтузиазма?
О. Вначале их энтузиазм может быть сентиментальным, но чтобы он продолжался, он должен поддерживаться хорошей садханой и джапой.

В. Как избегать общения с непреданными в случае с родственниками?
О. Когда я говорил о санга-тьяге, я имел в виду, что было бы здорово, если бы вся экономика была в сознании Кришны, чтобы были учебные заведения в сознании Кришны, но, к сожалению, дела обстоят не так. Поэтому, естественно, что вам приходится общаться с мирскими людьми, но нужно делать это в необходимой степени и не более. Что касается членов семьи, вам, естественно, приходится общаться и с ними. Ваши родители могут быть непреданными. Очевидно, что если вы станете преданными и не будете с ними даже говорить, это будет выглядеть нехорошо. Они подумают, что вы возгордились, и религия вас испортила. Очевидно, что вам приходится с ними общаться, но и это нужно делать в необходимой степени. Другими словами, вы должны хорошо обходиться со своими родителями, родственниками и т.д., но быть твердыми в своем сознании Кришны. Быть вежливыми не означаете, что вы пляшете под их дудку. Этот вопрос особенно актуален для Индии. По крайней мере, я говорю преданным быть вежливыми и учтивыми. Но будьте твердыми в том, что касается сознания Кришны и не уступать. Вы должны дать им понять, что принятие сознания Кришны не означает, что вы отверните свои взаимоотношения с ними. Этого и боятся большинство родителей: что если вы примете сознание Кришны, вы отвергнете все взаимоотношения.

В. Как проповедовать людям на работе?
О. Могут быть разные ситуации. Вас могут окружать грубые материалисты. У кого-то может быть определенный уровень благости. По сути дела, нужно стараться проповедовать в соответствии с уровнем человека. С кем-то можно сперва говорить о вегетарианстве, и затем постепенно побудить начать читать джапу. Если кто-то в благости и верят в то, что должна быть дисциплина, можно дать им мантру. В каждом случае нужно судить индивидуально.