foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

nachodki.ru интернет-магазин

Сегодня благоприятный день ухода Санатаны Госвами. Поэтому мы подумали, что можем немного поговрить о Санатане Госвами. Мы могли бы послушать перевод Шри Шад-госвами-аштаки, написанной Шринивасой Ачарьей.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые были всегда заняты воспеванием святых имен Кришны и танцевали. Они в точности подобны океану любви к Богу, и они дороги и благородным и негодяям, потому что они никому не завидовали. Что бы они ни делали, они были дороги всем. И они получили все благословения Господа Чайтаньи. Так они всегда занимались миссионерской деятельностю, предназначенной для того, чтобы спасти все обусловленные души в материальной вселенной.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые очень искусны в тщательном изучении всех священных писаний с целью установления религиозных принципов для всех людей. Поэтому их почитают во всех трех мирах, и они достойны того, чтобы принять у них прибежище, потому что они погружены в настроение гопи и заняты трансцендентным любовным служением Радхе и Кришне.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые очень глубоко понимают Господа Чайтанью и поэтому искушены в описывании Его трансцендентных качеств. Они могут очистить все обусловленные души от реакций за греховную деятельность, погрузив их в трансцендентные песни о Говинде. Поэтому они очень искушены в расширении океана трансцендентного блаженства, и они спасители живых существ из пожирающей пасти освобождения.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, кто оставили все свое аристократическое общение как ничтожное. Для того чтоы освободить бедные обусловленные души, они приняли набедренные повязки, обращаясь с собой как с нищими. Но они всегда погружены в экстатический океан любви гопи к Кришне и все время плавают в волнах этого океана.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые всегда заняты поклонением Радхе и Кришне на трансцендентной земле Вриндавана, где повсюду прекрасные деревья, полные плодов и цветов, под корнями которых рассыпаны драгоценные камни. Госвами полностью компетентны, чтобы даровать живым существам великое благо цели жизни.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые заняты воспеванием святых имен Господа и регулярным принесением поклонов. Таким образом, они используют свои драгоценные жизни в таком преданном служении. Они покорили еду и сон и всегда были кроткими и смиренными и воспевали и помнили о транценентных качествах Господа.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые иногда находились на берегах озера Радха Кунда, или берегах Ямуны или в Вамши Вате. Там они продили подобно безумцам в полном экстазе любви к Кришне, проявляя в своих телах разные трансцендентные признаки, и они были погружены в экстаз сознания Кришны.

Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Рагхунатхе Дасу Госвами, Шри Дживе Госвами и Шри Гопалу Бхатте Госвами, которые очень громко воспевали повсюду во Вриндаване: Шанти Шанти, Царица Вриндавана Радхарани, О Лалита! О сын Нанды Махараджа! Где вы все сейчас? Может быть вы на вершине Холма Говардханы или под деревом на берегу Ямуны? Где вы? Они проявляли настроения совершения сознания Кришны.

Шри Шат-госвами-аштака ки - Джая!

Как мы говорили, сегодня день ухода Санатаны Госвами явился на планете в 1488 году и покинул планету в 1558 году. Как вы знаете, Санатана Госвами был страршим братом Рупы и Анупамы. Мы, вайшнавы празднуем и авирбхаву и тиробхаву. Авирбхава обозначает благоприятный день, когда святая личность является на планете, а тиробхава обозначает благоприятный день, когда она уходит с планеты. Вайшнавы знают, что великий мудрец является, чтобы проповедовать миссию Господа, после чего они возвращаются служить Господу в другом месте. Поэтому они празднуют и авирбхаву, и тиробхаву.

Мы читаем о Санатане Госвами в Чайтанья Чаритамрите и Чайтанья Бхагавате. Санатана Госвами и его братья явились в брахманической семье. Их исторические корни были в Карнатике, но они осели в Бенгалии. Пятьсот лет назад в результате заговора, царем Бенгалии стал мусульманин Наваб Хуссейн Шах, а большинство населения Бенгалии в то время были немусульманами.

У Санатаны и его братьев было одно главное занятие - все время обсуждать кришна-катху. Весь день они были заняты обсуждением кришна-катхи, и они были очень популярны в народе. Конечно, сейчас вкусы людей сильно изменились. Они предпочитают слушать о футбольных или хоккейных матчах или кинозвездах. Но в то время общество было более цивилизованным, и люди имели более высокий вкус.

Санатана и его братья были очень популярны в народе, и мусульманский царь попросил их возглавить администрацию. Пятьсот лет назад богатейшей страной мира была не Америка и не Канада. В то время еще не было никакой Америки. Богатейшей страной мира была Индия, а богатейшей частью Индии была Бенгалия. Бенгалия была богатейшим царством мира. И царь силой заставил Рупу и Санатану возглавить руководство его царством.

Хотя они занимали такие возвышенные посты, в глубине своих сердец они были преданными, и они всегда медитировали на то, как отправиться служить движению Господа Чайтани. Они слышали о Господе Чайтанье. И описывается, что Госвами были воплощениями манджари. Манджари это помощницы гопи, а гопи в свою очередь помощницы Радхарани в служении Верховному Господу.

Поскольку они хотели служить движению Господа Чайтаньи, они написали несколько писем Чайтанье Махапрабху. Вначале они не получали ответа, но, в конце концов, Махапрабху ответил им. Он привел пример. Прабхупада использовал этот пример во введении к Бхагавад Гите. В Своем ответе Махапрабху намекнул, что им нужно продолжать работать, и Он привел пример замужней женщины, у которой есть любовник. Замужняя женщина может добросовестно служить своему мужу, но в уме она постоянно думает о том, когда она сможет пойти общаться со своим любовником.

Рупа Госвами получил это письмо и понял, что Махапрабху хочет, чтобы он продолжил работать. И через какое-то время братья получили привилегию встретиться с Господом Чайтаньей в Рамакели, где они представили себя очень смиренными, держащими во рту солому. Они выразили почтение Чайтанье Махапрабху. И именно тогда Рупа Говами вознес эту знаменитую молитву:

намо маха ваданйайа
кришна-према прадайа те
кришнайа кришна чайтанйа намне
гаура-твише намаха

Санатана Госвами обратился к Господу со словами: "Люди в обществе считают нас очень образованнымм". Они действительно были образованными. Они знали много языков. Они были образованны и материально, и духовно. И они также занимали очень почтенное положение в обществе. Санатана Госвами сказал: ке ами. Кто я такой и почему мне приходится испытывать эти три вида страданий? Есть семь видов страданий, но он ссылается на адхибхаутика, адхидайвика и адъйатмика клеши. Неважно, живете ли вы в развитой стране, или развивающейся стране, стране первого мира или четвертого мира, страдания жизни не щадят никого. Землетрясения, наводнения, страдания, приносимые умом, другими живыми существами и т.д.

Санатане Госвами вместе с его братом выпала великая удача встретиться с Господом в Рамакели, и вскоре после этого Рупа Госвами ушел со своей работы, получил наставления от Чайтаньи Махапрабху и отправился во Вриндаван, где он определил места, где Господь проявлял Свои трансцендентные игры. Сейчас, когда мы приезжаем во Вриндаван, мы говорим: "Это место, где был наказан змей Калия. Здесь проходила такая-то лила. Здесь такая-то". Но мы должны благодарить Госвами, потому что именно они определили различные места, где проходили игры Господа.

Когда Рупа Госвами покинул свой пост, он увез с собой целый корабль золотых монет. По оценкам у него было более сорока тысяч золотых монет. Сегодня у нас бумажная валюта, и бумага становится все тоньше, и их золотое обеспечение становится все меньшим. Рупа Госвами распорядился своим богатством очень примерным образом. Прабхупада часто цитировал это в своим письмам к преданным. Он раздал пятьдесят процентов своего богатства брахманам, подлинным брахманам. Сегодня люди становятся брахманами в профессиональных целях. Двадцать пять процентов он раздал своим родственникам. А двадцать пять процентов он оставил на непредвиденные расходы у бакалейщика. В то время, вероятно, не было банков. Таким образом, он оставил все свое богатство и отправился во Вриндаван жить жизнью нищего на мадхукари. Мадхукари - это когда святой живет очень просто, прося себе на подаяние только самое существенное. И его единственная емкость для еды - это его желудок.

Санатана Госвами серьезно хотел последовать по стопам своего брата. Нас, вайшнавов, также называют рупанугами, потому что мы следуем наставлениям Рупы Госвами. Нароттама дас Тхакур в своей молитве гауранга болите хабе говрит: рупа рагхунатха хабе хаибе акути кабе хаи херабо се джугала пирити. Когда настанет тот благоприятный день, когда я получу привилегию изучать книги, написанные Рупой Госвами? Рупа Госвами написал много замечательных произведений, но Шрила Прабхупада перевел два: Бхакти-расамрита-синдху, опубликованную как Нектар Преданности, и Шри Упадешамриту, опубликованную как Нектар Наставлений. Я лично присутствал в Лос Анжелесе, по-моему в 1971 году, когда Прабхупада выпустил Нектар Преданности. В то время мы печатали книги в издательстве Дай Нипон в Японии. Шрила Прабхупада только что получил несколько сигнальных экземпляра этой книги. Такова была традиция: сперва Прабхупада получал контрольные экземпляры, а затем высылался весь тираж. Аудитория была переполнена. Он сидел на вьясане, поднял книгу над головой и сказал: "Это свод законов Движения Сознания Кришны. Каждый преданный должен ее читать".

Книги Рупы Госвами подобны своду законам. И если вы будете читать Нектар Наставлений, хотя в нем всего лишь одиннадцать стихов, каждый стих содержит обширные коментарии. И фактически в этих одиннадцати стихах содержится суть всей Ведической философии. Рупа Госвами получил наставления о пути преданного служения от Чайтаньи Махапрабху.

У Санатаны Госвами тоже было большое желание присоединиться к своему брату, и он послал сообщение царю, что он заболел. Как иногда, когда наши преданные хотят поехать на фестиваль и пропустить работу, они говорят, что больны. Царь был очень недоволен. Рупа Госвами ушел со службы. Большая часть бремени уже легла на него, и теперь Санатана Госвами не появлялся на работе. А царь испытывал нетерпение, потому что он хотел совершить набег на Ориссу. В то время Ориссой правил царь индуист по имени Пратапарудра, поэтому многие ученые и мудрецы переехали из Бенгалии в Джаганнатха Пури. Даже ученый Сарвабхаума Бхаттачарья, который впоследствии общался с Господом Чайтаньей в Джаганнатха Пури, в свое время жил в Бенгалии.

Санатана Госвами был занят тем, что изучал Бхагаватам в обществе брахманов. Царь испытвал беспокойство. Прошло уже четыре дня, а Санатана не появлялся на работе. Тогда он послал царского доктора проверить состояние здоровья Санатаны. Сегодня повсюду домофоны. Когда вам звонят, вы спрашиваете: "Кто там"? - и если вы не хотите открывать, вы не откроете. Иногда преданные в Индии пытаются назначить встречу с кем-то, и когда они звонят, им отвечают, что его нет дома. Однако в те времена такой техники не было. Врач просто вошел вовнутрь и увидел Санатану Госвами, вокруг которого стояли стопки книг и сидели тридцать брахманов, занимающегося изучением писаний.

Он вернулся и доложил царю: "Твой Санатана абсолютно здоров. Он просто целый день изучает писания". Царь позвал Санатану Госвами и сказал: "Санатана, возобнови свои обязанности! Мне нужно ехать покорять других царей. Твой брат оказался безответственным". Как сегодня часто, когда кто-то присоединяется к сознанию Кришны, родители говорят, что он совершенно безответственен. Мы дали ему хорошее образование, чтобы он получил хорошую работу, а он стал простым монахом. Они думают, что в том, чтобы становиться монахом или служить миссии Господа, не является необходимым. Они думают, что для того чтобы добиться успеха в жизни, нужны деньги.

Он старался изо всех сил уговорить Санатану вернуться на службу, но у Санатаны не было к этому никакого интереса. Санатана сказал: "Я нахожусь в ситуации, когда я больше не могу служить". Царь был очень недоволен. Он сказал: "Бросьте его в тюрьму"! В то время не было никакой юридической системы. Цари были автократами. Санатану посадили в тюрьму, а царь отправился покорять другие земли.

Поскольку Санатана служил в правительстве, он был опытным дипломатом. Санатана обратился к тюремщику: "Отпусти меня"! Но тюремщик был непреклонен, как скала. Он сказал: "Если я выпущу тебя, царь не оставит меня в живых". И когда он был в тюрьме, как раз во время он получил письмо от своего брата. Он написал, что оставил десять тысяч золотых монет у бакалейщика. Тогда Санатана Госвами предложил тюремщику семь тысяч золотых монет в качестве взятки. Тот выпустил его. Санатана сказал: "Ты можешь сказать царю, что я пошел по нужде, прыгнул в Гангу и совершил самоубийство". Но когда тюремщик увидел семь тысяч золотых монет, слюнки потекли у него изо рта, и он сказал: "Нет, я не могу отпустить тебя. Царь лишит меня жизни". Тогда Санатана увеличил предложение. Он сказал: "Хорошо! Десять тысяч"! Тогда тюремщик не смог устоять. Он не только отпустил его, но дал ему помощника, который поможет ему пройти нелюдимыми тропами незамеченным.

Санатана Госвами убежал из тюрьмы и направился в Варанаси, потому что знал, что там будет Чайтанья Махапрабху. С ним был слуга по имени Ишан. По дороге они остановились в гостинице. У владельца гостиницы на ресепшене сидел хиромант, и когда кто-то приходил остановиться на ночлег, этот хиромант оценивал, сколько у него денег. И если у него было много денег, его грабили. Хиромант сказал владельцу гостиницы: "Этот человек очень богат". Владелец гостиницы стал обходиться с Санатаной чрезмерно учтиво. Санатана также был опытным дипломатом. Преданный не должен быть дураком. Он должен быть экспертом во всех областях. Санатана начал подозревать: "Почему этот человек так хорошо со мной обходится"? Он спросил своего слугу: "Ишан, у тебя есть с собой деньги"? Ишан был хитрым слугой. Он нес с собой восемь золотых монет, а Санатана совершенно не знал об этом.

Ишан сказал: "Да, я несу с собой семь золотых монет". Он опять солгал. Салнатана сказал: "Отдай их мне". Санатана взял семь золотых монет и предложил из владелецу гостиницы. Он сказал: "У меня были с собой эти деньги. Пожалуйста, возмьи их". Владельцу гостиницы стало очень стыдно. Он планировал этой ночью убить Санатану и забрать восемь золотых монет. Поэтому, когда Санатана по собственной инициативе предложил ему семь золотых монет, ему стало очень стыдно. Он сказал: "Я не могу их у тебя взять. Я планировал этой ночью убить тебя и твоего слугу и забрать восемь золотых монет. Но теперь, когда ты принес их мне, мне очень стыдно. Я не возьму деньги".

Санатана сказал: "Если ты не возьмешь денги, кто-то другой убьет меня и возьмет их". Когда у вас много денег, вы сразу навлекаете много врагов. В Чайтанья Чаритамрите говорится, что если у вас есть деньги, вы наживаете несколько врагов. Власти становятся вашим врагами. Они говорят: "Ты заработал деньги благодаря нашим благословениям, поэтому плати налоги". В некоторых странах законодательство таково, что даже после вашей смерти они взымают налоги. Родственники становятся вашим врагами. Они говорят: "Ты заработал деньги благодаря нашим благословениям. Поэтому поделись с нами". Затем воры. Воры никогда не грабят бедных. Когда вы зарабатываете деньги, вы становитесь мишенью воров. Я работаю в африканских странах. И если вы придете там в дом богатого человека, его дом окружает высокая стена. Кроме этого стоит сигнализация и во дворе бегает множество собак.

Владелец гостиницы дал Санатане Госвами сопровождение, и Он отправился на встречу С Чайтаньей Махапрабху в Варанаси, а Ишана Санатана отослал назад. По дороге Санатана остановился в доме своего шурина. Его шурин был менеджером у другого мусульманского царя. Он приехал с тремястами тысячами золотых монет, чтобы купить лошадей для царя. Его звали Шрикант. Шрикант увидел, что у Санатаны длинная борода, рваная одежда. Он сказал: "Что это такое? Ты занимал такое возвышенное положение, а сейчас выглядишь как хиппи. Оставайся у меня. Я дам тебе хороший дом". Но Саа=натана только что оставил большой пост. Поэтому соблазны Шриканта его не привлекли. Но Шрикант дал ему очень дорогой шерстяной чадар.

Санатана надел его и отправился в Варанаси. В то время Господь Чайтанья остановился в доме преданного по имени Чандрашекхара Ачарья. Когда Чайтанья Махапрабху странствовал, Он останавливаля в домах разных домохозяев. Чайтанья Махапрабху Сверхдуша: ишвара сарва бхутанам хрид-деше рджуна тиштхати. Он сказал Чандрашекхаре: "Рядом с домом стоит великий мудрец. Отправляйся и позови его". Чандрашекхара выглянул из дома, посмотрел по сторонам и не увидел ни одного великого мудреца. Он ожидал увидеть кого-то в шафрановых одеждах. Он не подозревал, что Санатане приходилось тайно бежать, чтобы никто не мог его узнать. Он вернулся к Махапрабху и сказал: "Нет я не увидел там никакого святого". Чайтанья Махапрабху сказал: "Нет, вернись и посмотри еще раз". Он пошел посмотреть, вернулся и сказал: "Нет, там только какой-то мулла". Потому что у Санатаны была борода, а бороду обычно отращивают муллы.

Господь Чайтанья сказал: "Этот человек не мулла. Это великий мудрец. Чандрашекхара пригласил его в дом, и как только он вошел, Господь Чайтанья обнял его. Тогда Чандрашекхара был удивлен: "Этот человек не мулла. Он великий мудрец. Чайтанья Махапрабху обнял его"!

Санатана Госвами был в рваной одежде, с длинной бородой, длинными волосами, и Чандрашекхара предложил ему новые одежды, но он отказался. Когда они сели вкушать прасад, Санатана Госвами заметил, что Чайтанья Махапрабху пристально смотрит на его дорогой чадар. Санатана Госвами понял, что Чайтанья Махапрабху не очень доволен его дорогим чадаром. Он отправился на берег Ганги, где увидел старика, сушащего свое рваное одеяло. Санатана Госвами подошел к нему и сказао: "Господин, я хочу поменять свой чадар на твое одеяло". Старик сказал: "Ты должно быть шутишь! Ты хочешь помегнять свой дорогой чадар на мое рваное одеяло, которое ничего не стоит". Санатана сказал: "Нет, я не шучу. Я серьезно". В конце концов, Санатана обменял свой дорогой чадар на рваное одеяло, завернулся в него и предстал перед Махапрабху.

Когда Чайтанья Махапрабху увидел это, Он остался очень доволен. Он сказал: "Хороший врач после лечения не позволит симптомам болезни остаться". Другими словами, хороший врач убедится, что вы не позволите вернуться причине, вызвавшей заболевание, иначе болезнь может вернуться. Здесь была ситуация, когда Санатана отказался от всех удобств, чтобы принять жизнь нищего, и для него было не очень уместно носить очень дорогой чадар. Как это не очень хорошо, когда санньяси или брахмачари начинают носить дорогую одежду. Этот пример не означает, что преданные Харе Кришна должны ходить в рваной одежде. Нет, Прабхупада говорил нам, что мы должны одеваться как приличные люди. Чайтанья Махапрабху остался очень доволен осознанием Санатаной важности простоты.

Затем Санатана отправился во Вриндаван, где он получил наставления Чайтаньи Махапрабху о методе преданного служения, который замечательно объясняется в Мадхья-лиле Чайтанья Чаритамриты. Мы вернемся к этому через несколько минут. Санатана пришел во Вриндаван, и там он тоже вел жизнь нищего, живя на мадхукари. Однажды Санатане приснился сон. Во сне он увидел очень прекрасное Божество Кришны. И на следующий день, когда он совершал свою мадхукари по домам, он пришел в дом брахмана, где увидел именно то Божество, которое он видел во сне. Ему приснилось, что Божество пришло к нему, чтобы он Ему поклонялся, и он думал, откуда оно придет. Он ходил по домам, собирая мадхукари, и в доме одного брахмана он увидел Божество, которое приходило к нему во сне.

Санатана попросил брахмана: "Ты можешь отдать мне это Божество, чтобы я поклонялся Ему дома". Брахман сказал: "Нет, это мое Божество, я не отдам Его тебе". Той ночью брахману приснился сон. Господь сказал ему: "Ты помнишь этого нищего Санатану Госвами, пойди найди его, и отдай ему Меня для поклонения". Он разыскал Санатану Госвами и сказал ему о том, что Господь приказал ему во сне. Конечно, Санатана очень обрадовался.

Санатана жил в хижине на берегу Ямуны. Он установил там Божество, и Санатана заботился о Нем. В это время один торговец солью по имени Капур плыл на лодке в Агру. И его лодка застряла рядом с бхаджан-кутиром Санатаны. Бизнесмен запаниковал. Уже темнело. Он думал: "Как бы меня ночью не ограбили разбойники"! Но затем он увидел поодаль хижину, из которой исходил свет. Он пришел к заключению, что там должно быть кто-то живет и отправился туда. Кришна говорит, что люди приходят к Нему при четырех обстоятельствах: стадающие, ищущие денег, любознательные и ищущие истинного знания. Этот человек отправился к хижине Санатаны Госвами и увидел там прекрасное Божество Кришны. Он стал молиться Господу: "Пожалуйста, сделай так, чтобы мой корабль сошел с мели". И когда он вернулся с даршана, он увидел, что корабль, который сидел на мели, начал двигаться. Он оправился дальше, продал соль и заработал кучу денег. Когда он получил деньги, он вернулся к Санатане Госвами и сказал: "Забери все эти деньги". Он осознал, что эти деньги были заработаны благодаря благословениям Божества. Тогда Санатана Госвами велел ему построить храм, и он построил этот знаменитый храм Мадана Моханы. Там Санатана установил свое Божество Мадана Мохана. В Ванкувере у нас тоже есть Божество Мадана Мохана.

Санатана Госвами дал нам много замечательных произведений, в особености Хари Бхактивиласу, которую он составил вместе с Гопалом Бхаттой Госвами, основываясь на наставлениях, данных Чайтаньей Махапрабху, описывающих разные правила и предписания. Многие наставления, которые Прабхупада дал нам, основываются на Хари-бхактивиласе. Кроме этого он написал много других замечательных книг.

Это удивительно. Не только Харидас Тхакур не заходил в храм в Джаганнатха Пури. Как вы знаете, у Харидаса Тхакура был бхаджан кутир вдалеке, откуда он мог видеть флаг на Храме Господа Джаганнатхи. Даже Рупа и Санатана никогда не заходили в этот храм. Они не заходили, потому что служили мусульманскому царю, поэтому им запрещали туда входить. Прабхупада, конечно, был совешенно против этого. Прабхупада говорил: "Джаганнатх Господь Вселенной! Он Бог каждого, поэтому всех должны допускать". Прабхупада хотел, чтобы мы построили свой храм Джананатхи перед изначальным, куда бы допускали всех его Западных учеников.

Впоследствии Санатана Госвами отправился в Джаганнатха Пури, чтобы встретиться там с Чайтаньей Махапрабху. Он шел через джунгли, и было очень жарко. Он подхватил суровую болезнь. Все его тело было покрыто гноящимися волдырями. Санатана думал: "Мое тело стало таким никчемным. Что я буду делать с этим телом. Во время Ратха ятры я брошусь под колеса колесницы Господа Джаганнатхи и совершу самоубийство".

Как мы говорили раннее, Чайтанья Махапрабху Верховный Господь, живущий в нашем сердце как Параматма. Он знал, что было на уме у Санатаны. Махапрабху сказал Санатане: "Это тело тебе не принадлежит. Это тело принадлежит Мне, и Я собираюсь использовать его, чтобы установить дхарму, религиозные принципы. И Махапрабху не дал Санатане совершить самоубийство. Есть много замечательных историй, связанных с Санатаной Госвами. Санатана регулярно ходил к Харидасу Тхакуру. Он говорил ему: "Некоторые практикуют, но не проповедуют, а некоторые проповедуют, но не практикуют, но ты делаешь и то и другое".

Чайтанья Махапрабху дал Санатане много замечальных наставлений, где Он объяснил:

брахманда бхрамите кон бхагйаван джива
гуру-кришна крипайа пайа бхакти-лата биджа

Живое существо, пройдя через множество рождений и смертей, получает семя бхакти, бхакти-лата-бидж. Как это семя растет? Когда мы поливаем его. Чайтанья Махапрабху объяснил, что мы поливаем семя преданного служения водой шраванам и киртанам. Мы получаем семя преданного служения, но оно прорастет только если мы будем поливать его. И метод полива - это шраванам и киртанам.

И Он объяснил, что иногда рядом с лианой преданности прорастают сорняки и забирают всю воду. Он сказал, что эти сорняки нужно выпалывать. Если мы живем в обществе преданных, то определить эти сорняки легче. В Нектаре Наставлений Рупа Госвами говорит о шести расах между преданными: раскрывать свой ум более продвинутым, получать от них наставления, дарить подарки, принимать подарки, угощать прасадом, принимать прасад. Шрила Прабхупада сказал, что это Международное Общество Сознания Кришны было создано для того, чтобы предоставить условия для этих рас между преданными. Если мы живем в обществе преданных, эти нежелательные сорняки распознать легче. Нежелательные сорняки принимают множество форм: гордость, высокомерие и т.д. И нам советуется выпалывать эти сорняки.

И для того, чтобы оградить лиану преданности, мы должны построить вокруг него прочный забор, чтобы не пришли какие-то животные. В Америке и Канаде не увидишь особенно много заборов, но во многих частях света, таких как Индия, необходимо строить заборы, иначе забредут нежеланные животные. Нам нужно окружить себя обществом преданных. Это исключительно необходимо для нашего выживания.

Я помню в 1975 году был один преданный, который приехал из Африки в Бомбей. Он был из Кении. Прабхупада жил тогда в Харе Кришна Ленд. Он пришел к Прабхупаде и сказал: "У этого преданного такие-то недостатки. У этого такие-то". И он перечислил почти всех преданных в Кении. Прабхупада сказал: "Тогда переедь в какой-нибудь другой храм". И какие бы варианты Прабхупада ни придлагал, он все отвергал. Преданный сказал: "Пожалуйста, благословите меня, чтобы я мог день и ночь повторять святые имена в Маяпуре в одиночестве". Он хотел подражать Харидасу Тхакуру. Прабхупада сказал: "Ты не можешь подражать Харидасу Тхакуру. Ты должен жить в храме в окружении преданных", - но он отказывался. У Прабхупады не было выбора. Поэтому он написал руководству храма в Маяпуре письмо, в котором он поросил построить хижину, где этот преданный мог бы повторять мантру в уединении. Этот преданный пробыл там несколько дней, после чего он исчез, и больше его никто не видел.

Мы не можем просто подражать Харидасу Тхакуру. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал, что для того, чтобы оградить нашу лиану преданнсти, мы должны окружить себя обществом преданных. Общество преданных дает нам силу развивать свою духовную жизнь, оно поддерживает нашу решимость служить Господу, и если мы будем в обществе преданных, они помогут нам увидеть наши анартхи. И мы должны быть рады приять их замечания.

После этого Чайтанья Махапрабху объясняет, как нужно избегать вайшнава-апарадх. Бывают разные виды апарадх: сева-апарадхи, оскорбления при поклонении Божествам, которые перечислены в Нектаре Преданости. Затем бывают вайшнава-апарадхи, оскорбления вайшнавов. Затем есть гуру-апарадхи, оскорбления духовного учителя. Затем есть джива-апарадхи, оскорбления живых существ.

Есть разные виды апарадх, но Господь Чайтанья говорит о вайшнава-апарадхе, которую Он сравнивает с бешенным слоном. У вас может быть прекрасный сад, но если вы впустите туда бешенного слона, прекрасный сад будет уничтожен. Как мы слышали много раз, писания рекомендуют нам избегать вайшнава-апарадх.

Далее Махапрабху объясняет шесть принципов шаранагати. Это означает предаться, принять прибежище. Чайтанья Махапрабху объясняет шесть составляющих предания себя. Первое - это принимать все благоприятное для духовного развития. Следующее - это отвергать все неблагоприятное для духовного развития. Это нетрудно понять. Например, если мы знаем, что что-то неблагоприятно для нашего здоровья, мы отвергнем это, а если что-то хорошо для нашего здорвья, мы примем это. Затем принять Верховного Господа своим господином и опекуном. Затем полное вручение себя. Это означает иметь желания, согласованные с желаниями Господа. Обычно люди думают, что желания Бога должны быть согласованы с моими желаниями. Но наш принцип таков, чтобы желания Бога стали нашими желаниями. И шестой принцип - это смирение. Это было объяснено Чайтаньей Махапрабху Санатане Госвами. Поэтому, где бы мы не жили, нам нужно предаться Господу с любовью, иначе нам придется сделать это против нашей воли. Харе Кришна!

В. Какое лично вдохновение вы черпаете от Санатаны Госвами?
О. Санатана Госвами был настолько продвинут, что я об этом даже не мечтаю. Они жили во Вриндаване как нищие на мадхукари, спали час в сутки, двадцать три часа они повторяли святые имена. Лучше всего принять прибежище у наставлений Санатаны Госвами.

В. Жить в обществе преданных очень нелегко.
О. Да, жить в обществе преданных нелегко, но мы получаем эту возможность - ходить на лекции, принмать прасад, посещать арати. Наше общение - это духовное общение.

В. Сколько лет было Рупе и Санатане, когда они оставили государственную службу и присоединились к Чайтанье Махапрабху?
О. Я не хочу спекулировать. Я не читал об этом нигде. Санатана Госвами жил с 1488 по 1558 год. Он жил семьдесят лет. Санатана Госвами каждый день совершал Говардхана-парикраму. И когда он состарился, Кришна предоставил для него очень легкую возможность совершать парикраму. Он обходил храм Радха-Дамодары. Поэтому говорится, что если вы обойдете храм Радхи-Дамодары четыре раза, это будет равняться Говардхана-парикраме.