foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Компоненты, модули, шаблоны и другие Расширения Joomla

Как я понимаю, по пятницам вы читаете Нектар Наставлений. Это часть курса Бхакти-шастри. Мы прочитаем лекцию по Третьему Стиху. Как вы знаете, Нектар Наставлений был написан великим мудрецом Рупой Госвами. Нас, вайшнавов, также называют рупанугами. Рупанугами называют тех, кто следует в ученической преемственности, идущей от Рупы Госвами и тех, кто следует его учению.

Рупа Госвами дал нам много замечательных произведений. Нароттама дас Тхакур, великий поэт-вайшнав, который явился пятьсот лет назад сказал: рупа рагхунатха паде хаибе акути хабе камо херабо се джугала пирити - когда придет тот благоприятный день, когда я смогу изучать труды Рупы Госвами? Рупа Госвами дал нам много замечательных произведений, которые отмечают чистое преданное служение, и Рупе Госвами очень повезло получить трансцендентные наставления непосредственно от Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху на протяжении двух месяцев наставлял его о чистом преданном служении, и Прабхупада перевел две из его книг: Нектар Наставлений и Нектар Преданности.

Я был с Прабхупадой в Лос Анжелесе в 1971 году, когда Прабхупада представлял Нектар Преданности. В то время ИСККОН печатал книги в издательстве Дай Нипон в Японии. Прабхупада только что получил контрольный экземпляр Нектара Преданности. Он поднял книгу над головой и сказал: "Это свод законов этого Движения Сознания Кришны. Каждый преданный должен изучать эту книгу".

В свое время Рупа Госвами занимал очень высокий правительственный пост. Он и его братья родились в брахманической семье, которая осела в Бенгалии. Они были хорошо известны в обществе как те, кто заботился о его благе и как те, кого интересовало только прославление Кришны. Царь попросил возглавить их правительство Бенгалии. Пятьсот лет назад самой богатой страной в мире была Индия, а самой богатой частью Индии была Бенгалия. Поначалу они отказались, но тогда царь пригрозил и им пришось согласиться. Рупа и Санатана практически управляли страной. Затем Рупа Госвами оставил службу, чтобы присоединиться к Чайтанье Махапрабху и получить от него наставления о методе чистого преданного служения.

Рупа Госвами дал нам много замечательных книг, но Прабхупада сперва сосредоточился на Нектаре Преданности и Нектаре Наставлений. Нектар Наставлений не очень подробная книга. Она содержит всего лишь одинадцать стихов. Но к каждому из них Прабхупада написал очень развернутый коментарий. Коментарий к каждому из стихов составляет от пяти до семи страниц. Поэтому вы можете увидеть, насколько важен каждый из них.

Вначале Нектара Наставлений Рупа Госвами отмечает, как быть духовным учителем: нужно контолировать ум и чувства.

вачо вегам манаса кроддха вегам
джива вегам ударопастха вегам
этам вегам йо вишахета дхирах
сарвам апимам притхиви са шишйах

Рупа Госвами отмечает, что тот, кто серьезно относится к духовному продвижению должен принять прибежище у духовного учителя. Но духовный учитель также должен обладать определенными качествами. Качества духовного учителя заключаются в том, что он должен контролировать свои ум и чувства. Если вы не можете контролировать свои ум и чувства, вы не можете быть духовным учителем.

Затем во втором стихе Рупа Госвами отмечает факторы, в результате которых преданное служение может испортиться. Чайтанья Махапрабху дал наставления не только Рупе Госвами, но также и Санатане Госвами. И наствляя Санатану Госвами, Он объяснил шесть существенных факторов предания себя Господу. Метод предания себя Господу или принятия у Него прибежища также называется шаранагати. И рядом с Ванкувером у нас есть ферма "Шаранагати". Это означает, что целью проекта является вдохновить людей предаться Всевышнему Господу.

Описывая шесть принципов шаранагати, вначале Он говорит, что нужно принимать все благоприятное для преданного служения и отвергать все неблагоприятное. Этот принцип не так трудно понять. Потому что даже в нашей повседневной жизни мы принмаем то, что хорошо для здоровья и отвергаем то, что плохо. Все очень пекутся о своем здоровье, особенно в Америке. Поэтому вы хотите принять хорошее и отвергнуть плохое. Бизнесмен заключит только такую сделку, которая принесет приыль и отвергнет ту, которая принесет убыток.

Рупа Госвами тоже говорит нам, что благотворно для духовного продвижения, а что нет. И во втором стихе этой книги он описывает, что пагубно. Если вы знаете, что пагубно, то вы знаете, чего избегать. И нам очень повезло, что великие мудрецы объяснили это нам, и мы можем просто следовать, а не гадать, что хорошо, а что плохо. Например, Рупа Госвами говорит:

атьяхара прайасаш ча
праджалпа ниямаграза
джана сангаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати

Винашйати означает разрушает. И Рупа Госвами перечисляет шесть факторов, которые могут уничтожить вашу лиану преданности. Есть больше, чем необходимо, или накапливать больше, чем необходимо. Аюрведический рецепт заключается в том,чтобы не переедать. На самом деле, аюрведический рецепт состоит в том, чтобы недоедать. Пятьдесят процентов голода вы должны удовлетворить прасадом, двадцать пять процентов водой, а двадцать пять процентов воздухом. В этой ситуации вы никогда не заболеете.

Затем говорится прилагать чрезмерные усилия к обретению труднодостижимых мирских вещей. Нам нужно прилагать усилия, но не чрезмерные. Что означает чрезмерные усилия? Вы так много работаете, что у вас не остается времени на садхану, читать свою джапу, или совершать шаги, содейтсвующие духовному продвижению. Этого следует избегать.

Затем излишние разговоры на мирские темы. Нам нужно говорить, но мы должны быть осторожными относительно того, о чем мы говорим. Затем следовать правилам и предписаниям формально, не понимая, что их цель - помочь нам развиваться духовно и вернуться назад к Богу. Затем общаться с людьми мирского склада более, чем необходимо, и питать жадность к материальным достижениям. Мы просто хотели вкранце описать их, чтобы оживить в вашей памяти факторы, которые пагубны для духовного развития.

В сегодняшнем стихе Рупа Госвами объясняет нам факторы, благотворные для духовного развития:

утсаха нишчайат дхайрйат
тат-тат карма правартанат
санга-тьяга сато-вриттех
шадбхир бхактих прасидйати

Винашйати означает разрушает, а прасидйати - противоположное, приводит к успеху. Подобным образом, как если вы преследуете образовательную карьеру, вы хотите преуспеть, когда вы преследуете профессиональную карьеру, вы хотите преуспеть, когда вы преследуете духовную карьеру, вы тоже хоите преуспеть. Но чтобы преуспеть, нам необходимо следовать определенным методам. Например, если вы хотите хорошо сдать экзамен, нужно должным образом подготовиться. Подобным образом, нам нужно подготовиться духовно, и Рупа Госвами объясняет нам, как это сделать.

Очень важн понять, что в своих произведениях Рупа Госвами подчеркивал метод чистого преданного служения, что является заключением Бхагаватам и Бхагавад Гиты. Когда Кришна говорит:

ман-мана бхава мад бхакто
мад йаджи мам намаскуру

Он говорит: ман-мана, думай обо Мне, стань Моим преданным, приноси Мне свои поклоны, поклоняйся Мне, и если ты будешь делать эти вещи, ты придешь ко Мне без всяких сомнений. На что указывает этот стих? Ни на что иное, кроме чистого преданного служения. Когда Кришна говорит:

сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа

Он говорит: оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я защищу тебя ото всех реакций, опять Он подчеркивает чистое преданное служение. Что такое чистое преданное служение? Чистое преданное служение - ничто иное, как метод полного предания себя Господу. И это может совершаться как в ситуации домохозяина, так и отреченного. Когда Кришна говорит: сарва дхарма паритйаджйа, Он обращается ко всему человечеству. Бхагаватам и Бхагавад Гита в заключении приходят к ударению на чистом преданном служении, и здесь Рупа Госвами объясняет нам факторы, которые содействуют успеху на пути достижения чистого преданного служения.

Первый момент, о котором он говорит - это утсхаха, энтузиазм. Почему мы должны действовать с энтузиазмом? Вы же служите самому великому. Кто является величайшим? Если вы получаете возможность служить выдающемуся человеку, вы чувствуете себя привилегированным, я прав? Предположим, завтра вам предстоит получить аудиенцию у Президента Буша. Вы будете испытывать энтузиазм, вы посчитаете это большой привилегией. Подобным образом, когда нам выпадает возможность общаться или служить могущественной личности, мы чувствуем привилегированность. Почему мы не должны чувствовать привилегированность, если у нас есть возможность служить Господу всех господ, который является творцом и источником всего материальгого и духовного? Поэтому Рупа Госвами подчеркивает, что нужно служить Господу с энтузиазмом. И если мы будем действовать с энтузиазмом, мы можем преуспеть на духовном пути.

Энтузиазм - это необходимость, неважно, какое у вас служение. Мы можем мыть посуду в храме, но мы должны делать это с энтузиазмом. Почему, потому что мы моем посуду Кришны. Не нужно думать: "Я буду действовать с энтузиазмом только, если я буду делать, что хочу или если у меня будет очень привилегированное служение. Наше понимание должно быть таким, что преданное служение абсолютно. Сегодня вы можете мыть посуду, завтра стать пуджари, затем Президентом Храма, а затем просто стать уборщиком. Наша привязанность должна быть просто к служению, и поскольку вы служите величайшей личности, вы должны действовать с энтузиазмом.

Следующий вопрос: почему иногда энтузиазм присутствует, а иногда отсутствует? Преданные испытывают взлеты и падения. Иногда преданные говорят: "Что-то у меня в последнее время нет энтузиазма. В чем причина, Махарадж"? Это обсуждается в Шримад Бхагаватам. В Бхагаватам говорится, что иногда пациент до срок прекращает принимать лекарство. Он думает, что выздровел, но получает рецидив болезни. Иногда вы выздоравливаете, температура немного спадает и вы говорите: "О, я выздоравливаю. Больше не нужно принимать лекарство, я опять могу ходить на работу". И что тогда происходит? Болезнь возвращается. Иногда на духовном пути мы приходим к ложному заключению, что достигли уровня парамахамсы и нам не нужно следовать разным правилам и предписаниям, нам не нужно во время повторять джапу, мы это уже делали столько лет, нам не нужно строго следовать садхане. И тогда что происходит? Происходит рецедив. И тогда наш энтузиазм тоже падает.

За много лет я видел, что преданные, которые поддерживают хорошую садхану, должным образом повторяют свои круги, сохраняют энтузиазм. Поэтому если вы хотите сохранять энтузиазм, хорошая садхана и хорошее повторение это необходимость, иначе трудно сохранять энтузиазм в служении Господу. Энтузиазм очень важен.

Однажды мы организовали большую выставку книг Шрилы Прабхупады в одном известном книжном магазине в Бомбее. Я думаю, в 1976 году. Прошел месяц, но продалось не так много книг, как мы думали. Я пришел к Прабхупаде и сказал: "У нас была большая выставка книг, но продалось не очень много". Прабхупада сказал: "Мои книги продаютяся благодаря энтузиазму моих учеников". Преданные испытывают энтузиазм, и это вдохновляет других заинтересоваться предлагаемым. Когда вы приходите в магазин, и у продавца нет особого энтузиазма, вам не очень то хочется покупать товар, не правда ли? Когда продавец приветствует вас с улыбкой, вы чувствуете себя немного обязанным купить, не правда ли?

Подобным образом, когда мы проповедуем, если мы делаем это без энтузиазма, она не принесет особого успеха. Поэтому мы должны действовать с энтузиазмом. В конце концов, мы служим величайшей из личностей. И сила практиковать энтузиазм проистекает из хорошей садханы. Поэтому в коментарии Прабхупада отмечает факт, что бхакти - вид культивирования, и как только мы говорим о культивировании, мы подразумеваем деятельность. Но культивитование своей духовной жизни не означает, что мы праздно сидим. Культивирование духовной жизни значит, что мы очень активны. Преданный очень активен. Он не спит больше, чем необходимо. Почему? Потому что он осознает, что это время принадлежит Кришне и я должен использовать его в служении Господу, и поэтому Прабхупада говорит о девяти методах преданного служения, благодаря которым бхакти-лата растет, и в конце концов, принимает прибежище у Господа. Поэтому мы должны служить, повторять свои круги с энтузиазмом, потому что мы служим величайшей личности, Кришне.

Затем он говорит нишчаят, действовать с решимостью или убежденностью. Решимость также необходима на духовном пути. Не нужно думать, что когда вы встаете на духовный путь, майя будет прятаться, как только вы выйдете на улицу. Майя всегда будет нападать на вас, искушать вас, давать вам столько различных причин не следовать духовной жизни. Но даже если и нужно следовать, куда торопиться? Вам всего лишь пятьдесят лет, можно подождать до восьмидесяти, можно подождать до нескольких дней до смерти. Майя будет давать нам столько разных причин, почему нам не нужно торопиться или немедленно принять преданное служение.

В Бхагавад Гите Прабхупада дает нам простой пример воробьихи, чьи яйца смыло океаном. Она пришла к океану и попросила: "Пожалуйста, верни мои яйца". Океан сказал: "Исчезни! Я не верну тебе яйца". Воробьиха сказала: "Если ты не вернешь моих детей, я иссушу тебя"! Океан в ответ только рассмеялся. Сколько воды воробьиха может унести в своем клюве? Может быть чайную ложку. Как если вы начнете вычерпывать чайной ложкой огромный океан, у вас это, вероятно, потребует сотни жизней. Но она была решительно настроена. Вычерпать океан маленьким клювом - это неподсильная задача. По человеческим расчетам это непостижимо. Но она была решительно настроена: "Я хочу вернуть своих детей"!

Постепенно молва дошла до Гаруды. Гаруда носитель Господа Вишну. Гаруда пришел на помощь своей сестричке и сказал океану: "Верни яйца, иначе я иссушу тебя"! Океан задрожал: "Конечно, конечно, я верну яйца". Поэтому Прабхупада привел этот простой пример решимости. Поэтому на духовном пути решимость важна. Не нужно думать, что вам вручат золотой кубок просто так. На самом деле, когда вы приходите к духовной жизни, у вас будет больше противников, чем сторонников. Но именно ваша собственная решимость поможет вам добиться успеха.

В материальной жизни мы видем, что люди решительно настроены получать чувственные наслаждения и добиваться материального успеха. Бизнесмены испытывают столько поражений, но они все равно продолжают в надежде, что следующая попытка принесет успех. Нам не удается найти нигде счастье, но мы все равно не сдаемся. Но в материальной жизни их решимость направлена не туда. Но если в духовной жизни мы применим решимость в правильном направлении, мы добьемся успеха.

У нас есть пример человека, который был очень привязан к проститутке. Однажды на улице был ужасный шторм, как у вас был ураган Катрина. На улице была Катрина, но он все равно хотел встретиться со своей возлюбленной. В реке он увидел плавающий труп. Он схватился за него и с его помощью пересек реку. Он пришел к дому проститутки, начал стучать в дверь, но был такой сильный ливень, что она ничего не слышала. С крыши свисала змея. Он по ней, как по веревке взобрался наверх, разобрал крышу и проник в дом. Когда проститутка увидела, что пришел ее возлюбленный, она сказала: "Как ты попал сюда? На улице ужасный дождь. Лодок для переправы нет". Он объяснил ей все, как он сперва схватился за труп, чтобы пересечь реку, как он затем вскарабкался по змее, чтобы попасть к ней в дом.

Проститутка была преданной. Ее звали Чинтамани. Она сказала: "Если бы у тебя было столько же решимости и влечения, которые ты имеешь к моему телу, чтобы служить Кришне, твоя жизнь увенчалась бы успехом"! Это длинная история, но, в конце концов, он стал преданным.

Нам нужна решимость, чтобы достичь успеха на духовном пути. И для этого тоже важно повторять махамантру. Рупа Госвами объясняет в Бхакти-расамрита-синдху: адау шрадха татха садху. На начальных стадиях у человека должно быть желание служить Господу. Господь живет в сердце каждого. Кришна такой верный друг! Он никогда не покидает нас, даже если мы деградируем в низшие формы жизни. В материальной жизни у нас есть "погодные" друзья. Когда все хорошо, они наши друзья, а когда что-нибудь идет не так, они расстаются с вами. Но Кришна никогда не покидает нас.

И как Параматма, Господь видит все наши желания. Вы можете спросить: "Как Он видит наши желания"? Вы проходите через прекрасный сад, в котором растут прекрасные цветы. Вы вдыхаете аромат и понимаете: "Это гардения, это роза". Вам не нужно видеть. Я знаю одного преданного, который хорошо разбирается в благовониях. Вы принесете ему благовоние, и он сразу скажет его название. В материальном мире люди могут определять ароматы. Они понюхают духи и скажут: "О, это Шанель №5. О, это Пьер Карден". Подобно тому как по запаху мы можем определить аромат, Кришна по запаху может определить все наши желания.

И когда Господь видит наше желани служить Господу, он создает для на ситуацию, где мы можем общаться с преданным или книгой, в которой найдем информацию о том, как служить Господу. И когда мы встречаемся с преданным, он дает нам информацию о том, как служить Господу, что называется бхаджана-крией. И если следовать этому методу, вы обретете ништху, решимость. Не нужно думать, что вы пройдете Бхакти-шастри, пообщаетесь с преданными и мнгновенно обтретете ништху. Чтобы обрести решимость следовать по духовному пути, вам нужно приложить усилия. И эти усилия заключаются в том, чтобы повторять мантру, читать и т.д. Тогда Кришна вдохновит вас служить Ему с решимостью. Таким образом решимость необходима, и решимость является результатом стабильной садхана-бхакти, что включает в себя слушание и воспевание.

Затем он говорит: дхайрьят, терпение, терпимость. Терпение или терпимость необходимы на духовном пути. Что говорит Чайтанья Махапрабху в этой связи?

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Если вы хотите находиться в положении, когда вы сможете повторять святое имя все время, вкратце, мы должны быть терпеливы и терпимы. На самом деле, между ними трудно провести границу. Иногда они практически идентичны. Мы должны быть терпеливы и терпимы. В материальной жизни, в особенности в Америке, люди склонны быть страстными. Они хотят всего моментально. Им нужен быстрорастворимый чай, быстрорастворимый кофе. И они хотят мгновенного откровения Бога. Они идут к гуру и хотят, чтобы он мгновенно показал им Бога и дал возможость пожать Ему руку. Но для того, чтобы пожать Ему руку требуется время. Иногда люди спрашивают: "Вы видете Бога". Мы отвечаем, что готовим себя для того, чтобы увидеть Бога. Нужно стать достойными того, чтобы увидеть Бога. Не нужно думать, что Бог явится по вашему требованию.

Конечно мы все время видим энергию Бога в действии. Солнце и Луна это два глаза Бога. Кришна говорит, что Он вкус воды. Даже если вы покупаете бутилированню воду. Они рекламруют: "Эта вода из такого-то источника". Но в конечном итоге воду дает Бог. Хотя они берут за нее деньги. И водоканал тоже дает вам воду за деньги. Но воду в действительности дает Бог.

Поэтому на духовном пути вы должны быть терпеливыми. Ну нужно думать, что не будет никаких трудностей. Прахлада Махарадж пришел на духовный путь, и ему пришлось пройти через столько трудных ситуаций, созданных его отцом. Через какие трудные ситуации пришлось пройти Прахладу? Его истязали демоны. Его бросали в кипящее масло. Ему давали яд. Его бросали к ядовитым змеям. Его сбрасывали со скалы. И в чем состояло преступление Прахлада? Его слишком привлекало служение Кришне. Сегодня мы тоже видим такие примеры. Если вы становитесь преданным, вас не повышают по службе. Многих наших преданных в ранние дни коммунизма ссылали в Сибирь. Прахладе приходилось все это терпеть ради служения Господу.

Прабхупада пытался основать это движение в Индии. Он старался изо всех сил, но не сдавался даже несмотря на то, что потребовалось много лет. В какой-то момент Прабхупада перевел Бхагавад Гиту в Индии. В те дни у Прабхупады не было никаких помощников. Позже, когда Прабхупада приехал на Запад, он использовал современную технику, такую как диктофоны, печатные машинки и т.д. Но в те времена, все полторы или две тысячи страниц ему пришлось написать от руки. Прабхупада перевел всю Бхагавад Гиту, но у него не было денег напечатать ее. Он искал кого-то, кто мог бы профинасировать издание книги. В конце концов, он нашел кого-то, и когда он вернулся из Мадраса в Калькутту за рукописью, он обнаружил, что кто-то в доме продал его рукопись на макулатуру. Только вообразите! Годы и годы тяжелого труда! Но он не упал духом.

Кришна говорит во Второй главе Бхагавад Гиты

матра спаршас те каунтея
шитошна сукха-духкха дах

Кришна говорит: "Будьте терпеливыми". Подобно тому, как лето и зима сменяют друг друга, счастье и несчастье тоже сменяют друг друга. Честь и бесчестье тоже приходят и уходят. Преданный терпелив и терпим и неподвержен двойственностям материального существования. Двойственность означает, что если вас хвалят сегодня, завтра вас будут ругать. Если вы победили сегодня, завтра вы можете получить поражение. Если хорошо сегодня, завтра может быть плохо. Вы должны знать, что подобно тому как времена года сменяют друг друга, эти двойственности тоже будут приходить и уходить. Таким образом преданный должен быть терпелив и терпим, занимаясь преданным служением. Если что-то идет не по вашему, не нужно оставлять преданное служение.

Очень часто, когда мы идем по духовному пути, Кришна будет проверять нас. Не думайте, что Он не будет нас проверять. Кришна дает нам приглашение вернуться к Нему, но Кришна будет проверять нас. Нам придется пройти через множество проверок. Прахладе Махарджу пришлось пройти через множество проверок, но он выжил, потому что он имел непоколебимую веру в Всевышнего Господа. Таким образом, на пути преданного служения преданный должен быть терпелив и терпим.

В Третьей Песне Бхагаватам Девахути спросила Капиладеву: "Как распознать садху"? Логичный вопрос. Как, например, как распознать врача? Вы смотрите на то, какое образование он получил, какая у него степень. Как распознать инженера? Вы смотрите, есть ли у него соответствущее образование. Подобным образом Господь Капиладева посоветовал Своей матери заняться преданным служением, чтобы освободиться от круговорта рождения и смерти, потому что она у Него об этом спросила. Она сказала: "Ты мое трансцендентное око. Ты подобен топору, который может срубить дерево материального рабства. Пожалуйста, просвети меня".

Тогда сын объяснил ей важность преданного служения, после чего мать спросила, каковы характеристики святого человека. Тогда Он произнес этот известный стих:

титикшава каруниках
сухрида сарва-дехинам
аджата-шатрава шантах
садхава садху-бхушана

Первое - это титикшава. Что означает титикшава? Терпение. Преданный должен быть терпелив, и этот принцип терпения и терпимости вновь и вновь поднимается в писаниях. Поэтому нам нужно практиковать терпение. Часто проверяется наша терпимость, наше терпение, наша духовная зрелость, когда нас помещают в исключительно трудные ситуации. Но мы не должны терять свою веру, или охладевать, а должны продожать практиковать сознание Кришны. Терпение тоже приходит как результат совершения бхаджана крийи.

Затем он говорит: действовать в соответствии с правилами и предписаниями. Тат-тат карма правантанат. То есть следовать методу, данному нам великим ачарьми. Отец Прахлада Махараджа усадил его себе на колени и спросил: "Сын, что самое хорошее ты узнал сегодня в школа"? Его учителями были Санда и Амарка. Они были сыновьями Шукрачарьи. Шукра означает семя. Шукрачарья означает духовный учитель по рождению а не по качествам.

Хираньякашипу сказал его учителям: "Заставьте моего сына забыть о Боге, и начать считать меня Абсолютом". Отец ожидал, что сын скажет, что он величайший. У нас есть День отца, и вероятно Хираньякашипу хотел задать стандарты для Дня отца. Он хотел, чтобы его сын сказал, что он самый великий, он настоящий Вишну. Но вместо этого сын провозгласил девять методов преданного служения.

Рупа Госвами говорит, что когда вы встаете на духовный путь, вы должны следовать методу шраванам киртанам вишну-смананам. Это описывается как девять методов преданного служения, и это описывается как метод, который поможет нам принять прибежище у Господа. В Движении Сознания Кришны мы не представляем какой-то вымышленный путь. Мы представляем путь, который основывается на шрути и смрити. Рупа Госвами сказал:

шрути смрити пуранади
панчаратра видхим вина
аикантика харер бхакти
утпатаиайва калпате

Тот религиозный метод, который не основан на священных писаниях и учениях мудрецов, просто создает беспокойства в обществе. Как мы видим, что каждый говорит, что его путь правильный. Но мы должны смотреть, подтверждается ли этот путь доказательствами из писаний. Рупа Госвами говорит, что наша деятельность должна основываться на девяти методах преданного служения, и девять методов преданного служения начинаются со слушания и воспевания.

Подобно тому, как когда вы строите здание, самым главным является фундамент. Если фундамент непрочен, вы построите высокое здание, и оно развалится. Фундамент нашей духовной жизни основывается на том, насколько внимательно мы повторяем и слушаем святое имя. И если мы будем повторять свои круги внимательно, это позволит нам духовно продвигаться. Таким образом, Рупа Госвами говорит: "Следуйте девяти методам преданного служения для того, чтобы продвигаться духовно".

Затем санга-тьяга, избегайте общения с непреданными. Как это можно сделать в современной ситуации? Потому что вы работаете с непреданными, вы учитесь с непреданными, вы проповедуете непреданным. Поэтому невозможно избежать общения с непреданными. Поэтому решением является общаться с непреданными в той мере, в которой необходимо, и не более.

Вы ходите на работу. Конечно, вам приходится общаться с непреданными. Вы ходите учиться. Несомненно, вам приходится общаться с непреданными. Но общайтесь в той мере, в которой необходимо, и не более того. Даже когда вы выходите проповедовать, распространять книги, вы не будете просто разавать книги по домам, а потом предложить купить их. Вы будете общаться в необходимой степени и не более того. И когда вы общаетесь, вы должны стараться повлиять на них, а не чтобы они повлияли на вас. Вы ходит проповедовать. Вы приходите к материалисту домой. Вы не должны думать, что у вас тоже должен быть такой дом. Поэтому общайтесь с непреданными в необходимой степени.

Затем сато-вритти, то есть следовать по стопам предшествующих ачарьев. Прабхупада сам строго следовал предшествующим ачарьям или учителям. Коментарии Прабхупады к Бхагавад Гите основываются на коментариях Баладевы Видьябхушаны. Когда Прабхупада писал коментарии к Бхагаватам, перед ним лежали коментарии, написанные предшествующими ачарьями. Он следил затем, чтобы его коментарии строго соответствовали тому, что говорили предшествующие ачарьи. Он брал суть того, что они говорили, и представлял ее для нас в сжатом виде, чтобы мы могли понять стихи и практиковать их.

Прабхупада строго следовал предшествующим ачарьям. Здесь мы следуем Рупе Госвами, который стоит в нашей ученической преемственности. Мы принимаем предшествующих ачарьев и их учения, и следуем им. И нам очень повезло, потому что у нас есть Шрила Прабхупада, который в своих книгах вкратце изложил работы предшествующих ачарьев так, чтобы мы могли их понять. Если бы мы читали работы Вишванатхи Чакраварти, Шридхара Свами или Баладевы Видьябхушаны, мы бы не поняли ни единого слова. Но в формате, в котором их представил Шрила Прабхупада, мы можем их понять.

Рупа Госвами говорит, что если мы будем следовать этим рекомендациям, эти шесть принципов несомненно, на сто процентов. Может ли какой-нибудь врач гарантировать вам стопроцентное выздоровление? Кришна говоит: "Думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне свое почтение, склоняйся передо Мной, и сто процентов, без сомнения ты придешь ко Мне". Здесь Рупа Госвами говорит: "Без сомнений вы добьетесь успеха". Мы не должны сомневаться, что если мы будем следовать методу, данному здесь Рупой Госвами, мы добьемся успеха на духовном пути.

Таковы факторы, которые благотворны для нашего духовного продвижения, как их описал Рупа Госвами. Харе Кришна!

В. Как понять, нужно ли нам прилагать усилия или нет?
О. Если вы сомневаетесь, проясните свои сомнения, обратившись к тем, кто знает больше: может быть, к духовному учителю или садху. Это будет объясняться в следующем стихе, как практиковать шесть рас во взаимоотношниях с преданными. Одна из них - окрывать свой ум более продвинутым и принимать от них наставления. Когда у вас что-то болит, вы бежите к врачу, чтобы понять, серьезно это или нет. Поэтому когда вы сомневаетесь, воспользуйтесь помощью духовного врача.

В. Иногда в нас возникает гордость и наш энтузиазм падает. Как с этим быть?
О. Иногда наш энтузиазм падает. Почему он падает? Это обсуждается в Бхагватам. В Четвертой Песне говорится, что иногда пациент до срока прекращает принимать лекарство, тогда болезнь возвращается. Подобным образом, мы думаем: "Я уже повторяю мантру столько лет. Я могу немного расслабиться". Тогда духовная болезнь возвращается и наш энтузиазм падает. Те преданные, которые хорошо повтояют свои круги утром, всегда чувствуют энтузиазм.

В. Если мы исходим от Господа, почему Он нас проверяет?
О. То, что мы исходим от Всевышнего, не означает, что нас не будут проверять. Прахлада был великим преданным, и он успешно прошел проверку. Но преданный Господа не возражает против проверок. Мы не обращаемся к Богу: "Пожалуйста, сделай так, чтобы все шло гладко, чтобы я был здоровым, а мои активы возрастали, чтобы к чему бы я не пркасался, обращалось в золото". Преданный знает, что в материальной жизни проверки всегда будут. Маядеви будет пытаться соблазнить нас самыми различными путями.

В. Мой внук задал мне вопрос: "Если мы будем молиться Господу, будет ли Он молиться нам"?
О. Мы не достойны того, чтобы нам молились. Если мы станем чистыми преданными, Бог будет даже поклоняться чистому преданному. Но мы находимся в очень оскверненном положении. И это не желание преданного, чтобы Господь поклонялся ему. Преданный означает тот, кто хочет служить Господу.

В. Как моя вера может стать сильнее, что преданное служение необходимо, что Кришна Всевышний?
О. Возможно вы слышали поговорку, что практика приводит к совершенству. Вы знаете, сколько спортменам приходится тренероваться. Сколько приходится тренероваться музыкантам или балеринам! И чем больше они практикуются, тем лучше их результаты. Подобным образом, чем больше мы будем практиковаться, тем сильнее будет наша вера. Практика приводит к совершенству. Практика делает нашу веру сильнее. Если вы ожидаете, что без практики ваша вера неожиданно станет сильной, это иллюзия.

В. Как разобраться, какой религиозный путь правильный?
О. Каково значение религии? Смысл религии в том, чтобы развить любовь к Богу и оставить любовь к греховной деятельности. В Бхагаватам говорится: пхалена паричийате - надо смотреть, какой путь принесет вам этот результат. Если вы можете развить любовь к Богу и отречение, следуя какому-то свами, вперед! Но если не можете, то повторяйте Харе Кришна и следуйте пути Кришны. Мы не собираемся спорить, что это единственный путь, но суть в том, чтобы развить любовь к Богу и оставить любовь к греховной деятельности. В Бхагаватам говорится: дхармам ту шастрам бхагаватам пранитам. Шастры это слова Бога. Мы следуем Бхагавад Гите. Бхагават Гита - древняя книга знания. Все, что мы говорим, поддерживается Бхагавад Гитой. Как в случае с юристом. Когда он приводит аргументы, он обязательно ссылается на конкретную статью закона. Поэтому все, что мы говорим, ссылается на конкретный стих из конкретного произведения. Поэтому мы не даем какой-то вымышленный путь. Теперь если кто-то говорит вам, что его путь истинен, скажите: "Хорошо, покажите свою продукцию". Если вы идете на собеседование на работу и говорите, что вы дизайнер, вас попросят показать свои разработки. Поэтому попросите их показать продукцию в виде преданных, развивающих любовь к Богу и подлинное отречение. Я знаю практически всех гуру в Индии, но я не видел практически нигде подлинных примеров отречения.

В. Что такое любовь к Богу?
О. Понимание того, что такое любовь к Богу различается. Большинство людей думают, что если вы ходите в церковь по воскресеньям, каятесь во всех грехах, которые вы совершили, то вы любите Бога. Индусы думают, что понимание того, что есть Бог, или есть много богов, и есть любовь к Богу. Но это показывает наше поклонение в соответствии с тем, как нам удобно. Это означает, что мы считаем себя преданными, но не считаемся с тем, что говорит Бог. Любовь к Богу означает, что вы делаете то, чего от вас хочет Бог. Вы воспитываете сына. Он говорит: "Мама, папа, я люблю вас". Но если он делает прямо противополжное тому, что вы говорите, вы поверите ему? Если ваш муж живет собственой жизнью и не обращает на вас никакого внимания, вы поверите, что он любит вас? Поэтому когда мы говорим о любви к Богу, мы говорим о том, чтобы делать то, чего от нас хочет Бог. Когда мы служим Богу на наших условиях, это совсвем не преданность. Когда вы служите Богу на Его условиях, - это преданность. Вы работаете на Никон, вы должны работать на их условиях, иначе вас уволят. Вы приехали в Америку. Вы должны жить в соответствии с ее законами. Подобным образом, у нас есть условия Бога, которые перечислены в писаниях. Любовь означает, что вы чем-то жертвуете ради кого-то. Если вы не хотите ничем пожертвовать ради Господа, то где же любовь? Конечно когда мы говорим о жертве, мы не подразумеваем, что вы не улыбаетесь, не едите, не женитесь, не учитесь, не работаете. Вы можете все это делать и все равно вести упорядоченный образ жизни.