foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Здесь нашел интересный обзор

Мы прочитаем стих из Третьей главы Бхагавад Гиты, которая называется Карма Йога.

Как большинство из нас знает, сознание Кришны основано на учении Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам. Говорится, что Бхагавад Гита является источником знания для всего человечества. В Апреле я был в Пакистане, и у меня была возможность беседовать с многими философами. Они были мусульманами. И один из них написал на Урду книгу, в которой говорилось, что послание Гиты настолько прозрачно, что она позволяет понять, каковы должны быть наши обязанности.

Бхагавад Гита поведана Верховным Господом, и она содержит вечную мудрость. И она вечная, потому что, верите вы или не верите, она впервые была поведана миллионы лет назад Богу Солнца Вивасвану. Подобно тому, как в Америке есть Президент, и в любом государстве есть какой-то глава, на разных планетах есть главы или президенты. Вивасван глава планеты Солнце, которая дает нам солнечный свет.

Это знание было поведано миллионы лет назад, но кришна говорит в Четвертой главе, что Он дает это знание вновь Арджуне. Почему? Потому что Арджуна был другом и преданным Гопода. И поскольку он был другом и преданным, он мог понять трансцендентную природу этой великой науки.

Мы не должны думать, что если мы повторяем Харе Кришна, что если кто-то из нас побрил голову, если мы нанесли тилаку, носим дхоти и курту, которые считаются примитивной одеждой, мы совершенно ненаучны. На самом деле мы очень научны, потому что мы следуем Верховному Ученому. Кто может быть большим ученым, чем Бог? Посмотрите на прекрасную зелень, растущую на улице! Мог бы такое сотворить материальный ученый или научная лаборатория? Нет. Посмотрите на искусство, с котрым создан один маленький цветок! Нет сомнения, что китайцы преуспели в подделке цветов, произведенных в Гонг Конге, но несомненно, что если приглядеться к ним поближе, они не могут сравниться с оригиналом. И несомненно, у них нет аромата. Их можно побрызгать ароматизатором, но это не будет естественным ароматом.

Итак, Верховный Ученый это Бог. Бога называют разными именами в разных частях света, но мы следуем Ведическому заключению, которое состоит в том, что Кришна Верховная Личность Бога. Даже между индуистов есть разные группы, исповедующие разные философии, но они все согласны с тем, что Кришна Всевышний. Они все согласны с тем, что Бхагавад Гита авторитетный источник знания.

Эта Бхагавад Гита была переведена на более, чем сто языков мира. И люди по всему миру читают ее и получают мудрые советы и умиротворение. Несколько лет назад я летел из Нью Йорка в Москву Аэрофлотом, и человек, сидящий рядом со мной, оказался профессором философии в Санкт Петербургском Университете. Это было чистое совпадение. Он не знал меня, а я не знал его. Мы разговорились, и я открыл, что этот человек преподает курс Бхагавад Гиты уже двадцать лет. Этот человек не имел никакого отношения к Харе Кришна. Я спросил его: "Что привлекло вас в Бхагавад Гите настолько, что вы читаете курс по ней на протяжении двадцати лет"? Он сказал мне: "Бхагавад Гита дает мне ответы на все мои вопросы, и дает советы, как обрести спокойствие ума". В Америке умы у людей спокойны? Нет. Вы можете отправиться в любую страну и спросить у любого, спокоен ли его ум. И если он будет честен, то ответит, что его ум не спокоен. Что является коренной причиной этого, мы обсудим позже.

Бхагавад Гита дает нам полное решение, и Чайтанья Махапрабху, который является ни кем иным, как Верховной Личностью Бога, дал нам ценные наставления, которые включают чтение Бхагавад Гиты на регулярной основе. Подобно тому как мы смотрим новости, чтобы узнать, что происходит в мире, мы также должны знать, каков план Господа относительно нас. И этот план раскрыт в писаниях, в особенности, в Бхагавад Гите.

Как вы знаете, Бхагавад Гита содержит восемьнадцать глав, и в этих восемнадцати главах Кришна говорит, что мы должны делать и какая деятельность является запрещенной. И если мы будем следовать этим наставлением, мы обретем умиротворение и в конечном итоге, достиннем цели жизни. Бхагавад Гита дает нам пример. Она говорит: "Лист лотоса находится в воде, но не смачивается ей". Подобным образом, Кришна говорит нам, как мы можем жить в материальном мире, и не затрагиваться пороками материального общества. Другими словами, для того чтобы обрести умиротворение и следовать духовной жизни, необязательно оставлять работу. Оставаясь там, где вы есть, вы можете обрести совершенство, руководствуясь Бхагавад Гитой. Я прочитаю этот стих. Стих 9.26 из Бхагавад Гиты.

йагьяртха кармано йатра
локе йам карма бандханам
тад артхам карма каунтейа
мукта санга самачарам

ПЕРЕВОД

Деятельность, выполняемая как жертвоприношение Вишну должна совершаться, иначе деятельность приведет к рабству в этом материальном мире. Поэтому, о сын Кунти, выполняй предписанные обязанности ради Его удовлетворения. Таким образом, ты всегда будешь свободен от рабства.

КОМЕНТАРИЙ

Поскольку каждый должен работать просто хотя бы для того, чтобы поддерживать тело, предписанные обязанности для определенного положения и качеств, построены так, чтобы было можно добиться цели. Ягья означает Господь Вишну или соверешние жертвоприношений. Все жертвоприношения также предназначены для удовлетворения Господа Вишну. Веды предписывают: ягья ваи вишнух. другими словами, одна и та же цель достигается, если вы совершаете ягью или служите Господу Вишну. Поэтому сознание Кришны - это совершение ягьи, как это предписывается в этом стихе. Цель института варнашрамы - тоже удовлетворение Господа Вишну. Поэтому необходимо действовать ради удовлетворения Господа Вишну. Любая другая деятельность, совершаемая в этом мире, принесет рабство, поскольку и добро и зло имеют последствия, а последствия связывают того, кто совершает эту деятельность. Поэтому необходимо действовать в сознании Кришны, чтобы удовлетворить Кришну или Вишну. И совершая такую деятельность, человек будет находиться в особожденном состоянии. Это великое искусство действовать. На начальных стадиях этот метод требует очень опытного руководства. Поэтому следует действовать очень тщательно под опытным руководством преданного Господа Кришны или по непосредственным руководством Самого Господа Кришны. Ничто не должно совершаться ради чувственных наслаждений, но все должно делаться ради удовлетворения Кришны. Эта практика спасет человека не только от последствий деятельности, но также поднимет человека на уровень трансцендентного любовного служения Господу, которое единственное может поднять человека в трансцендентное Царство Бога.

ЛЕКЦИЯ

Этот стих из Третьей главы, которая называется карма-йога. Третья глава называется "Карма йога", а пятая - "Карма-йога - деятельность в сознании Кришны". Стих, который мы вам прочитали - это очень известный стих из Бхагавад Гиты. Те из вас, кто изучали Бхагавад Гиту, вероятно встречались с этим стихом много раз. И в этой главе, которая называется Карма-йога, Кришна ни коим образом не говорит нам не действовать. Напротив, Кришна говорит нам, как действовать с должным отношением, и как действовать, не порабощаясь.

В следующем стихе Кришна сказал, что в начале творения Он послал поколения людей и сказал им, что если они хотят настоящего счастья, они должны совершать ягью или жертвоприношение. Кришна не говорит здесь, что мы не должны действовать. Иногда люди думают, что если они примут Бхагавад Гиту или займутся какой-то духовной практикой, это потребует отвежения материальных обязанностей, материальных взаимоотношений. Но это неправильное понимание Бхагавад Гиты. Бхагавад Гита проповедует деятельность, она проповедуюет деятельность в правильном духе. Как мы видим, что Гсподь вдохновлял Арджуну действовать, но действовать ради удовольствия Господа. Как воин Арджуна был обязан принять участие в религиозной войне. Но он колебался, и Кришна сказал ему: "Посвятив Мне свой ум и разум, исполняй свои обязанности ради Моего удовльствия".

Кришна объясняет, что мы должны действовать так, чтобы не связываться последствиями. Чтобы привести грубый пример, мы, как граждане США, можем жить в соответствии с законами государства или пренебрегая законам государства. И человека наказывают или вознаграждают соответственно. В Бхагавад Гите живое существо называют ишварой. Ишвара означает котроллирующий. Вы можете сказать: "Я думал, Бог ишвара". Кришна Верховный ишвара, но мы тоже крошечные ишвары. Как у вас есть правительство страны во главе с Президентом, но также есть муниципальные власти во главе с мэром.

Мы крошечные ишвары, и мы ишвары в том смысле, что у нас есть свобода выбора, как использовать это тело. Потому что мы все ишвары своих тел. У нас есть свобда выбора, чтобы решить, как использовать это тело. Хотим ли мы использовать его в соответствии с наставлениями Господа или в соответствии с капризными желаниями нашего собственного ума.

Кришна в Бхагавад Гите также говорит, что Он находится в сердце каждого: сарвасья чахам хриди саннивешто. Он говорит, что Он находится в сердце каждого. Господь пребывает в сердце каждого как Параматма. И как Параматма, Господь является причиной апоханам и смаранам. Апоханам означает забывать Господа, а смананам означает помнить Господа. Итак Господь пребывает в сердце каждого, и Он является источником памяти и забвения.

Как, например, все вы находитесь здесь, потому что у вас есть какой-то интерес к достижению цели жизни. Поэтому Господь ведет вас в общество преданных, в общество духовно склонных людей. Но есть многие, которых мы приглашаем, но они не приходят, потому что они не хотят иметь ничего общего с духовностью. И даже если они хотят что-то делать, это мизер. Например, очень многие ходят в церковь, храм или мечеть, но очень немногие ходят туда с целью заниматься преданным служением Господу.

Можно служить Господу на разных уровнях. Но Бхагавад Гита учит нас науке преданного служения. Что такое наука преданного служения? В Бхагавад Гите Кришна говорит: бхактйа мам абхиджанати - Меня можно понять только посредством преданности, или преданность является средством, которым мы можем привлечь Господа. Эту преданность может практиковать каждый когда угодно. Кришна говорит, чтобы мы действовали, но действовали как жертвоприношение Всевышнему Господу, так чтобы получить освобождение.

В этом стихе есть два слова: освобождение и рабство. Когда Кришна говорит, что нужно действовать, то это понятно. Но затем он ипользует слова освобождать и порабощать. Кто-то может спросить: "Что это означает"? Когда Кришна использует здесь слово рабство, это означает, что если вы действуете независимо от учения Господа или противореча учению Господа, вам просто придется переляться из одного тела в другое, живя в материальном мире, где нет ничего, кроме страданий.

Кришна объясняет в Бхагавад Гите что есть две характеристики материального существования. Первая называется духкхалайам, вторая - ашашватхам: все временно и исполнено страдания. Неважно, в какой части света вы живете, эти вещи остаются. В странах вне Америки люди думают: "Если я приеду в Америку, все мои проблемы разрешатся". Перед посольством Америки в любой стране... Я часто проезжаю мимо американского посольства по дороге в храм в Москве... Стоят такие огромные очереди. И в любой части света люди стремятся приехать сюда. Люди думают, что если они приедут в Америку, они будут жить жизнью, которая показывается в голливудских фильмах. Они будут счастливы, никаких бепокойств.

Но когда они приезжают сюда, они видят, что невоможно избежать семи видов страдания. Рождение, например, тоже описывается как страдание. Почему? Ребенок в утробе матери находится в очень дискомфортной ситуации. Это очень замечательно объясняется в Третьей Песне Бхагаватам. И доказательством этого является то, что когда ребенок рождается, он плачет.

Кроме этого есть болезни. У вас могут быть лучшие больницы, лучшие доктора, лучшие лекарства и т.д., но разве это останавливает болезнь? Нет. Затем есть старость. В наши дни в Западных странах есть то, что они называют магазинами товаров против старения. Как подразумевает название, в них продается продукция, которая позволяет старикам выглядеть как молодым. В них продается большой выбор краски для волос, большое разнообразие косметики, позволяющей скрыть морщины и т.д. Что же делают эти товары? Они могут на какое-то время спрятать видимость старости, но не навсегда. И в конечном итоге, есть смерть.

Вдобавок есть еще три вида страданий, которые мы испытываем. Клеша. Клеша означает страдания. Это страдания, причиняемые умом. Ум причиняет нам разнообразные страдания. Кто-то говорит что-то, что вам не нравится, ум возбуждается. Вы видите, что у кого-то есть то, чего нет у вас, снова ум причиняет вам боль. Что-то случается с кем-то, в особенности с родственником или другом, опять ум беспокоит вас.

Затем другие живые существа беспокоят нас. И материальная прирда. Материальная природа бастует повсюду. Она делает это по-разному: землетрясния, наводнения, засухи. На прошлой неделе я был в Англии. Там в газетах были статьи о засухе. Не нужно думать, что если вы живете в стране первого мира, засуха не коснется вас.

Итак, семь видов страданий присутствуют, и материальная природа, которая поставляет все необходимое для жизни, на самом деле находится под управлением Всевышнего Господа. Как в Третьей главе Бхагавад Гиты Кришна говорит нам, что зерно растет в результате дождя. А дожди будут идти только, если вы следуете законам Бога. Кришна говорит: майа дхйакшина пракрити суйате са чарачарах - эта материальная природа действует под моим руковоством. Поэтому всей целью человеческой жизни должно быть удовлетворение Всевышнего Господа.

И когда Кришна использует слово освобождение, это означает освобождение из цикла рождения и смерти. Цикл означает, что подобно колесу обозрения, мы переселяемся из одного тела в другое, и это можно лучше понять, если мы будем размышлять над второй главой Бхагавад Гиты, где Кришна объясняет, что тело бренно, а душа вечна. Ведические писания объясняют, что любое тело проходит через шесть ступеней развития. Первая стадия - это рождение. Следующая стадия - это рост. Затем поддержание на определенном уровне. Затем производство побочных продуктов. Затем увядание. И, наконец, исчезновение. Это верно для всех.

Наш духовный учитель говорил, что Бхагавад Гита это не сектантская философия. Это не просто индийская философия, это универсальная философия. Все, что утвержает Бхагавад Гита является универсальной истиной. Это истина, что наши тела проходят чере шесть стадий развития. Неважно, индуист вы, христианин или мусульманин, эти шесть стадий неизбежны.

И факт того, что в теле есть душа тоже можно легко понять. Поскольку здесь много врачей, я могу напомнить вам, что в конце шестидесятых в Канаде власти назначили комиссию, чтобы установить, в какой момент можно позволить человеку умереть естественной смертью. Вы должно быть согласитесь, что в медицинских кругах обсуждается до какого момента должны использоваться устройства для искуственного поддержания жизни в теле, которое подобно овощу. Эту комиссию возглавил один знаменитый врач. Этот врач после наблюдения в течении тридцати двух лет, как люди умирают, пришел к заключению, что в теле есть нечто, и когда это нечто покидает тело, оно становится бесполезным. Переписка между этим ученым и Шрилой Прабхупадой представлена в нашей книге "Наука самоосознания".

Любой разумный человек может увидеть, что в теле есть нечто, с чем мы себя отождествляем. Например, вы можете видеть свою фотографию, когда вы были маленьким и сказать: "Это я, когда мне было два года". Но сейчас ваше тело совершенно отличается от того. Вам сейчас шестьдесят лет. Ваше тело совершенно другое. Почему тогда вы говорите, что это вы в двухлетнем возрасте? Потому что в теле присутствует нечто, что было в теле тогда, и есть сейчас. И это душа.

Душа присутствует в теле, и Бхагавад Гита объясняет, что подобно тому, как мы выбрасываем старую одежду и одеваем новую, душа также оставляет одно тело и принимает новое.

Следующий вопрос - это какое тело она примет? Кто-то скажет: "Я не возражаю против того, чтобы принять другое тело. Если это будет тело Билла Гейтса, прекрасно"! В третьей песне Бхагаватам есть диалог между Господом Капиладевой и его матерью Девахути. Девахути была женой Кардамы Муни, который был очень могущественным йогом-мистиком. Она знала, что ее сын - воплощение Бога. Она спросила Его: "Мой дорогой сын, как определяется, какое тело я получу"? Люди задают этот вопрос каждый день. Люди говорят: "Баба, вы говорите, что атма вечна, а тело бренно. Тогда как решается, какое тело мы получим в следующей жизни"?

Он отвечает: кармана дева нетрена джанто дехопапатайе. Он говорит: "Всем нашим поступкам есть несколько свидетелей". Иногда мы думаем, что когда мы делаем что-то не то, никто этого не видит. В материальном законодательстве вам не вынесут приговор, если нет доказательств. Поэтому преступники стараются действовать так, чтобы не оставить доказательств. Вопрос в том, наблюдает ли кто-то за нашей деятельностью. Сверхдуша, Бог Солнца, Бог Луны... Сегодня можно зайти на сайт Гугл и узнать практически все обо всем мире, потому что у них установлены видеокамеры, которые все записывают. И если существуют видеокамеры, которые записывают все с огромного расстояния, почему Параматма, Бог Солнца или Бог Луны не могут все видеть? Они могут записывать гораздо лучше, чем все эти камеры. Итак, Солнце, Луна, звезды - есть очень много свидетелей. А превыше всех находится Господь в нашем сердце как Параматма. Все они записывают нашу деятельность, и на основе этого решается наша следующая жизнь.

И у нас есть широкий выбор: 8,400,000 видов. Вы можете родиться в видах, которые живут в воде, их 900,000. В видах, которые живут на суше, но не двигаются, их 2,000,000. Затем те, кто принадлежат к категории птиц, насекомых, животных, и, наконец, людей. Одна вещь, мы должны понять, что писания говорят, что человеческое рождение - это очень редкая вещь, достигаемая только после длинного эволюционного цикла. Поэтому говорится: "Теперь воспользуйтесь ей". Нужно исследовать. Мы исследуем столько разных вещей. Есть столько различных периодических изданий, но сколько из них по-настоящему исследуют, в чем заключается цель жизни? Очень немного. Итак, говорится: атхато брахма джигьяса - теперь, когда ты обрел эту редкую человеческую жизнь, вопрошай, - говорится в знаменитом стихе из Веданта Сутры. Итак, освободиться означает выбраться из цикла рождения и смерти. Рабство означает противоположное: еще глубже запутаться в цикле рождения и смерти.

В материальном мире мы все связаны, как если бы наши руки и ноги были связаны, и мы были бы привязаны к колонне. Вы сможете развязаться сами? Нет, кто-то другой должен помочь вам это сделать. Нам нужно руководство священных писаний и святых людей относительно того, как, живя в материальном мире, действовать в духе отречения, как лист лотоса, который находится в воде и не смачивается ей.

Господь Чайтанья дал нам рецепт, состоящий из пяти пунктов, относительно того, как достичь освобожденного положения. Он говорит, что для того, чтобы достичь цели освобождения, и освобождения от реакций на наши поступки, надо делать следующее. Первое - это повторять Харе Кришна Маха-мантру. Зачем мы повторяем Харе Кришна маха-мантру? Сперва позвольте мне объяснить вам, что означает слово мантра. Мантра означают слова, которые могут принести вам спокойствие ума. И поверьте мне, мы все ищем спокойствия ума. Если вы думаете, что за деньги можно купить спокойствие ума, вы в иллюзии. Если вы думаете, что власть может принести вам спокойствие ума, вы в иллюзии. Настоящее спокойствие ума можно обрести только если вы заняты служением Господу.

Господь Чайанья говорит: "Повторяйте святые имена Господа". Мантра означает слова, которые приносят вам спокойствие ума, а маха-мантра - это слова, которые приносят вам освобождение. Вы слышали слово йога. Вы слышали о медитации. Йога и медитация стали распространенными словами, которые люди используют, не понимая их настоящий смысл. Медитация означает связь с Господом. Когда Господь Чайтанья говорит повторять святое имя, Он говорит, что святое имя Господа неотлично от Него. Писания говорят, что Господь вложил все Свои трансцендентные энергии в святые имена. Что это означает? Это означает, что святое имя неотлично от Господа. Это означает, что когда мы повторяем святое имя, Господь там лично присутствует.

Вы можете видеть, что мы можем проводить киртан на протяжении множества часов и не уставать. В материальной жизни у нас есть опыт того, что мы пропоем песню раз или два и устанем. Как мы можем это делать? Потому что Господь воплотился в Своем святом имени. Поскольку оно неотлично от Господа, оно полностью духовно, и его можно повторять, не уставая. Вы таже не будете чуствовать усталости, потому что эти имена духовны по своей природе.

Господь Чайтанья сказал повторять святое имя. Мы видим, что в Бхагаватам говорится, что Кали-юга - это ничто иное, как океан порока, но есть одно благословение в эту Кали-югу. Это способность повторять святые имена Господа. Но повторять святые имена можно повсюду, в любое время, нет никаких строгих правил. Я только что говорил с хозяином этого места, Доктором Пателем. И я увидел теннисный корт во дворе. Я поделился с ним, что у нас есть очень хороший друг и преданный в Бомбее, который является одним из выдающихся теннисистов в Бомбее. Вся его семья играет в теннис. Но одна хорошая вещь, что когда они играют в теннис, они повторяют Харе Кришна Маха-мантру. Он повторяет 16 кругов, но на теннисном корте. Я сказал ему, что он должен играть в теннис весь день, потому что он тогда весь день будет повторять Харе Кришна.

Нет строгих правил для повторения святого имени. Вы можете повторять в любое время. Что делает повторение святого имени? Оно очищает сердце. Оно забирает страх, который присутствует у каждого. Наш ум исполнен страхов. Даже если вы могущественный человек, все равно мы очень боимся. Даже президент страны не может ездить без охраны.

Также повторение святых имен приносит вам бесконечное духовное удовлетворение или счастье. Не думайте, что люди повторяют святые имена, и не испытвают взамен никакого удовлетворения. Этот товар с гарантированным удовлетворением. Но для того, чтобы испытывать его, надо постараться. Наш духовный учитель приводил пример, вам могут показать банку меда, но для того, чтобы ощутить его сладость, надо его попробовать.

Господь Чайтанья Махапрабху сказал, что вы можете повторять святые имена, где угодно. Однажды, Он странствовал по Южной Индии, где смог вдохновить все население повторять Харе Кришна маха-мантру. У Него был преданный-домохозяин. У него была жена и дети, но он сказал: "Я хочу странствовать с Тобой". Махапрабху скзал: "Тебе нет необходимости странствовать со Мной. Оставайся там, где ты есть, но просто делай следующее". Повторять мантру. Затем читать Бхагавад Гиту и Бхагаватам. Вы все образованные люди. Вы все знаете много языков, включая английский. Мы все любим читать, слушать. Читайте Бхагавад Гиту. Если вы будете читать Бхагавад Гиту один-два стиха в день, вы обнаружите, что Бхагавад Гита приносит огромный покой уму. Бхагавад Гита поведана непосредственно Кришной Арджуне специально для тех, кто живет в Вашингтоне. Если люди, живущие в Вашингтоне воспользуются этим, это будет совершенство. Для чего Кришна поведал Бхагавад Гиту? Для блага всего человечества.

Кто-то скажет: "Арджуне очень повезло получить это великое знание непосредственно от Кришны. Как же нам получить благо"? Ответ в том, что если вам повезет получить это знание от представителя Господа, вы получите то же благо, как если бы вы получили его непосредственно от Господа. Сегодня у нас тысячи преданных по всему миру, и Бхагавад Гита переведена на все основные языки мира. И люди читают Бхагавад Гиту, потому что она отвечает на все их вопросы.

Бхагавад Гита представляет наставления Верховного Господа. И если вы будете читать Бхагавад Гиту, то через какое-то время вы почувствуете, что Кришна говорит непосредственно с вами. В Бхагаватам мы видим, что Арджуна испытывал печаль, потому что Господь ушел в Свою обитель. Тогда Арджуна начал медитировать на непостижимые игры, в резульате которых он добился успеха благодаря милости Господа. И затем он начал медитировать на наставления Кришны в Бхагавад Гите. И когда он начал медитировать на эти наставления, он почувствовал присутствие Кришны.

Поэтому, если вы будете регулярно читать Бхагавад Гиту, вы увидите большие перемены в собственной жизни. Вы обнаружите, что не только испытываете спокойствие ума, не только имеете руководство в жизни, вы почувствуете присутствие Кришны в вашей жизни.

Господь сказал читать Бхагавад Гиту и Бхагаватам. В наших храмах ИСККОН у нас есть регулярные лекции по этим двум книгам. Но если вы не можете приходить в храм, вы можете читать эти книги дома.

Затем Он сказал общаться с преданными. Говорится: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Духовное общение помогает напоминать нам о нашей настоящей цели. Говорится, что в каждом доме, где проводится киртан, Господь приходит в качестве гостя. Сегодня вы милостиво пригласили в дом преданных. И поскольку преданные проводят здесь киртан, Господь лично пришел сюда в качестве гостя.

И также в Третьей главе Бхагавад Гиты Кришна говорит нам, что бы вы ни ели, вы должны предлагать это Господу. А что мы можем есть? Патрам пушпам пхалам тойам. Духовная жизнь нетрудна. Она не непрактична. Ее можно практиковать на любом уровне. Сегодня проповедь ИСККОН распространилась во все уголки мира. И 99% людей, которые практикуют сознание Кришны живут дома, как и все вы. И работая и делая остальные вещи, вы можете следовать учению Кришны и жить так, чтобы получить освобождение.

Сознание Кришны - это очень легкий метод. Его может практиковать каждый. Поначалу мы можем немного бояться, но бояться нечего, потому что это не требует отвергать что-либо. Нужно только отвергнуть нежелательное в пользу желаемого. Как если вы болеете, вы должны изменить образ жизни, чтобы выздороветь. Поэтому мы должны изменить свой образ жизни, чтобы вы могли действовать так, чтобы получить освобождение, как говорит Кришна, а не поработиться. И средством для этого является повторение святых имен Господа, изучение Гиты и общение с преданными.

Это можно очень легко практиковать, и всем вам очень повезло в том, что в Потомаке есть замечательный центр недалеко отсюда. Вы можете приходить получать даршан Божеств. Когда мы склоняемся перед Господом, который проявился в своей форме Арча-виграха, мы духовно развиваемся. Господь очень добр. Он является в Своей форме Арча виграха, чтобы дать нам возможность заниматься служением.

Поэтому наша встреча всем вам, примите этот метод. Это очень простой метод, практичный метод. Иногда мы говорим, что убеждены в нем. Мы говорим: "Да, да, но завтра". А что мы скажем завтра? "Завтра". В конечном итоге, перед тем, как наступит завтра, наступит смерть. Пожалуйста, примите этот метод и будьте счастливы. Харе Кришна.

В. Вы говорили про пять вещей, но я услышал только три.
О. Пять вещей это повторять Харе Кришна, читать Бхагаватам, общаться с преданным, поклоняться Божествам и жить в месте, где Господь совершал Свои игры или жить в Вашингтоне и практиковать сознание Кришны. Мы не хотим, чтобы все переехали во Вриндаван или Маяпур. Вы можете жить в Вашингтоне, потому что Прабхупада приехал в Вашингтон и превратил его в тиртху.

В. Что такое хорошая и плохая карма?
О. Хорошая карма - это деятельность, которая приводит к освобождению. Плохая карма - это деятельность, приводящая к рабству. У нас есть выбор, как действовать. Кришна дал всем нам свободу выбора. И часто мы не в состоянии определить, что хорошо, а что плохо. В таких ситуациях нам следует обратиться за совеом к преданному Господа или духовному учителю. Если у вас медициские проблемы, вы обращаетесь к практикующему врачу. Если у вас есть юридические проблемы, вы обращаетесь к практикующему юристу. Поэтому всегда есть люди, практикующие духовную жинь и способны посоветовать вам, как вести духовную жизнь в вашей ситуации. Есть хорошая карма и плохая карма. Плохая карма - это когда вы действуете против законов Бога. Есть законы, созданные человеком, и законы, созданные Богом. У нас здесь есть правительство, но также есть и Верховное Правительство.

В. Обычно люди думают, что благочестивая деятельность - это хорошая карма. Могли бы Вы прокоментировать это?
О. Конечно благочестивая деятельность - это хорошая карма, и благочестивая деятельность лучше, чем греховная. Благочестивая деятельность означает, что вы делаете какую-то пунью, вы делаете какую-то дану. Это может возвысить вас на райские планеты. Но в конечном итоге, вы должны подняться на уровень чистого преданного служения. Но вначале вы можете совершать благочествую деятельность, и это постепенно вдохновит нас подняться на более высокий уровень. Благочестивая деятельность, несомненно лучше, чем греховная. Люди ходят в храм, делают небольшую пуджу. Многие люди обучают детей проводить пуджу. Все это - благоприятная деятельность.

В. Вы говорили, что человеческая форма жизни очень редка. Почему же в ней столько страданий? Все эти землетрясния, или голодающие страны третьего мира.
О. Ответ будет немного длинным. Человеческая жизнь редка в том смысле, что она достигается только после многих рождений и смертей. То, что вы отмечаете, - это как получается, что во многих частях мира столько страданий, а некотрых частях света, как, например, в Америке, столько комфорта. Даже если у вас есть материальный комфорт, вы не можете отрицать, что материальный мир - это большая тюрьма. Как в тюрьмах есть разные уровни. Если вы политик или богатый человек, вас помещают в камеру первого класса. Подобным образом, некоторые могут наслаждаться благодаря своей хорошей карме, а некоторые рождаются в Африке, но по сути страдания есть для всех. Почему жизнь людей так различается? Есть разные причины. Одна - это карма. Людей эксплуатируют и т.д. Конечно, в обществе происходит много неправильного. Поэтому в обществе требуется проповедь и обучение сознанию Кришны. Тогда люди будут счастливы. Но даже если вы родитесь очень богатым человеком в Америке, семь видов страдания, которые мы обсуждали, не уйдут. Окончательным же решением является уйти в духовный мир. У вас был Президент Рейган. Он правил два срока, был очень популярен. Но потом он умер от болезни, когда он уже никого не узнавал, не мог здраво мыслить. Мы можем видеть, что вы можете быть красивым, знаменитым и богатым сегодня, но завтра может случиться самое худшее. Мы не говорим, что нужно отвергнуть общество. Мы говорим, что нужно жить в обществе, но при этом нужно очиститься. Стих, который мы читали сегодня дает нам практическое средство, чтобы жить в обществе и очиститься.

В. Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?
О. Почему хорошие вещи случаются с плохими людьми? Порочные люди продают оружие, чтобы производить больше оружия. Многие войны подстегиваются военной промышленностью. И почему плохие вещи случаются с хорошими людьми? Хорошее и плохое это относительные понятия. Мы понимаем под плохим материальную бедность, болезни и т.д. А хорошее означает большой дом, большую машину и т.д. Вчера мы давали програму в Храме по Нетару Преданности. И в Нектаре Преданности Рупа Госвами объясняет, что греховные последствия, которые мы испытываем за наши поступки, проходят через четыре стадии. Некоторые еще не принесли плоды. Некоторые лежат в форме семени. Некоторые почти принесли плоды. А некоторые полностью созрели. Другими словами, если я сделал что-то неправильное, это не означает, что я получу реакции завтра. Они лежат в форме семени, но еще не принесли плоды. Но они принесут плоды в свое время. Вы спрашиваете, почему плохие вещи случаются с хорошими людьми? Хороший подразумевает, что кто-то является преданным Господа. Если преданный Господа попадает в трудную ситуацию, он пользуется этим как возможность усилить свою веру в Господа. Он не говорит: "Почему Бог сделал со мной это? Я повторяю Харе Кришна. Почему мои активы падают"? Мы повторяем Харе Кришна, чтобы развить любовь к Богу. И в материальном мире эти двойственности всегда будут.

В. ИСККОН это часть индуизма. Почему в ИСККОН так много поклоняются Нрисимхадеве, в то время как в других направлениях этого не происходит?
О. Нрисимхадева это воплощение Кришны. Господь Нрисимхадева Бог защиты. Мы проповедуем сознание Кришны в очень насильственной атмосфере. На прошлой неделе я был в России. Там был преданный, которого избили на харинаме. Мы возносим эту молитву Нрисимхадеве в конце арати, прося о защите сознания Кришны, о защте преданных. Но мы сосредоточены на поклонении Кришне. Мы не ставим Нрисимхадеву на главный алтарь. И молитва Нрисимхадеве в конце арати занимает только три минуты, в то время, как молитва Кришне занимает двадцать пять минут. Киртан продолжается два часа, но нрисимха-арати занимает три минуты. Поэтому наш фокус - это киртан Кришны.

Поскольку вы все врачи, я решил поделиться с вами одной историей. Когда Прабхупада основал это Движение Сознания Кришны в 1966 году, первый храм был открыт в Нью Йорке, второй в Сан Франциско, а третий в Монреале. В Монреале у нас был один выпускник МакГильского Университета. Он был из еврейской семьи. Он был одним из лучших студентов. Он изучал медицину. Он побрился и стал брахмачари. Из МакГильского Университета к нему послали человека, чтобы взять у него интервью. Они спросили его: "Вы были таким студентом, вы из такой крутой семьи. Что подтолкнуло Вас стать преданным"? После этого они опубликовали статью с очень замечательным заголовком. Статья называлась: "Сознание Кришны, лучшее профилактическое средство". Это был медицинский журнал, и это название было на обложке.

Как врачи, вы выписываете лекарства против стольких болезней, люди приходят к вам с депрессией. Конечно Мистер Патель работает психиатором, и он знает лучше, чем я, что случаи депрессии быстро увеличиваются. В прошлом году я читал отчет ВОЗ, там предсказывалось, что умственные болезни будут расти быстрее всего в мире. И продажи лекарств против умственных заболеваний растут быстрее, чем любых других лекарств. Люди действительно все больше и больше впадают в депрессию.

Что же вызывает депрессию? Например, как у родителей, согласно Шримад Бхагаватам, наш долг - не только дать детям материальное образование, но также дать им понять, в чем цель жизни, в чем высшие ценности жизни. У властей тоже есть обязанность делать все, чтобы у людей было руководство в жизни, как это имело место в Ведические времена. И как у духовных учителей, у нас есть обязанность вести общество по пути к совершенству.

Почему люди впадают в депрессию? Первое - у них есть огромные материальные желания. А когда материальные желания не исполняются, они разачаровываются. В то время как если с самого начала они будут думать о простой жизни, сосредоточенной вокруг Бога, но не будет и речи о депрессии. И из-за депрессии люди обращаются к наркотикам. Сейчас наркомания настолько распространена! Почему люди становятся наркоманами? Они делают это, чтобы убежать от проблем, не осозновая, что проблемы только усугубятся. Повторение Харе Кришна спасло жизни стольких людей. Например, американское правительство тратит миллионы долларов, чтобы остановить наркоманию, но у них ничего не получается. Но люди, которые приходят в Движение Сознания Кришны и начинают повторять Харе Кришна легко оставляют наркотики, потому что они находят более высокую альтернативу. Поэтому нам нужно дать людям более высокую, более позитивную альтернативу в жизни.