foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

 ПЕРЕВОД

Если человек заражен десятью оскорблениями при повторении Харе Кришна Маха Мантры, несмотря на усилия повторять святое имя на протяжении многих рождений, он не получит любовь к Богу, которая является окончательной целью этого повторения.

КОМЕНТАРИЙ

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит в этой связи, что если человек будет повторять святые имена много лет, ему невозможно будет подняться на платформу преданного служения, пока он не примет Чайтанью Махапрабху. Человек должен строго следовать наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, данным в Третьем стихе Шикшаштаки. Следует повторять имена Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже, чем солома на улице. Следует быть терпеливее дерева, лишенным всего чувства ложного престижа и быть готовым оказать все почтение другим. В таком состоянии ума можно повторять имена Господа постоянно.

Тот, кто следует этим указаниям, будучи свободным от десяти видов оскорблений, становится успешным в сознании Кришны, и в конечном итоге достигает платформы любовного служения Личности Бога. Человек должен придти к пониманию, что Верховная Личность Бога и Его святое имя идентичны. Человек не сможет придти к этому заключению, пока он совершает оскорбления святого имени. По нашим материальным расчетам, мы видим разницу между именем и сущностью. Но в духовном мире Абсолют всегда остается Абсолютом, и все имена, игры и качества Абсолюта неотличны от Самого Абсолюта. Таким образом, душа считается вечным слугой Верховной Личности Бога. Если человек считает себя слугой святого имени, он в этом духе будет распространять святое имя по всему миру. Общаться со святым именем означает общаться непосредственно с Верховной Личностью Бога.

В Бхакти-расамрита-синдху ясно говорится:

севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхурат йадах

Святое имя проявляется, когда человек заниматеся служением святому имени. Это служение в смиренном умонастроении начинается с языка. Севонмукхе хи джихвадау. Следует занять язык служением святому имени. Наше Движение Сознания Кришны основывается на этом принципе. Мы стараемся занять всех членов этого Движения Сознания Кришны в служении святому имени. Святое имя и Кришна неотличны. Члены Движения Сознания Кришны не только безоскорбительно повторяют святые имена, но также не любят, чтобы их язык ел что-то, сперва не предложенное Верховной Личности Бога. Всевышний Господь объявляет:

патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхакти прайаччхати

Если человек предложит Мне с любовью и преданностью лист, плод, цветок или воду. Я приму это. Поэтому Международное Общество Сознания Кришны имеет много храмов по всему миру, и в каждом храме Господу предлагают фрукты. Тот факт, что преданные повторяют святые имена без оскорблений, позволяет им есть только то, что сперва было предложено Господу. Функции языка в преданном служении это повторять Харе Кришна Маха Мантру и есть прасад, который был предложен Господу

ЛЕКЦИЯ

ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

Это очень знаменитый стих из Чайтанья Чаритамриты, которым особенно наслаждаются преданные. И в этом стихе Кришнадас Кавирадж очень четко утверждает, что человек может повторять святое имя много жизней, но он не сможет развить любовь к Богу, которая должна быть окончательной целью воспевания святого имени. Мы начинаем повторять святое имя, мы начинаем практиковать преданное служение, но нашей окончательной целью, как объясняет этот стих, является достижение любви к Богу. А любовь к Богу будет недостижима, если мы не научимся повторять без оскорблений.

Есть три стадии повторения святого имени. На начальной стадии мы совершаем оскорбления, мы можем повторять и не соблюдать регулирующие принципы и т.  д. Но когда человек получает знание, он узнает об оскорблениях, которых следует избегать, и тогда совершает осознанные усилия, чтобы избегать оскорблений. Это называется стадией намабхасы. И если он будет продолжать идти по этому пути, он, в конце концов, достигнет стадии шуддха-намы или чистого повторения.

Несомненно, повторение святых имен благоприятно в любой ситуации. Как утверждается в Шестой Песне в истории об Аджамиле, повторение святых имен, совершаемое осознанно или неосознанно, принесет благо. Но если мы хотим достичь любви к Богу, нам, несомненно, нужно прилагать усилия. В начале семидесятых в Индии сняли фильм под названием «Харе Рама Харе Кришна». Этот фильм сняли сразу после того, как Прабхупада приехал в Индию со своими Западными учениками. Когда Прабхупада впервые приехал в Индию со своими Западными учениками, это произвело большой фурор. Они никогда не видели ничего подобного в Индии. Столько иностранцев, одетых в дхоти и курту, танцующих и поющих. В Бомбее, Дели и Калькутте Прабхупада устраивал фестивали, где собирались по тридцать-сорок тысяч человек. Некоторые присоединились после программ в пандале в Бомбее, например, Локханатха Свами. В то время выпустили фильм, который назывался «Харе Рама Харе Кришна». В этом фильме показывалось, что люди употребляют наркотики, и затем повторяют «Харе Рама Харе Кришна». Но хорошая вещь была в том, как я слышал, что Харе Кришна Мантра все время звучала фоном.

Я пришел к Прабхупаде и сказал, что этот фильм принесет нашему движению дурную славу. В то время Прабхупада только приехал в Индию, и старался установить там движение. Люди подозревали, что мы агенты ЦРУ. Прабхупада был ничуть не обеспокоен. Он сказал: «Люди слышат святое имя и получат благо».

Повторение святого имени благоприятно в любом случае, но для того, чтобы продвигаться, нужно быть осторожным и в особенности стараться избегать десяти оскорблений. На каждой лекции на инициацию Прабхупада давал лекцию по десяти оскорблениям, потому что для того, чтобы в полной мере воспользоваться благом, которое приносит повторение святых имен и инициация, необходимо избегать десяти оскорблений.

И также, если вы будете избегать оскорблений, вы заметите, что атмосфера в храме, в семье и обществе совершенно изменится. Многие недопонимания происходят из-за оскорблений, и все это можно искоренить, если мы будем стараться избегать этих оскорблений. Мы все много раз слышали о них, но не повредит услышать о них еще раз. Прабхупада говорит в Бхагавад Гите, что повторение необходимо, чтобы вернуть внимание.

Если вы будете читать Шримад Бхагаватам, вы увидите, что Кришна говорит повторять святое имя еще в Первой Песне: шринватах сва катхах кришнах пунйа шравана киртана. Но в Двенадцатой Песне Бхагаватам повторяется та же тема. И если вы будете читать Бхагаватам, вы увидите, что в разных главах одна и та же мысль утверждается снова и снова. Иногда спрашивают, почему столько повторов. Но Прабхупада говорит, что повторение необходимо для того, чтобы вернуть внимание. И мы видим этот принцип повтора даже в материальном мире. Все эти знаменитые бренды. Они рекламируются повсюду.

Нам нужно продолжать слушать. Поэтому Бхагаватам также говорит: нашта прайешв абхадрешу нитйа бхагавата севайа — где Сута Госвами очень ясно говорит, что мы должны регулярно слушать Бхагаватам. И если вы будете слушать регулярно, то все неблагоприятное разрушится, и любовное преданное служение воцарится в вашем сердце. Поэтому, когда Чайтанья Махапрабху давал наставления брахману Курме о том, как быть постоянно связанным с Господом, Он сказал каждый день читать Бхагаватам и Бхагавад Гиту. Итак, повторение необходимо, регулярное слушание необходимо.

Первое оскорбление — это поносить преданных, которые посвятили свои жизни распространению славы святого имени. Обычно эта критика вызывается несколькими факторами. Возможно гневом, завистью, желанием принизить другого человека. Или в нашем сердце может быть желание быть признанным лучшим. Есть разные причины, которые побуждают нас критиковать.

И в результате этой критики наше собственное преданное служение ослабевает. В Чайтанья Чаритамрите есть множество историй о последствиях этого оскорбления. Мама Господа Чайтаньи Шачидеви была недовольна тем, что Его старший брат Вишварупа принял санньясу. Она думала, что Адвайта Ачарья был виноват в том, что ее сын покинул дом. Но когда Господь Чайтанья начал общаться с Адвайтой Ачарьей, она начала беспокоиться, что он повлияет и на ее младшего сына. Господь Чайтанья описывается как самое милостивое из всех воплощений. Господь Чайтанья по-настоящему раздавал любовь к Богу. Но так или иначе, Он не благословил свою мать любовью к Богу, потому что Он считал, что Его мать оскорбила вайшнава. Конечно, всякий раз, когда Адвайта Ачарья слышал, как Господь Чайтанья говорил, что Его мать оскорбила такого великого мудреца, как Он, он говорил: «Нет, как это возможно. Она мать Верховного Господа».

Господь Чайтанья не был очень доволен. Затем однажды, когда Адвайта Ачарья приносил поклоны Господу, когда тот проявлял Свою Вират-рупу, Шачимата подбежала сзади и прикоснулась к лотосным стопам Адвайты Ачарьи. И когда Господь Чайтанья увидел это, Он очень обрадовался. Он сказал: «Теперь Моя мама спаслась от оскорбления, которое она совершила».На этом примере мы видим, что даже занимая очень возвышенное положение, нужно избегать вайшнава-апарадх.

Затем есть история о Шривасе Пандите. Господь Чайтанья дал столько милости Шривасу Пандиту. В его доме Он устраивал длинные киртаны, чтобы освободить вселенную. Там был один брахман, который думал, что Шриваса получает слишком много внимания. Он решил опорочить Шриваса. Он разложил параферналии для поклонения Богине Дурги перед его дверью. Он хотел, чтобы соседи Шриваса подумали, что он притворщик, что он просто делал шоу, что он преданный Кришны.

Конечно, это никак не задело Шривасу Пандита. Утром он открыл дверь и увидел все эти бутылки со спиртным для поклонения Дурге. Соседи, конечно, не поверили, они сказали: «Нет, это дело рук какого-то завистника». После этого этот брахман заболел проказой. Когда Господь Чайтанья, который является самым милостивым из всех воплощений, омывался в Ганге, этот брахман обратился к Нему: «Ты самый милостивый, Ты освобождаешь всю вселенную. Пожалуйста, прости меня за это оскорбление». Но Господь был настолько недоволен оскорблением, которое он совершил, что сказал: «Нет, ты должен продолжать страдать».

Он продолжал страдать, и позже, когда Господь принял санньясу и вернулся, он обратился к Нему снова, Господь сказал: «Я не могу простить тебя. Но если ты обратишься к Моему преданному, он сможет». Тогда он был прощен.

Затем мы читаем в Чайтанья Бхагавате, что был преданный по имени Ракхешвара Пандит. Он был великим преданным. Однажды, он танцевал семьдесят два часа без остановки. Господь Чайтанья пел семьдесят два часа, а он танцевал семьдесят два часа без остановки. Это можно занести в Книгу Рекордов Гиннеса. В те времена жил преданный по имени Девананда Пандит, который был хорошо образован, но ему недоставало чистого преданного служения. Он регулярно декламировал Бхагаватам для других, но не занимался чистым преданным служением. И когда ему говорили, что Господь Чайтанья Сам Бог, он говорил, что не может принять Нимая аватарой.

Однажды, Девананда Пандит декламировал Бхагаватам своим ученикам. Шриваса Пандит тоже жаждал слышать прославление Кришны. Он услышал, что кто-то декламирует Бхагаватам, и зашел послушать. Но разница между Шривасой Пандитом и другими состояла в том, что он был чистым преданным, а другие нет. Господь Чайтанья говорил, что он может освободить всю вселенную. А другие изучали Бхагаватам только с академической точки зрения. Он начал слушать Бхагаватам в исполнении Девананды Пандита, и он начал декламировать шлоки из Бхагаватам, проливать слезы и практически потерял сознание. Другие ученики, присутствовавшие в аудитории, почувствовали себя оскорбленными. Они подняли его и вышвырнули на улицу. Девананда Пандит видел все это, но промолчал.

Когда Господь Чайтанья услышал об этом, Он очень рассердился на Девананду Пандита. Господь Чайтанья шел, Ему навстречу шел Девананда Пандит, и Господь Чайтанья сказал: «Что ты за преданный»! Девананда Пандит сокрушался. Но затем его спасло сострадание Ракхешвара Пандита. По воле Провидения, Ракхешвара Пандит, который пел, как Гандхарвы, остановился в доме Девананды Пандита. Девананда Пандит служил ему, выполняя самую черную работу. Он хотел искупить свое оскобление. Он принимал пыль с его стоп, посыпал ей свое тело. И благодаря общению с Ракхешварой Пандитом, он начал принимать Господа Чайтанью как Верховную Личность Бога. И когда он танцевал, он танцевал так экстатично, что огромные толпы людей собирались вокруг него и старались прикоснуться к его стопам. Девананда Пандит стоял с палкой и сдерживал натиск толпы. Таким образом он избавился от оскорбительного умонастроения и стал хорошим вайшнавом.

Суть в том, что следует избегать критики преданных. Как избегать этого, потому что по сути дела, у нас у всех есть склонность искать недостатки? У нас у всех есть тонкое чувство, что я самый лучший. Как Прабхупада говорил нам, хорошим средством для этого является смотреть на хорошие качества в других. И если вы будете готовы смотреть на хорошие качества в вайшнавах, и если вы будете готовы искренне уважать их. Господь Чайтанья говорил: аманина манадена — оказывать уважение другим, не ожидая ничего взамен. Обычно наш принцип — это «зуб за зуб». Но Чайтанья Махапрабху, осознавая этот недостаток сказал, что нужно оказывать уважение даже тем, кто вас не уважает.

Этот недостаток критики, поиска недостатков можно исправить, если у нас будет умонастроение смотреть на хорошие качества в каждом. Тогда мы естественно будем испытывать к ним уважение, и тогда склонность придираться будет уменьшаться. Поэтому Господь Чайтанья говорит: «Оставив склонность критиковать других, пожалуйста, воспевайте Маха Мантру, и Я лично освобожу такого человека». Господь Чайтанья уверяет, что лично освободит каждого, кто не критикует вайшанвов.

Теперь кто-то может спросить: «Как действовать, если вы видите какие-то недостатки»? Например, в Бхагаватам говорится, что духовный учитель становится врагом своего ученика, если он не делает ему замечания. Отец становится врагом своего сына, если он не поправляет его. Лидер становится врагом своих граждан, если он не руководит ими должным образом.

Суть в том, что когда вы видите какие-то недостатки, вы можете сделать замечание очень корректно, по-вайшнавски. Но нужно избегать критики, подстегиваемой завистью и т.  д. И если мы будем развивать умение видеть хорошее в других, то естественно наше уважение к другим будет увеличиваться. Поэтому это оскорбление выходит на передний план.

Господь Чайтанья объясняет Санатане Госвами, как духовно развиваться в главе «Чистое преданное служение». И Он описывает:

брахманде бхрамите коно
бхагйавана джива
гуру-крипа крипайа пайа
бхакта-лата-бидж

Пройдя через множество рождений и смертей, удачливая душа получает бхакти-лата-биджу. Затем бхакти-лата-биджа растет, когда мы поливаем ее водой слушания и воспевания. Но Он объясняет, что по мере того, как растет лиана преданности, параллельно могут расти нежелательные сорняки. И Он предупреждает нас, что эти нежелательные сорняки следует выпалывать. Нежелательные сорняки принимают много разных ароматов. Человек может подумать, что он совершает большое служение и начать гордиться. Или человек может начать гордиться, потому что получил инициацию. Господь Чайтанья говорит, что нежелательные сорняки нужно выпалывать. И эти нежелательные сорняки можно идентифицировать в обществе преданных в особенности чистых преданных.

Затем Господь Чайтанья говорит, что нужно построить прочную ограду, чтобы не пришли нежелательные животные. Другими словами, нужно находиться в обществе преданных, потому что таким образом он будет постоянно помнить о настоящей миссии жизни. И если мы будем отклоняться, общество преданных будет возвращать нас на верный курс.

Затем Он объясняет, как оскорбление безумного слона может уничтожить плоды повторения святого имени. Что это за оскорбление безумного слона? Вайшнава-апарадха. Он говорит нам, что необходимо избегать вайшнава-апарадх. В истории нашего Движения Сознания Кришны мы видим, что было столько лидеров, но так или иначе они были не очень чувствительными в обращении с другими вайшнавами и в результате этого они ушли. Конечным итогом вайшнава-апарадхи является то, что вы теряете вкус к преданному служению. Если мы будем продолжать совершать оскорбления, то в конечном итоге это повредит нашей собственной лиане преданности. Поэтому мы должны быть очень осторожны и избегать первого оскорбления. И для этого мы должны смотреть на хорошие качества в других и следовать совету Господа Чайтаньи, чтобы выражать почтение другим, не ожидая почтения к себе. Кришнадас Кавирадж говорит, что третий стих Шикшаштаки настолько важен, что его следует как ожерелье повесить на шею, чтобы постоянно помнить о нем.

Затем следующее оскорбление — это считать имена таких полубогов, как Господь Брахма или Господь Шива равными или независимыми от имени Господа Вишну. С Западными людьми это оскорбление не представляет особую проблему, потому что на Западе людей не воспитывают в атмосфере, что все боги суть одно. Когда они приходят к Кришне, они знают, что Кришна Верховный Господь. Но это очень большая проблема для тех, кто имеют индийское происхождение, потому что их приучили верить, что все боги суть одно, и что кому-бы вы ни поклонялись, результат будет одинаковым.

Писания ясно утверждают:экала ишвара кришна ара сарва бхритйа — Кришна единственный господин, а все остальные его слуги. Господь Брахма тоже утверждает:

ишварах парамах кришнах
сат-чид-ананда виграхах
анадир адир говинда
сарва карана каранам

Есть множество стихов, поддерживающих это, и Бхагаватам ясно устанавливает это. Арджуна также говорит: парам брахма парам бхаван павиртам бхагаван бхава. И в Десятой Песне Бхагаватам есть столько много историй, в которых полубоги тоже в конце концов принимали Кришну Всевышним. Полубоги имеют склонность иногда гордиться. И им тоже приходится осознавать, что Кришна всевышний. Господь Брахма, Шива, Индра ясно подтверждали, что Кришна Всевышний.

В Десятой Песне мы видим, как Господь Шива прославляет Господа, как прославляют его Господь Брахма и Господь Индра. Но в ИСККОН у преданных нет сомнений в том, что Кришна Верховный Господь. Может быть прихожане иногда втихаря поклоняются полубогам, боясь, что если они перестанут делать это, с ними что-нибудь случится. Но по мере того, как они будут лучше понимать философию они смогут оставить это, потому что это просто вопрос изучения. Многие принимают это, потому что они не изучали книги.

Следующее — это не слушаться наставлений духовного учителя или считать его обычным человеком. Не следует принимать духовную жизнь, ожидая, что духовный учитель будет удовлетворять все ваши прихоти или что я смогу попросить у духовного учителя благословений на успех в материальных усилиях. Как Прабхупада объяснял, духовный учитель — это прозрачная среда или почтальон. Подобно тому, как обязанность почтальона — донести письмо в целости и сохранности, обязанность духовного учителя — донести послание Бога в целости и сохранности.

И каково желание духовного учителя — видеть, что его ученик духовно продвигается, видеть, что его ученик получает вкус к святому имени и вкус к преданному служению. И по мере того, как мы будем развивать вкус к святому имени, автоматически наш вкус к материальной деятельности будет убывать. Нужно с верой следовать наставлениям духовного учителя. Чайтанья Махапрабху стал знаменитым знатоком Санскрита в юном возрасте. Он победил Кешаву Кашмири и других. Но когда он совершал харинама-санкиртану в Варанаси, который тогда был столицей философов майявади, Его спросили, почему Он не изучает Веданту, а просто танцует, как сумасшедший. Как даже сегодня, когда мы выходим на харинаму, некоторым это нравится, а некоторым нет. Он ответил: «Мой духовный учитель считал Меня глупцом и сказал, чтобы я просто воспевал святые имена». Чайтанья Махапрабху показал нам настроение, с которым ученик должен служить духовному учителю.

И мы также видим примеры Рамачандры Пури и Ишвары Пури, как они служили своему духовному учителю Мадхавендре Пури. Как вы знаете, Ишвара Пури был духовным учителем Чайтаньи Махапрабху, а его духовным учителем был Мадхавендра Пури. У Ишвары Пури был духовный брат по имени Рамачандра Пури. Рамачандре Пури нравилось ставить санньяси в неловкое положение. Когда санньяси приходили в Джаганнатха Пури, он сперва устраивал им роскошный пир. Они умоляли его: «Пожалуйста не надо меня так кормить. Я санньяси». Но он говорил: «Но это Маха прасад Господа Джаганнатхи. Если вы не будете есть, это будет оскорблением». И когда они ели, он говорил: «Посмотрите на этих санньяси! Они должны быть отрешенными, а едят больше, чем грихастхи».

У него была эта склонность придираться, и, однажды, он пришел к комнате Чайтаньи Махапрабху, где он увидел муравьев и пришел к заключению, что этот санньяси должно быть ел сладости. На самом деле, муравьи ползали, потому что было очень жарко, и им пришлось выбраться из-под земли на поверхность. Конечно, Махапрабху серьезно отнесся к его критике и стал меньше есть.

Но тот же Рамачандра Пури был однажды со своим духовным учителем. У него была привычка придираться. Сперва он начал придираться к обыкновенным санньяси. Склонность придираться подобна раку. Рак начинается с одного места, а затем распространяется на все тело. Затем он начал критиковать даже Господа Чайтанью. И затем он начал критиковать даже собственного духовного учителя. Его духовный учитель сокрушался, что не смог развить любовь к Богу и поэтому понапрасну потратил свою жизнь. И Рамачандра Пури начал давать ему советы, как медитировать на безличный брахман и т.  д. Мадхавендра Пури был настолько оскорблен его советом, что он прогнал его с глаз долой.

С другой стороны у нас есть пример Ишвары Пури, который очень смиренно служил своему духовному учителю. Когда Мадхавендра Пури состарился, он носил его на руках, убирал за ним испражнения. И Мадхавендра Пури был настолько доволен своим учеником, что он благословил его стать инструментом для распространения любви к Богу по всему миру, а Рамачандру Пури он прогнал с глаз долой.

Мы видим, что если ученик смиренно служит, он получает благословения. Иногда в ИСККОН мы видим тенденцию, что на начальных стадиях ученик думает, что нуждается в руководстве духовного учителя, но через некоторое время он думает, что может быть выше его наставлений. Прабхупада приводил бенгальскую поговорку: «Гарцующая лошадь не может щипать траву». Он говорил, что если вы будете подняться над духовным учителем, вы не сможете развить любовь к Богу. Поэтому говорится, что нельзя ослушиваться духовного учителя или считать его обычным человеком.

Не нужно думать, что духовный учитель — волшебник или йог-мистик. Он просто должен быть способен передать послание в целости и сохранности и быть примером в поведении. Как избегать третьего оскорбления? Развивая смиренное отношение и также изучая книги.

Следующее оскорбление — это поносить Ведические произведения или литературу, следующие Ведической версии. Иногда наблюдается склонность недооценивать Ведическое послание или думать, что Ведическое послание неприменимо в современной обстановке. Даже преданные иногда грешат этим. Мы должны избегать этого, и мы должны понять, что Веды содержат вечную мудрость, и мы должны с верой следовать учению Вед. Конечно, наша вера будет становиться сильнее по мере того, как мы будем изучать Ведическую литературу. Как Рупа Госвами объясняет, что для того, чтобы подняться на уровень ништхи, необходимо практиковать бхаджана-крию.

Подобным образом, мы видели, что те, кто изучают книги и имеют дух смирения во взаимоотношениях с духовным учителем и садху, их вера в писания тоже становится сильной. Поэтому Прабхупада рекомендовал регулярно читать книги. Мы должны понять, что Ведические произведения представляют вечную мудрость для всего человечества. Эти произведения не предназначены для какой-то одной страны или сообщества. Ахам биджа праджа-питах.

Затем считать славу Харе Кришна плодом воображения. Иногда у нас есть склонность сомневаться в могуществе повторения Харе Кришна. Это тоже можно преодолеть посредством практики. Иногда мы думаем, что слава повторения святого имени — плод воображения, и нам нужна какая-то другая мантра в добавление к Маха Мантре. Поэтому прилюдно я буду повторять Маха Мантру, а втихаря буду повторять другие мантры. Святое имя в одиночку способно освободить нас из цикла рождения и смерти. Что важно — это повторять святое имя регулярно и внимательно.

Следующее — это давать собственные толкования святому имени. Нет нужды в собственном толковании святого имени. Повторение святого имени подобно естественному плачу. Как в случае с младенцем. Если он плачет, и его будут передавать от одной женщины к другой, он не перестанет плакать. Он перестанет плакать только когда его возьмет на руки мать.

Подобным образом, наш поиск обрести удовлетворение прекратится только когда мы начнем повторять святые имена. Поэтому повторение святого имени — это ничто иное, как обращение к Господу: «Пожалуйста, займи меня преданным служением, пожалуйста, займи меня преданным служением».

Следующее — это совершать грехи, полагаясь на силу повторения святого имени. Прабхупада часто говорил, что это самое серьезное из всех оскорблений. В действительности, первое и седьмое оскорбления самые серьезные. Седьмое оскорбление принимает разные формы. Первое - это когда мы думаем: «О, я инициирован, я повторяю Харе Кришна столько лет. Все мои грехи стерлись. Теперь я могу совершать свежие грехи». Затем мы можем совершать грехи и думать: «Я повторяю Харе Кришна, поэтому грехи не приведут к реакциям», - в конце концов, Кришна говорит, что если мы произнесем святое имя один раз, и тысячи грехов простятся.

Итак, следует избегать совершения грехов, в надежде на очистительную силу повторения святых имен. Прабхупада говорил, что после инициации преданный должен стать серьезным и избегать совершения оскорблений. Однажды, Прабхупада инициировал преданного с очень греховным прошлым. Когда он вручал ему четки он сказал: «Больше не греши». Поэтому мы должны быть осторожными, и, начав повторять святые имена, начав служить Господу, служить Ему, а не ожидать, что Господь будет служить нам.

Преданный не хочет принимать служение от Господа. Когда Санатана Госвами узнал, что Сама Радхарани в образе юной девушки приготовила сладкий рис и дала его Рупе Госвами, оскорбился. Он сказал: «Почему ты принял служение»? Мадхавендра Пури принял молоко от пастушка, когда его привлекла его красота. Но ему приснился сон, в котором пастушок сказал ему: «Мадхавендра Пури, Я доволен твоей преданностью. Меня зарыли в землю панды. Пожалуйста, вызволи Меня оттуда и установи Меня. Мне очень жарко и хочется пить». Во сне Мадхавендра Пури увидел того же пастушка, который дал ему молока и исчез. Когда Мадхавендра Пури понял, что это пастушок был Кришной, и Кришна обхитрил его, он очень расстроился.

Конечно, это высший пилотаж. На начальных стадиях мы склонны думать, что Бог должен исполнять мои желания и т.  д. Поэтому нашей целью должно быть стремление придти к уровню, когда мы будем хотеть служить Кришне, и в особенности избегать совершения грехов в надежде на силу святого имени.

Восьмое оскорбление — это считать повторение одним из благоприятных ритуалов карма-канды. Как вы знаете, карма-канда — это что-то типа бизнеса, когда вы делаете какое-то подношение и ожидаете чего-то взамен. Нароттама дас Тхакур говорил, что яд даже в золотом кубке будет ядовитым. Подобным образом, карма-канда не является нашей настоящей целью. Наша главная цель — это развить любовь к Богу, как указывается в этом стихе. И Харе Кришна Маха Мантра это не метод, благодаря которому мы хотим получить какие-то блага. Конечно, Кришна говорит, что люди приходят к Нему при четырех обстоятельствах: те, кто хотят богатства, страдающие, любознательные, и истинные искатели знания. Но Он говорит, что лучший из них — тот, кто ищет знания.

Следующее — это раскрывать сокровенную славу святого имени неверующим или тем, кого это не интересует. Мы говорим людям повторять Харе Кришна. Многие преданные рассказывают мне, что у себя на работе все приветствуют друг друга, говоря: «Харе Кришна». Они даже не говорят: «С добрым утром». Мы говорим всем повторять Харе Кришна. Мы воспеваем Харе Кришна на улицах. Мы воспеваем Харе Кришна на Ратха Ятрах, когда собираются миллионы людей. Господь Чайтанья говорил: джаре дахо тахе кахо кришна упадеш. Но глубокий смысл мантры можно раскрывать только после того, как у человека появится небольшая вера. Потому что если человек очень греховен, и ему поведать о могуществе святого имени, он не сможет оценить это по достоинству. Как если человек пьян, и вы будете пытаться взывать к его разуму, он не оценит это. Поэтому славу святого имени можно объяснять после того, как человек разовьет небольшую веру и после того, как он оставит греховную деятельность.

Следующее оскорбление — это не иметь полной веры в повторение святого имени и сохранять материальные привязанности несмотря на повторение святого имени. Мы должны иметь веру, что святое имя в одиночку способно принести нам удовлетворение. Материальные привязанности могут выглядеть привлекательными, но они не принесут нам никакого настоящего удовольствия, и внимательно повторяя святые имена, можно развить все благоприятные качества.

Поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур добавил еще один момент к десятому оскорблению. Это повторять святые имена внимательно. Внимательное повторение тоже очень важно. Что означает повторять внимательно? Повторять внимательно означает, что когда вы садитесь повторять свои круги, сделать это своим единственным занятием. А не то, что вы повторяете свои круги и одновременно делаете другие дела. Как вы видите как люди читают газету, курят, разговаривают по телефону, пьют чай и т.  д. одновременно.

Конечно у нас могут быть другие дела. Мы не можем повторять святые имена весь день. Но по крайней мере свои 16 кругов мы должны стараться повторят с концентрацией и внимательно слушать. И если мы будем делать это с таким отношением, нам будет легче избегать остальных десяти оскорблений. Тогда также будет легче развить 26 качества вайшнава, которые Чайтанья Махапрабху объяснил Санатане Госвами.

Очень часто преданные хотят знать, как развить эти благоприятные качества, как стать более смиренным, как стать более терпеливым и т.  д. Все это можно развить благодаря внимательному повторению святого имени. И Бхактивинод Тхакур объяснил, что невнимательность привносит вклад в оскорбительное отношение. Поэтому внимательное повторение святых имен очень важно для нас, если мы хотим духовно развиваться.

Мы все должны прилагать усилия избегать этих оскорблений, будь мы начинающие или старые преданные. Эти оскорбления уместны для каждого. Поэтому в большинстве храмов ИСККОН мы повторяем десять оскорблений каждый день, чтобы это напоминало каждому преданному, чего он должен избегать, если хочет развить любовь к Богу. Харе Кришна!

В. Что такое служение святому имени?
О. Служение святому имени — это внимательное повторение святого имени. Служение святому имени позволит нам совершать служение в других областях. И если мы будем совершать вайшнава-апарадхи на пути преданного служения, наш вкус к святому имени постепенно пропадет. Поэтому Чайтанья Махапрабху советовал нам быть очень осторожными.

В. Я только начала повторять Харе Кришна. Это грех, что я повторяю Харе Кришна с оскорблениями?
О. Вы еще не достигли уровня чистого преданного служения. Но, по крайней мере, если Вы искренне стараетесь избавиться от анартх, Кришна даст Вам решимость делать это. Кришна говорит в Бхагавад Гите, что для тех, кто поклоняется Ему с преданностью, Он сохраняет то, что они имеют, и дает им то, чего им недостает. Нам недостает решимости. Как развить решимость? Рупа Госвами объяснил — посредством метода бхаджана-крии. Если вы будете следовать тому, что мы объяснили, то постепенно вы обретете силу преодолеть анартхи. Нечто низшее можно победить только нечто высшим. Как в армии, побеждает более сильная. Преданное служение Кришне сильнее. Поэтому если вы будете заниматься служением, вы сможете устранить анартхи.