foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Статьи и обзоры nachodki.ru

 Поскольку в это воскресенье у вас будет Ратха Ятра, я подумал, что мы можем немного поговорить о Ратха Ятре. Вчера я был на Ратха Ятре в Торонто. Это самая крупная Ратха Ятра в Северной Америке. Процессия идет по самой длинной улице. Там главным гостем был Вице-Мэр. Затем мы берем Господа Джаганнатху на водное такси. Мы берем Его на двадцатиминутную прогулку по воде. Затем мы везем Его на остров. Большинство преданных плывут туда на корабле. У нас есть большой корабль, который можете перевозить тысячи людей. Мы проводим Ратха Ятру на главной улице, и полицейские очень строго следят за тем, чтобы мы начинали и кончали вовремя. Там около тридцати или сорока полицейских, которые курсируют там на велосипедах. Это очень красочное зрелище. Затем мы добираемся до острова, и там проводим массовую раздачу прасада. Там присутствуют все санньяси. Джаяпатака Махарадж, Дравида Прабху приехал из Сан-Диего. У нас есть также и второй день фестиваля. И на фестивале Индии был автобус с пятидесяти гурукульцами. Там были музыкальные ансамбли, театральные постановки и множество других духовных развлечений.

Сегодня мы проводим Ратха Ятры по всему миру. В прошлом месяце я был на Ратха Ятре в Лондоне. У вас одна колесница. Это стадия младенчества. На стадии зрелости у вас будет три колесницы. В Лондоне было тоже три колесницы. Там Ратха Ятра начинается от Гайд-парка. Она идет прямо до центра города, и заканчивается на Трафальгарской Площади, где установлена статуя Нельсона. Там были тысячи и тысячи преданных.

На самом деле, Ратха Ятра очень древний фестиваль. Мы находим сведения о Ратха Ятре даже в Рамаяне. В Рамаяне Господь Рама советует брату Раваны провести Ратха Ятру. И есть доказательства того, что даже до наступления Кали Юги проводились процессии Ратха Ятра. Современная Ратха Ятра проводится уже по крайней мене пять тысяч лет, потому что первая Ратха Ятра проводилась пять тысяч лет назад. Пять тысяч лет назад, когда Кришна уехал из Вриндавана в Двараку, Радхарани и гопи пребывали в огромном беспокойстве.

Как вы, вероятно, знаете, Радхарани и гопи обвиняли Брахму, творца, в том, что создал глаза моргающими. Наши глаза тоже моргают, но мы не обвиняем творца. Почему они обвиняли творца? Потому что когда глаза закрывались, они не могли видеть Господа. Но мы настолько падшие, что даже если мы не можешь видеть Господа на протяжении пятидесяти лет, мы не беспокоимся. Но для Радхарани и гопи даже доля секунды разлуки с Кришной приносила огромную боль. На нашем уровне неофитов очень трудно понять, как это возможно. Мы настолько падшие, что даже не можем представить себе кого-то, кто не может вынести невозможности видеть Господа даже на протяжении доли секунды. В Чайтанья Чаритамрите используется слово лава-матра. Лава-матра — это четырнадцатая доля секунды. Но моргание глаз составляет даже меньший интервал времени. Я даже не знаю, какое слово для этого подойдет, может быть лава-лава-лава-матра.

Радхарани и гопи не знали, что Кришна Верховная Личность Бога. Их не привлекало богатство Кришны. Их привлекал Кришна только потому, что Он всепривлекающий. На самом деле, когда Кришна совершал Свои игры во Вриндаване, бриджабаси не знали, что Он Всевышний Господь. Конечно настоящими родителями Кришны были Васудева и Деваки. Но Нанда Махарадж и Яшода Мата не знали, что Кришна Верховная Личность Бога. Если бы они знали, что Кришна Всевышний Господь, то вся их раса бы изменилась. Они бы никогда не беспокоились, что что-нибудь могло случиться с Кришной. Но эти родители всегда беспокоились, как бы чего ни случилось. Они думали, что, может быть, Он был полубогом. Если бы они думали, что Он Нараяна, то их отношение к Нему изменилось.

Когда Кришна покинул Вриндаван, Он направился в Двараку. В Двараки у Кришны были тысячи дворцов. Сегодня люди могут не поверить, что у Кришны были тысячи дворцов, но это факт. Индийские власти организовали группу археологов, которые проводили исследования на протяжении нескольких лет. И они пришли к заключению, что там действительно были дворцы, которые теперь ушли под воду. Из Десятой Песни Бхагаватам мы узнаем, что в Двараке были тысячи дворцов, которые были украшены золотом, бриллиантами, слоновьей костью. Сегодня у нас пользуются позолотой. Все любят золото, но они не могут его себе позволить.

И Кришна распространил Себя в 16,108 форм, и в каждом дворце Он занимался разными делами. Наши современные друзья могут сказать: «Кришна распространил Себя. Мы тоже можем распространить себя». С современной технологией, когда, например, Президент Буш говорит по телевидению, его можно увидеть по всему миру. Недавно был чемпионат мира по футболу. Вероятно, вы все втихаря смотрели его. Говорят, что футбол сегодня является видом спорта номер один в мире. Когда я приехал в Лондон на Ратха Ятру, я увидел, что все ходят с английскими флагами. Я приезжаю в Англию уже сорок лет, и я никогда не видел такого обилия английских флагов. Я сказал английским преданным: «Похоже в Англии люди стали настоящими патриотами». Они сказали: «Махарадж, они не стали патриотами. Просто сегодня футбольный матч, где играет английская сборная». Люди ходили в церковь и молились, чтобы английская сборная победила. Вечером я был на программе в доме одного преданного, и я видел, что люди танцевали на улице. Поэтому я подумал, что англичане, вероятно, выиграли.

Я привел этот пример для того, чтобы показать, как люди сходят с ума по футболу, в Индии по крикету, в других странах по каким-либо другим видам спорта. Но Радхарани и гопи сходили с ума по Кришне. Их не интересовал ни футбол, ни крикет. Их не интересовало ничто, кроме Кришны.

Кришна распространил себя в 16,108 форм и занимался в разных дворцах разными делами. Мы говорили, что философы говорят: «Вы говорите, что Кришна распространил Себя в 16,108 форм, но с сегодняшним телевидением мы можем распространить себя в миллионы форм». Но между этим есть разница. Когда вы видите «размножение» на телевидении, на каждом телевизоре показывается одно и то же изображение. Несомненно, вы не увидите на разных телевизорах, что один и тот же футбольный игрок пинает мяч в разные стороны. Но когда Кришна был в Двараке, в разных дворцах Он занимался разными делами.

Нарада Муни захотел проверить это. Он отправился в Двараку и увидел, что в одном дворце Он совершал пуджу. В другом дворце Он был со своей женой. В другом Он играл со Своими детьми. Таков Кришна, Верховная Личность Бога.

Кришна приехал на Курукшетру по случаю солнечного затмения. Даже сейчас по случаю солнечного затмения на Курукшетре собираются толпы людей. У ИСККОН есть три центра в Курукшетре. Один храм находится в Джьотисаре, где была поведана Бхагавад Гита. Еще один храм расположен в центре города.

Как вы знаете, Курукшетра это исторический город. Радхарани и гопи жили во Вриндаване, и они узнали о том, что Кришна направляется из Двараки в Курукшетру. Кришна приехал из Двараки в Курукшетру как царь. А Радхарани и гопи отправились из Вриндавана в Курукшетру. Вриндаван находится не очень далеко от Курукшетры. От Вриндавана до Дели два-два с половиной часа, и от Дели еще четыре часа. Но в те времена еще не было знаменитых автомобилей, которые производятся в вашем Дейтройте. Дейтройт в свое время был автомобильной столицей мира, но не сегодня. Сейчас его обогнала Япония. Но в те времена были лошади, которые могли пробегать восемнадцать тысяч миль за ночь.

Итак, Кришна, Радхарани и гопи отправились в Курукшетру. Когда Радхарани увидела Кришну одетого в одежды царя, она сказала: «Я рада встретится с Тобой, но я бы предпочла видеть Тебя в одеждах пастушка». Ратха Ятра символизирует поездку Кришны из Курукшетры во Вриндаван. Когда вы начинаете Ратха Ятру, вы должны думать, что находитесь в Курукшетре. Когда вы заканчиваете, вы должны думать, что достигли Вриндавана.

Возможно, вы замечали, что у Господа Джаганнатхи очень большие глаза, больше, чем у обычного человека. Когда Радхарани и гопи встретились с Господом на Курукшетре, они рассказывали находившимся там преданным, в особенности тем, кто приехал из Двараки: «Как вам повезло, потому что Кришна живет в Двараке, и вы не имеете ни малейшего представления о том, как больно нам жить без Кришны. Кришна и Баларама захотели войти и послушать, что говорят гопи. Вы знаете, что обычно никто не хвалит другого в лицо. Радхарани и гопи сказали, что они не могут тут находиться. Поэтому Кришну и Балараму попросили выйти. Они вышли, и прильнули ушами к дверям, чтобы послушать, что там говорят. И когда Они услышали, как гопи и Радхарани рассказывают о том, как больно им жить во Вриндаване без Их общества, в изумлении Их глаза стали становиться все больше и больше. Иногда когда кто-то пугает вас, ваши глаза расширяются.

Этой форме Господа Джаганнатхи, которую вы видите, поклоняются с незапамятных времен. Я был несколько раз в Джаганнатха Пури и пытался выяснить возраст храма. И поверьте, что никто не мог дать мне точный ответ, даже так называемое руководство Храма. Но исторически храму несколько тысяч лет.

Давным давно жил царь по имени Индрадьюмна. У него была жена по имени Гундича. Вероятно, вы слышали, что рядом с храмом Джаганнатхи есть Храм Гундича. Царь Индрадьюмна был царем в сознании Бога, а не то, что современные правители. Он был настоящим преданным, и у него было огромное желание поклоняться Господу. Он обратился к Вишвакарме. Вишакарма это архитектор и скульптор полубогов. Царь Индрадьюмна поручил Вишвакарме вырезать образ Господа. Он сказал, что сделает это при условии, что никто его не будет беспокоить. Если кто-то побеспокоит его, он уйдет.

Вишвакарма приступил к созданию формы Господа. Прошло несколько недель, а Вишвакарма так и не выходил из комнаты. А царь с беспокойством ожидал, когда он сможет увидеть форму Господа. В конце концов, царь уже больше не мог терпеть. Он ворвался, чтобы посмотреть, что делает Вишвакарма. И как только он ворвался, Вишвакарма исчез. И царь увидел формы Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы, которым мы сегодня поклоняемся. Для обычного человека эти формы выглядят немного абстрактными. Я уверен, что когда вы впервые увидели форму Господа Джаганнатхи, она показалась вам немного необычной. Когда увидел форму Господа такой, какой мы видим ее сегодня, он подумал, что форма не завершена. Он начал сокрушаться: «Зачем я ворвался! Мне нужно было еще немного подождать пока Вишвакарма не выполнит свое задание до конца».

Затем на сцене появился Нарада Муни. Как вы вероятно замечали, Нарада Муни всегда является в нужном месте в нужное время с нужным посланием. Нарада Муни явился и сказал: «Не беспокойся. Эта форма Господа, которую ты видишь, завершена, и ей поклоняются с незапамятных времен». Тогда царь начал строить храм для Господа Джаганнатхи, который вы видите в Джаганнатха Пури. И первая Ратха Ятра прошла на этой планете в Джаганнатха Пури. Я уже говорил, что упоминание о Ратха Ятре находится в Рамаяне, и в Сканда Пуране тоже говорится, что Ратха Ятры проводились до наступления Кали-юги.

Итак, Ратха Ятра, которую мы проводим — очень древний фестиваль. Прабхупада придавал очень большое значение этому фестивалю. Во времена Господа Чайтаньи жил царь по имени Царь Пратапарудра. О нем можно прочитать в Чайтанья Чаритамрите. У этого царя был отец по имени Царь Пурушоттама. Царь Пурушоттама был царем, но также он был великим преданным Господа Джаганнатхи. Он был царем Ориссы, но он был подметальщиком. Вы скажете: «Это странно. Вы говорите, что царь был подметальщиком. Это не имеет смысла». В Индии подметальщиков называют бханги. Бханги в Индии неприкасаемые.

Три месяца назад я был в Пакистане. Мне преданные там рассказывали, что когда происходило разделение на Индию и Пакистан, руководитель Пакистана был очень хитрым. Когда индийцы переходили из Пакистана в Индию, он оставил всех бханги в Пакистане, чтобы было кому подметать улицы.

Обычно бханги обозначает того, кто метет улицы. Царя Пурушоттаму называли бханги, но он не был обычным подметальщиком. Он был подметальщиком Господа Джаганнатхи. Каждый год перед тем, как начиналась Ратха Ятра, он подметал весь путь, по которому должна была пройти колесница. После этого он брал розовую воду, и мыл всю дорого, по которой должен был проехать Господь Вселенной. Джаганнатха означает Господь Вселенной. Баларама означает духовная сила. Субхадра означает всеблагоприятная. Когда мы открывали храм Кришна Баларамы во Вриндаване в 1975 году, Прабхупада сказал: «Если мы хотим духовно развиваться, мы должны просить Господа Балараму о милости. Без милости Господа Баларамы невозможно духовно развиваться». Господь Баларама является источником духовной силы.

Итак, этот царь подметал дорогу каждый год, и затем мыл ее розовой водой. Вся страна знала его как бханги-раджу, царя-подметальщика. Но он очень гордился, что был подметальщиком Господа Джаганнатхи, поэтому не чувствовал себя оскорбленным.

Однажды этот царь отправился завоевывать другое царство в Северной Ориссе. Этот другой царь был очень сильным царем, но он не был таким же стойким преданным, как Царь Пурушоттама. Он отправился покорять это царство, но когда он увидел, насколько тот царь силен, он предложил заключить мир. Если у вас есть враг, то вы или побеждаете его, или становитесь с ним союзником. И они заключили соглашение, что дочь этого царя выйдет замуж за царя Пурушоттаму.

Царь Пурушоттама вернулся в свое царство, и на следующий год опять организовал Ратха Ятру. На следующий год Царь Пурушоттама пригласил этого царя. Но царь был слишком занят, поэтому он послал на Ратха Ятру своего Премьер-министра. Премьер-министр приехал туда от имени царя, но он увидел, что Царь Пурушоттама подметает улицу. Он сказал: «Этот парень оказывается подметальщик. Я думал, он царь, а он подметает улицу. Я должен рассказать царю, что он не должен выдавать за него замуж свою дочь». Он вернулся и сказал своему царю, что он не должен выдавать свою дочь замуж за этого царя, потому что он подметальщик. Тогда царь отозвал брак. Он сказал, что не собирается выдавать свою дочь замуж за подметальщика.

Когда Царь Пурушоттама узнал, что его называют подметальщиком, он почувствовал себя очень оскорбленным. В действительности, он почувствовал себя оскорбленным не потому что его оскорбили, а потому что он был подметальщиком Господа, и таким образом оскорбили Самого Господа. Тот, кто служит Господу Джаганнатхе может быть подметальщиком, но он находится на трансцендентной платформе. Он оскорбился, что этот человек поносит Господа Джаганнатху. И он решил отправиться и победить его в сражении. О вывел свою армию, но вместо того, чтобы победить этого царя, он сам потерпел поражение.

Он ожидал, что Господь Джаганнатха будет на его стороне, и он победит, но он проиграл. Царь был подавлен, и когда он вернулся, он отправился к великому мудрецу. Он рассказал ему историю, как этот царь оскорбил Господа Джаганнатху, и что в отместку он отправился сразиться с ним и потерпел поражение. Тогда мудрец спросил его, посоветовался ли он с Господом Джаганнатху перед тем, как отправиться сражаться. Он сказал: «О нет! Я не попросил Его благословений». Потому что в Джаганнатха Пури никто не делает ничего, не получив Его благословений. Даже Господь Чайтанья перед тем как отправляться странствовать, отправлялся получить благословения у Господа Джаганнатхи, и Господь давал Ему Свою гирлянду.

Затем царь отправился к Господу Джаганнатхе. Он извинился за то что отправился сражаться, не получив предварительно разрешения у Господа. Он сказал, что сражался только ради того, чтобы защитить Его честь. Он сказал, чтобы он не беспокоился, напал в такой-то благоприятный день, и что Он и Его брат лично будут участвовать в сражении. Когда он услышал, что Господь вместе со Своим братом будут сражаться на его стороне, он пришел в восторг. По всему городу разнеслась молва, что Господь Джаганнатха и Баларама будут сражаться на стороне царя. Поэтому все население города захотело сражаться в армии царя. В то время не было обязательного призыва, поэтому все присоединились к армии добровольно.

Но царь все равно удивлялся, как это сможет произойти. Было совершенно непостижимо, как Господь Джаганнатха и Баларама будут лично сражаться с Царем Нрисимхадевой. Но Кришна может сделать все, что угодно.

Царь в благоприятный день, указанный Господом Джаганнатхой выступил в поход. Во главе армии ехали два воина: один на черной лошади, а другой на белой. Воины по дороге остановились у молочницы, чтобы купить пахты. Они выпили пахты, и молочница попросила Их заплатить. Они сказали, что у них нет денег, они воины Царя Пурушоттамы, что он следует за ними, и что пусть она возьмет деньги у царя. Один из воинов достал кольцо и сказал, чтобы она передала кольцо царю. Когда армия Царя Пурушоттамы добралась до этого места, Молочница сказала: «Два воина из твоей армии пришли, выпили пахты. У них не было денег, и они сказали мне взять деньги с тебя, но они дали мне это кольцо и сказали, что я должна лично вручить его тебе». Когда царь увидел это кольцо, он пришел в восторг, потому что это было кольцо с бриллиантом, которое Господь Джаганнатха носит на алтаре.

Когда он увидел это кольцо, он понял, что Господь Джаганнатха и Баларама участвуют в сражении. Царь настолько обрадовался, что отдал целую деревню этой молочнице взамен за те два стакана пахты. Даже сегодня эта деревня названа в честь этой молочницы. Таким образом все были уверены в победе, и они победили этого другого царя. Тогда Царь Нрисимха отдал свою дочь замуж за Царя Пурушоттаму. Но когда он возвратился в свое царство, он сказал, что не собирается жениться на Падмавати. На следующий год опять была Ратха Ятра. Премьер-министр объявил всем гражданам, что Царь Нрисимха поручил ему выдать Падмавати за самого культурного человека. Но самым культурным человеком в царстве Царя Пурушоттамы была сам царь-подметальщик, и вручил Падмавати Царю Пурушоттаме.

Тогда Падмавати вышла замуж за Царя Пурушоттаму, и у них родился сын по имени Царь Пратапарудра. Мы узнаем о Царе Пратапарудре из Чайтанья Чаритамриты. Царь Пратапарудра был великим преданным Господа Джаганнатхи и Кришны. Когда Господь Чайтанья организовывал уборку храма Гундича, Царь Пратапарудра оплатил все расходы по Ратха Ятре и т.  д. У Царя Пратапарудры было огромное желание встретиться с Господом Чайтаньей. Вы слышали о Рамананде Рае? Он был губернатором в Мадрасе в Южной Индии, и Господь Чайтанья встретился с ним на берегу реки Годавари, где между ними состоялась замечательная сессия вопросов и ответов, где обсуждались духовные темы. Рамананда Рай с разрешения Царя ушел в отставку, и стал служить Господу Чайтанье. Царь Пратапарудра через Господа Нитьянанду, Сварупу Дамодару и Говинду послал сообщение Господу Чайтанье, что он хочет с Ним увидеться. Господь Чайтанья сказал: «Нет, Я санньяси, Я не могу дать даршан царю, которому приходится иметь дело с женщинами и деньгами».

У Царя Пратапарудры было огромное желание увидеться с Господом Чайтаньей, но Господь Чайтанья как идеальный санньяси продолжал отказываться. На самом деле у Господа был тайный план увеличить желание царя. Когда Господь продолжал последовательно отказываться, Господь Нитьянанда сказал: «Хорошо, почему бы тогда ни дать ему кусок ткани, которую Ты носил»? Потому что ткань, которую носил Господь, настолько же является предметом поклонения, как и Сам Господь. Даже с гирляндами, которые снимаются с Господа, нужно обращаться с высочайшим почтением.

Тогда Господь Нитьянанда взял часть одежды, которую носил Господь Чайтанья, и вручил ее Сарвабхауме Бхаттачарье, чтобы тот передал ее царю. Пятьсот лет назад, когда Господь Чайтанья был на этой планете, Бенгалией правил царь-мусульманин, а в Ориссе был царь-индус. Поэтому многие санньяси и знатоки Санскрита покинули Бенгалию и перебрались в Ориссу, и одним из них был Сарвабхаума Бхаттачарья.

Но царь все равно хотел увидеться с Господом. Царь сказал: «Я стану нищим, я отрекусь от своего царства, если Господь Чайтанья не даст мне Свою аудиенцию», но Господь Чайтанья все равно отказывался дать ему аудиенцию. Тогда Господь Чайтанья сказал Говинде: «Хорошо, приведи его сына», - потому что сын считается представителем своего отца. Сын был темноватого оттенка кожи. Он был одет в желтые дхоти и курту как Кришна. И как только мальчик вошел, он напомнил Господу Чайтанье Кришну, и Он обнял его. И как только Господь Чайтанья обнял мальчика, он воздел руки вверх и закричал : «Кришна! Кришна»! После этого мальчику выпала огромная удача видеться с Господом на протяжении нескольких дней, после чего он вернулся домой. Когда он вернулся домой, его отец сказал: «Тебе так повезло! Ты получил возможность общаться с Господом Чайтаньей и видеть, что делает Господь». И как только отец обнял своего сына, он тоже преисполнился любви к Богу.

Например, как распространяется болезнь? Она переходит от человека к человеку. Например, в Америке нельзя ввозить фрукты и овощи из Индии и стран третьего мира. Но этот Царь Пратапарудра все равно желал получить даршан Господа Чайтаньи. Но он был рад, что получил параферналии Господа, и что его сына обнял Господь Чайтанья. Затем перед Ратха Ятрой Царь Пратапарудра, подобно своему отцу, подмел весь маршрут Господа Джаганнатхи. Но у него была метла с золотой рукояткой. Царь Пратапарудра подмел всю дорогу метлой с золотой рукояткой, а затем вымыл всю дорогу розовой водой. Когда Господь Чайтанья увидел, что царь совершает это черное служение, Он остался очень очень очень очень впечатлен и дал царю особый даршан.

Перед началом Ратха Ятры Господь Чайтанья организовывал группы киртана. Было три колесницы, и вокруг каждой колесницы было по семь групп киртана: одна слева от колесницы, одна справа, одна позади и четыре впереди. В каждой из групп было два игрока на мриданге и восемь игроков на караталах. Сегодня когда вы проводите киртан, нужен хороший усилитель. Но в те времена усилители были не нужны. Было семь групп киртана, и в каждую из них Господь Чайтанья назначил певца и танцора. Одним из них был Валкрешвара Пандит. Однажды Вакрешвара Пандит танцевал на протяжении семидесяти двух часов без остановки. Господь Чайтанья танцевал на протяжении семидесяти часов, без остановки, а Вакрешвара Пандит все это время танцевал.

Таким образом Господь Чайтанья организовал группы киртана, после чего проявил еще одну Свою трансцендентную лилу. Господь Чайтанья распространил Себя в семь форм, и танцевал в экстазе в каждой из этих групп, но в каждой из этих групп думали, что им очень повезло, потому что Господь Чайтанья танцевал именно в их группе. Но только очень немногие продвинутые преданные могли это видеть. И одним из них был Царь Пратапарудра. Господь был настолько доволен, что царь совершает это черное служение, что Он ответил ему взаимностью, дав трансцендентные глаза. Как когда Кришна собирался показать Арджуне Вселенскую Форму, он сказал Арджуне, что дает ему божественные глаза, чтобы увидеть ее.

Господь Чайтанья танцевал во всех семи группах, и много раз Господь Нитьянанда подбегал сзади к Господу Чайтанье и старался схватить Его. После этого было состязание между Господом Джаганнатхой и Господом Чайтаньей. Говорится: сеи кришна сеи джаганнатх сеи гаура — Кришна, Господь Джаганнатха и Чайтанья Махапрабху суть одно. Джаганнатха Господь Вселенной. Господь Чайтанья танцевал в таком экстазе, что Господь Джаганнатха не хотел трогаться. Поэтому колесница застревала. Как у вас есть опыт, что во время Ратха Ятры ломается колесо или что-то другое. Подобным образом колесница останавливалась, и Господь Джаганнатха пристально смотрел на то, как танцует Господь Чайтанья. И очень часто Господь Чайтанья отставал от колесницы. Таким образом проходило это уникальное состязание между Джаганнатхой и Господом Чайтаньей Махапрабху.

Итак, ключом к духовному развитию является смирение на пути преданного служения. Иногда мы приходим к преданному служению, но хотим быть сахибами. Сахиб означает босс. Мы приходим к преданному служению и говорим: «Я хочу такое-то положение. Я хочу, чтобы меня признавали». Но Господь Чайтанья сказал:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Если вы хотите находиться в положении, где вы сможете повторять святые имена постоянно, вы должны быть смиреннее травинки, терпеливее дерева, быть лишенным чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим, не ожидая ничего взамен. Каков же наш подход? Наш подход — это «зуб за зуб», - если ты будешь меня уважать, я тебя тоже буду уважать. Ты будешь меня оскорблять, я тоже буду тебя оскорблять. Но это не наша философия. Наша философия — это быть исключительно терпимыми, и оказывать почтение другим, не ожидая ничего взамен.

Если мы приходим в храм Господа, и ищем незначительного служения, может быть, мыть посуду или подметать пол или просто охранять обувь. У сикхов есть традиция, что чем богаче вы, тем более незначительное служение вам дают совершать. Они сражаются за право совершать самое незначительное служение. И одно из самых незначительных служений — это охранять обувь. Но Махараджа Амбариша хотел подметать пол в храме Господа. Наше занятие в жизни — служить. Мы повторяем Харе Кришна. Повторяя Харе Кришны что мы делаем? Мы молимся Господу о том, чтобы Он занял нас преданным служением. Поэтому когда Господь занимает нас преданным служением, не важно, каким бы оно ни было, мы должны принимать его. Поэтому нашей целью в жизни должно быть заниматься служением.

Очень часто мы говорим, что сделаем это, но продолжаем откладывать предание Господу. Но в Бхагаватам говорится: падам падам йад випадам на тешам, - опасности подстерегают нас на каждом шагу.

Этот фестиваль очень ценился Шрилой Прабхупадой даже когда он был маленьким ребенком. В 1936 году в Ориссе. Там есть храм в городе Алаланатха. Туда пускают всех, его посещение не ограничено только индусами. На самом деле Прабхупада был очень недоволен тем, что в храм Джаганнатхи пускали только индусов. Прабхупада говорил, что Господь Джаганнатха Господь Вселенной, и был очень недоволен тем, что туда не пускали его Западных учеников. Что говорить о Западных учениках, даже Харидаса Тхакура туда не пускали. Даже Рупа и Санатана Госвами никогда не заходили в храм Господа Джаганантхи.

Когда Прабхупада бы ребенком, он регулярно приходил на железнодорожную станцию, и проверял, когда отправится очередной поезд в Джаганнатха Пури, когда очередной поезд отправится во Вриндаван. Поэтому Прабхупада действительно хотел отправиться на Ратха Ятру. Но его отец сказал, чтобы он организовал Ратха Ятру в Калькутте. Прабхупада хотел организовать Ратха Ятру в Калькутте, когда ему было пять-шесть лет. Отца Прабхупады звали Гаура Мохан Де. Он был торговцем тканями среднего класса, и он очень любил служить садху. Прабхупада говорил, что его отец не смотрел на то, кто был настоящим садху, а кто притворщиком. И у каждого садху он просил, чтобы он благословил его сына, чтобы он стал преданным Радхарани.

Гаура Мохан Де сказал: «Хорошо, Абхай, подготовь бюджет для Ратха Ятры». Когда он проверил бюджет, он оказался слишком большим. И отец сказал ему, что он не может позволить себе такой бюджет. Прабхупада плакал, и когда они ехали на автобусе, одна женщина спросила, почему мальчик плачет. Отец сказал, что он хочет организовать Ратха Ятру как в Джаганнатха Пури, но у него нет столько денег. Женщина сказала, что у нее дома есть старая колесница, и что она продаст ее ему. Тогда Прабхупада купил ему колесницу. Тогда Прабхупада организовал первую Ратха Ятру для маленьких детей. Он раскрасил колесницу в точности так, как раскрашивают колесницы в Джаганнатха Пури. Он украсил ее флагами и другими украшениями в точности так, как украшают колесницы в Джаганнатха Пури.

И он организовывал свою Ратха Ятру каждый год. И год от года его Ратха Ятра становилась все более успешной. Тогда друзья отца Прабхупады сказали: «Гаура Мохан Де, ты организовал Ратха Ятру, а нас не пригласил». Но отец говорил, что он не организовывал ее, а ее организовывал его сын для своих друзей. У Прабхупады был этот дух, и как вы знаете, он организовал первую Ратха Ятру в Сан Франциско в 1967 году. Ученица Прабхупады пошла в магазин хиппи. У продавца были три куколки Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы. Эта преданная купила одну из них и принесла показать ее Прабхупаде. И как только Прабхупада увидел Ее, он принес Ей свои поклоны. Прабхупада сказал этой преданной, что это был Господь Джаганнатха, Господь Вселенной. Преданная была ошеломлена, она думала, что это была просто кукла. Прабхупада послал эту преданную обратно в магазин, и она обнаружила, что там были еще две статуи. Прабхупада объяснил преданной, что это были Джаганнатха, Субхадра и Баларама. Прабхупада позвал своего ученика Шьямасундару. Он был инженером, но также умел плотничать.

Прабхупада показал ему эти маленькие Божества и спросил, может ли он вырезать из дерева точно такие же, но большие. Шьямасундара сказал, что сделает это без проблем. Тогда он вырезал из дерева точные копии маленьких Божеств, только большого размера. И как я понимаю, впоследствии их установили в храме в Беркли.

Сегодня мы проводим Ратха Ятры по всему миру. В Индии мы проводим от шести до десяти Ратха Ятр в году. Раньше мы проводили Ратха Ятру в Дели раз в году, но люди стали говорить, что они хотят Ратха Ятру и в их районах. Поэтому мы стали проводить по десять Ратха Ятр в году. И сейчас эти региональные Ратха Ятры почти такие же большие, как изначальные Ратха Ятры. Сейчас даже в Дубае мы проводим Ратха Ятру. В Дубае мы проводим Ратха Ятру внутри школьного дворика, мы не выходим на улицу.

У вас будет Ратха Ятра в это воскресенье, и вы получите удивительную возможность служить Господу Вселенной. Вы сможете петь, танцевать, тянуть Его колесницу, жертвовать и т.  д. Я уверен, многие из вас слышали утверждение, его приписывают Прабхупаде, что каждый, кто принимает участие в Ратха Ятре, вернется назад к Богу. Кто-то задал Прабхупаде вопрос, вернется ли каждый, кто принимает участие в Ратха Ятре, вернется назад к Богу. Прабхупада дал следующий ответ: «Если вы только легли в больницу, означает ли это, что вы вылечились от болезни? Это означает, что если вы легли в больницу и будете лечится, тогда вы излечитесь». Каждый, кто принимает участие в Ратха Ятре получает возможность слышать святое имя, может подметать дорогу перед колесницей, может слушать философию. И если он воспользуется возможностью, которую ему представляют все это, и будет повторять святые имена и следовать методу преданного служения, тогда он очистится и вернется назад к Богу. Но думать, что вы потяните сегодня колесницу Господа Джаганнатхи, а затем продолжите пить и курить, и вернетесь назад к Богу, это иллюзия.

Ратха Ятра это замечательная возможность прославлять Господа. Люди обожают фестивали. В канун Нового Года, они устраивают огромные фестивали, где напиваются, чтобы напиваться весь следующий год. Что преданные делают в Индии? В канун Нового Года они организуют программы, где устраивают киртаны, обсуждение философии, раздают прасад и т.  д. Одна группа начинает Новый Год, напиваясь, а другая, слушая святые имена. В ранние годы нашего движения Прабхупада давал лекцию в Нью Йорке, которая впоследствии была опубликована под заголовком «Кто сумасшедший»? В этой лекции Прабхупада анализирует две секции общества: те, кто встают на путь преданного служения, и те, кто не встают. Те, кто встают на путь преданного служения, думают что сумасшедшие непреданные. А те, кто не встают, думают, что сумасшедшие преданные. Кто же по-настоящему сумасшедший? Прабхупада продолжает обсуждать это, и потом приходит к заключению, что сумасшедшие те, кто не приходят к преданному служению.

Прабхупада дал нам этот замечательный метод воспевания, слушания и служения. Мы все должны воспользоваться преимуществом этого. Часто мы имеем тенденцию откладывать все на потом. Прабхупада рассказывал, что когда-то один человек привозил воду в Храм в Джаганнатха Пури. Каждый день он привозил воду и говорил: «Я местный житель. Я всегда смогу получить даршан Господа Джаганнатхи. Пускай получат те, кто приезжают издалека». Он так продолжал откладывать назавтра, и до того, как наступило завтра, он умер.

Иногда мы боимся служить, боимся повторять святые имена, но это ложный испуг. Мы должны бояться майи. Мы должны бояться семи видов страданий, которые нам приходится терпеть. И сознание Кришны — это метод, который приносит блаженство. Здесь в Дейтройе вам очень повезло, потому что Прабхупада лично приезжал сюда. Поэтому вам нужно воспользоваться этой замечательной возможностью, которую дал вам Прабхупада, и стать сознающими Кришну. Харе Кришна!