foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

nachodki.ru интернет-магазин

 ПЕРЕВОД

Деятельность, посвященная Верховной Личности Бога, даже если совершатся в небольшом количестве, никогда не пропадает даром. Верховная Личность Бога, верховный отец, очень дорог и готов действовать на благо живых существ.

КОМЕНТАРИЙ

В Бхагавад Гите Господь говорит: «Эта дхарма, преданное служение, настолько важна, что даже если совершается в незначительном количестве, она может дать вам высший результат. Как видно из мировой истории, даже небольшое служение Господу, спасало живое существо от величайшей опасности. Например, Аджамила был спасен Верховной Личностью Бога от величайшей опасности, то есть ада. Он спасся, просто потому что произнес имя Нараяны в конце своей жизни. Когда Аджамила произнес имя Господа Нараяны, он не делал это осознанно. В действительности, он произносил имя своего сына, которого тоже звали Нараяна. Тем не менее, Господь Нараяна отнесся к этому серьезно, и таким образом Аджамила достиг результата анте нарайана смрити — вспомнить о Нараяне в конце жизни.

Если так или иначе человек вспомнит имя Кришны, Нараяны или Рамы в конце жизни, он немедленно достигает трансцендентного результата возвращения назад к Богу. Верховная Личность Бога, в действительности, является единственным объектом нашей любви. Пока мы находимся в этом материальном мире, у нас есть множество желаний. Но когда мы соприкасаемся с Верховной Личностью Бога, мы обретем полное удовлетворение, подобно тому, как ребенок становится полностью удовлетворенным, когда мать берет его на руки. Дхрува Махарадж отправился в лес, чтобы добиться каких-то материальных результатов посредством аскез и епитимий, но когда он в действительности увидел Саму Верховную Личность Бога, он сказал: «Я не знаю, почему я хотел материальных благословений. Я полностью удовлетворен».

Даже если человек хочет каких-то материальных благ, служа Верховной Личности Бога, это может быть сделано исключительно легко, без напряженного труда. Поэтому шастры рекомендуют: желает ли человек всего или ничего, или он желает слиться с существованием Господа, он разумен только если поклоняется Кришне, Верховной Личности Бога, совершая трансцендентное любовное служение. Даже если у человека есть материальные желания, он без сомнения достигнет того, чего хотел, совершая служение Всевышнему Господу.

ЛЕКЦИЯ

ом агьяна тимирандхасья
гьянангьяна шалакая
чакшур унмилитам ена
тасмаи шри-гураве намаха

В этих стихах Господь Брахма прославляет верховное положение Всевышнего Господа и верховное положение преданного служения. Заключение Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гиты и Ведических произведений состоит в том, что преданное служение — это единственное средство, посредством которого человек может обрести удовлетворение. А если человек не будет заниматься преданным служением, не важно, какого бы материального успеха он ни добился, он некогда не будет удовлетворен.

Как в предыдущем стихе Господь Брахма объяснил, что карми, материалисты, работают очень напряженно, чтобы накопить богатство для того, чтобы купить возможности для чувственных наслаждений. Поэтому они работают очень напряженно, настолько напряженно, что в конце концов, пена начинает идти у них изо рта. И даже если они получат хорошие результаты, они все равно не будут удовлетворены. Природа материальной жизни такова, что никто не может получить удовлетворение, подобно рыбе, которая не может быть удовлетворенной вне воды. Живое существо не может быть удовлетворенным вне духовности. Но если, с другой стороны, человек культивирует духовность, то даже в кажущейся трудной ситуации человек остается не потревоженным. Поэтому его называют дхирой. Потому что духовность позволяет человеку понять свое изначально положение и заняться правильной деятельностью.

Итак преданные, которые посвятили свои жизни Господу, удовлетворены при всех обстоятельствах. Счастье и несчастье, победа и поражение, честь и бесчестье — они знают, что в материальной жизни придется испытывать эти двойственности. Если сегодня лето и тепло, то вы наверняка знаете, что через какое-то время наступит зима. А когда наступает зима, и погода невыносима, вы знаете, что через какое-то время станет тепло. Подобным образом, преданный знает, что в материальной жизни будут счастье и несчастье, победа и поражение, честь и бесчестье. Они неизбежны, поэтому Кришна говорит нам во Второй главе Гиты

матра спаршас те каунтейя
шитошна сукха-духкха дах
агама паяна нитьям
тамс титикшасва бхарата

Нужно построить свою жизнь так, чтобы быть необеспокоенным в любых ситуациях.

Теперь, установив разницу между человеком, ищущего духовного и человеком, ищущего материального. Материалисты обычно сосредоточены на напряженном труде, чтобы обрести средства для чувственных наслаждений. А люди, ищущие духовного, обычно сосредоточены на том, чтобы заниматься деятельностью, благоприятной для духовного развития. Установив это, Господь Брахма объясняет, что деятельность, посвященная Верховной Личности Бога, никогда не пропадает даром. Человек может служить Господу осознанно или неосознанно. Существует гьята-сукрити и агьята-сукрити. Агьята-сукрити означает, что человек совершает служение, но не знает, что это служение принесет ему духовную выгоду. Гьята-сукрити означает, что человек знает, что совершая это служение, он получит благословения Господа и духовную выгоду.

Природа преданного служения такова, что даже если оно совершается в небольшом количестве, оно все равно приносит благо. Шрила Прабхупада рассказывал нам историю, что однажды в индийской деревне, где не было электричества, в храме стояла лампа, которая давала свет, благодаря которому люди могли видеть Божества. Лампа была уже готова погаснуть, но в это время мышь подумал, что может быть, там есть немного масла. Она подошла и лизнула фитилек, и в результате этого, вместо того, чтобы угаснуть, лампа вспыхнула. И потому что лампа вспыхнула, люди, находящиеся в храме, смогли лучше увидеть Господа. Просто из-за этого крошечного-крошечного-крошечного служения Господу, мышь отправилась назад к Богу.

Итак, деятельность, посвященная Верховной Личности Бога, никогда не пропадает даром. В Чайтанья Чаритамрите есть история, что во времена Господа Чайтаньи жил преданный по имени Шивананда Сена. Он возвращался, и за ним увязалась собака. Шивананда Сена подумал: «Эта собака хочет быть со мной. Я не должен прогонять ее». Он хотел пересечь реку на лодке, но лодочник сказал ему, что с собаками нельзя. Тогда Шивананда Сена доплатил ему за собаку. После этого собака пришла к дому Шивананды Сены. Каждый день он кормил ее прасадом. Однажды, собака пропала, потому что Шивананда Сева куда-то отлучился, а его слуга забыл покормить собаку. Когда Шивананда Сена вернулся домой и увидел, что из-за небрежности слуги, собака исчезла, он начал искать ее повсюду, но так и не нашел. Немного погодя, Шивананда Сена отправился в Джаганнатха Пури, и там он увидел ту же самую собаку. Господь Чайтанья бросал ей мякоть кокосового ореха, а она подпрыгивала вверх и хватала ее.

Посмотрите на удачу этой собаки! Она просто увязалась за Шиванандой Сеной, он начал кормить ее прасадом. И в результате этого небольшого общения она оказалась у Господа Чайтаньи. Шивананда Сена очень обрадовался, увидев, что собака получает прасад из рук Господа Чайтаньи. А на следующий день больше уже никто не видел эту собаку. Она отправилась назад к Богу. У нас есть опыт, что когда мы идем на Враджа-мандала-парикраму, иногда собаки присоединяются к нам, и остаются на протяжении многих дней. Однажды, одна собака сопровождала нас на протяжении всей парикрамы.

Итак, преданное служение настолько могущественно, что даже если человек случайно совершает крошечное служение, оно немедленно приносит ему вечное благо. Преданные выходят на харинамы. Конечно, здесь харинамы немного подзабыты. Но недавно я был в Лондоне. Храм на Сохо-стрит расположен прямо в центре города. Там преданные выходят на харинаму трижды в день. Когда мы выходим на харинаму, некоторым она нравится, некоторые относятся к ней саркастически, некоторые пытаются остановить ее. Но святое имя настолько могущественно, что с каким бы отношением вы ни слышали бы его, вы получите благо.

Итак Господь Брахма устанавливает, что деятельность, посвященная Верховной Личности Бога, никогда не проходит даром. Арджуна спросил Кришну в Бхагавад Гите, какова судьба того, кто встает на путь преданного служения, но не завершает его. Мы видим, что даже в нашем Движении Сознания Кришны люди присоединяются, они исполнены энтузиазма, они повторяют святые имена, но затем по какой-то причине сходят с пути. Кришна объясняет, что это никогда не оказывается напрасным. Прабхупада объяснял, что любое служение, которое человек совершал, накапливается на его вечном счету, и человек продолжает с того места, где он остановился. Например, если человек остановился на десятом проценте, то затем он продолжит с одиннадцатого. Кто-то скажет: «Это хорошо. Я буду прогрессировать постепенно». Вы можете так поступить. Тем не менее, пока вы не предадитесь Господу и будете оставаться в материальном мире, вы не будете испытывать ничего, кроме страданий.

Итак, Господь Брахма отмечает, что природа преданного служения такова, что оно никогда не проходит даром, и даже если оно совершается неосознанно и в незначительной степени, оно приносит вам вечное благо. Мы проводим эти огромные Ратха Ятры по всему миру. И вы, вероятно, слышали утверждение, что если человек увидит Господа Джаганнатху, он получит освобождение, он вернется назад к Богу. Но .это требует небольшой поправки. Потому что преданные спросили у Шрилы Прабхупады, правда ли говорят, что увидев Господа Джаганнатху во время Ратха Ятры, человек получает освобождение и отправляется обратно к Богу, Прабхупада сказал, что когда вы видите Господа Джаганнатху во время Ратха Ятры и общаетесь с преданными, вы получаете возможность очиститься, и если вы воспользуетесь этой возможностью, вы обретете освобождение. Прабхупада приводил пример человека, лежащего в больнице. Человек ложится в больницу, и если он будет принимать предписанное лечение, только тогда он вылечится. Итак, общение с преданными вдохновляет вас принять высшие ценности в жизни. И если человек этим воспользуется, то в конечном итоге он сможет обрести освобождение.

Далее Господь Брахма говорит, что Верховная Личность Богу, будучи Верховным Отцом, всегда очень дорог и всегда старается действовать на благо живых существ. Прабхупада объяснил, что сознание Кришны — очень легкий путь. Вы должны понять, что Кришна Верховный Наслаждающийся, Верховный Отец и доброжелатель.

Здесь Господь Брахма утверждает, что Верховная Личность Бога действует на благо живых существ. Ахам биджа праджапитах Я отец всех живых существ. И мы должны признать, что Всевышний Господь наш доброжелатель. Мы понимаем, что Он наш вечный доброжелатель, и что это подразумевает? Это означает, что все, что Он говорит, нацелено на наше окончательное благо, и мы можем принять это без колебаний и без раздумий. Кришна говорит: «Если вы предадитесь Мне, Я защищу вас ото всех греховных реакций». Если вы признаете, что Он доброжелатель, вы естественно согласитесь делать то, о чем говорит Господь. Как когда ребенок верит словам матери или отца и действует в соответствии с их наставлениями, он свободен от беспокойств. Подобным образом, если мы будем действовать с полной верой в то, что Господь наш доброжелатель, и поэтому знает, что для нас лучше, мы будем спасены.

Рупа Госвами говорит, как наша вера в метод преданного служения становится сильной, и как мы можем усилить свою веру. Например мы очень беспокоимся о здоровье. Подобным образом, Рупа Госвами объясняет, как быть духовно здоровым. Он объясняет, что в начале должно быть желание, чтобы ваша жизнь увенчалась совершенством. И затем, если это желание будет присутствовать, тогда Господь, который пребывает в сердце каждого, приведет вас в духовное общество. И если вам повезет получить духовное общение, вы узнаете о методе преданного служения, начинающимся со слушания, воспевания и т.  д. И если вы будете следовать этому методу бхаджана-крийи, вы подниметесь на уровень ништхи, решимости, и по мере следованию методу преданного служения наша вера будет становиться все сильнее и сильнее.

Мысль, которую мы хотим до вас довести, состоит в том, что в начале наша вера может быть слабой, и несмотря на то, что писания снова и снова объясняют, что Господь наш вечный доброжелатель, мы не всегда понимаем это. Но если мы будем следовать методу бхаджана-крии наша вера станет сильной, мы по-настоящему признаем, что Господь наш вечный доброжелатель.

Прабхупада в комментарии продолжает объяснять, что преданное служение, даже если оно совершается в незначительной степени, приводит к превосходному результату. И Прабхупада приводит нам знаменитый пример Аджамилы. Аджамила родился в брахманской семье, но в конечном итоге отклонился от брахманского кодекса поведения, и как он стал развратником, и как он обменял всю благочестивую деятельность на греховную. Но его спасло то, что он был привязан к своему младшему сыну, которого он назвал Нараяной. В свое время была традиция называть детей именами Бога. Она была общей почти для всех вероисповеданий. Логика за этим была такова, что если вы будете звать своего ребенка, вы получите духовное благо. Но сегодня мы видим, что даже индусы склонны давать детям цветистые имена, а не духовные. Иногда люди обращаются к нам за духовным именем. Мы предлагаем им одно, другое, пятое, десятое, но затем мы обнаруживаем, что они хотят имя с современным оттенком.

Прабхупада приводит пример этой истории об Аджамиле, и мы можем видеть, что Аджамила спасся от величайшей опасности. Он стал настолько греховным, что Ямадуты пришли забрать его в ад для наказания. На самом деле, он звал своего младшего сына, к котором он был настолько привязан. Но тогда появились Вишнудуты. Кто-то может использовать эту историю как предлог, чтобы продолжать флиртовать с майей. Кто-то скажет, что он слышал об этой истории много раз. Кто-то скажет, что он может следовать по стопам Аджамилы. Дескать, я следовал преданному служению в течении некоторого времени. Я могу устроить небольшой перерыв, и затем в момент смерти я несомненно произнесу имя Нараяны, Кришны или Рамы. Но суть в том, что если вы сделаете это намеренно, это будет седьмым оскорблением, совершением грехов в расчете на силу святого имени. Как Прабхупада объяснял, седьмое оскорбление является наиболее серьезным из всех оскорблений.

Вишванатха Чакраварти в своем комментарии объясняет, что несмотря на то, что Аджамила грешил и находился в дурном обществе, он повторял имена Нараяны не с целью противодействия своим грехам, поэтому его повторение было определенным образом чистым. И если мы будем думать, что сможем следовать по стопам Аджамилы, мы будем совершать грехи, полагаясь на силу святого имени. Что означает совершать грехи, полагаясь на силу святого имени? Вы знаете, что то, что вы делаете неправильно. Но вы думаете, что теперь я повторяю святые имена, я брахман, санньяси и т.  д., в результате повторения святого имени, столько моих грехов прощено, поэтому даже если я буду делать что-то не то, Кришна обязательно спасет меня. Это становится седьмым оскорблением, совершением грехов в надежде на силу святого имени.

Поэтому нужно избегать совершения грехов в надежде на силу святого имени. Господь Нараяна пришел, чтобы спасти Аджамилу. В комментарии Прабхупада цитирует этот знаменитый стих: анте нарайана смрити. Следует построить свою жизнь так, чтобы в момент смерти думать о Господе. Это совершенство человеческого существования. В главе «Достижение Всевышнего» Кришна объясняет, что законы природы таковы, что где бы ни находился ваш ум в момент смерти, там вы и окажетесь в следующей жизни. Если в момент смерти нам повезет помнить о Господе, то не о чем беспокоиться. Но если в момент смерти мы будем думать о чем-то ином, кроме Господа, есть все причины для беспокойства. Поэтому совершенством жизни является способность думать о Кришне в момент смерти.

Но это будет достижимо только если мы будем практиковать преданное служение на протяжении всей жизни. Если мы думаем, что в момент смерти мы вспомним о Господе, не смотря на то, что в течение всей жизни мы занимались противоположным, это иллюзия. Подобно тому, что невозможно ожидать, что студент хорошо сдаст экзамен, если он должным образом не подготовился. Этот метод преданного служения, которому мы следуем, это метод подготовки: повторять 16 кругов и т.  д. Это метод подготовки к тому, чтобы в момент смерти мы смогли помнить Верховную Личность Бога. Обычно, закон природы таков, что какой бы деятельностью мы ни занимались в течение жизни, об этой деятельности мы будем думать и в момент смерти. Если мы живем думая о Кришне, служа Кришне, то есть хороший шанс, что в момент смерти мы будем помнить о Кришне. Но если, с другой стороны, всю жизнь мы будем заниматься противоположной деятельностью, то в момент смерти мы не сможем помнить Всевышнего Господа. Поэтому ключевыми моментами для достижения анте нарайана смрити являются шраванам, киртанам и вишну-смаранам.

Итак святое имя настолько могущественно, что если кто-то повторяет его осознанно или неосознанно, он получит благо. Но если кто-то повторяет святое имя, осознанно, то это выше неосознанного повторения.

Дальше Прабхупада говорит, что Кришна наш единственный объект любви, и до тех пор, пока человек не поднимется на этот уровень, он не будет по-настоящему удовлетворен. И Прабхупада приводит пример ребенка. Ребенок прекратит плакать только, когда мать возьмет его на руки. Подобным образом, Прабхупада объясняет здесь, что человек может заниматься самой разнообразной деятельностью, но до тех пор, пока он не соприкоснется с Верховной Личностью Бога, он никогда не будет удовлетворен. Поэтому преданные честно признают, что все успехи бесполезны, если человек не подходит к тому моменту, где он предастся Верховной Личности Бога. Мы не должны сомневаться, что Всевышний Господь наш вечный доброжелатель, и будучи доброжелателем, Он знает, что для нас лучше всего.

Затем Прабхупада объясняет историю о Дхруве Махарадже. Дхрува Махарадж сказал: «Я полностью удовлетворен». Но когда он сказал это? Когда он получил даршан Господа. Почему он это сказал? Потому что первоначально он отправился в лес с намерением обрести царство более роскошное, чем у Брахмы, потому что он хотел доказать своей мачехе, что он не бесполезен. Поэтому он совершал суровые аскезы, следуя по пути, данному ему мудрецом Нарадой Муни. Нарада Муни увидел, что этот мальчик очень искренен, и когда он покидал дом, он дал ему путь, следуя по которому он сможет удовлетворить Господа. Что это был за путь? Первое — это повторять мантру ом намо бхагавате васудевайа. Второе было было создать форму Господа из глины и воды и медитировать на эту форму. А следующее — это совершать крайние аскезы.

Итак, Дхрува Махарадж смог привлечь внимание Господа, но затем, когда Господь явился перед ним и сказал: «Дхрува, чего ты хочешь»? - Дхрува сказал: «Мой дорогой Господь, я был подобен торговцу. Я искал осколков битого стекла, но я теперь обрел бриллиант».

В Чайтанья Чаритамрите мы читаем историю о преданном по имени Кхолавечха Шридхар. У Кхолавечхи Шридахра был очень скудный доход. Его бизнес состоял в том, чтобы делать чашки из банановых листьев. А сколько можно на этом заработать? Люди приходили поклоняться Ганге и покупали у него чашки из листьев. И Господь Чайтанья был настолько привлечен преданностью этого бедного преданного, что каждый день Он приходил к его лавке торговаться и задавать вопросы. Кхолавечха Шридхар был очень доволен возможностью общаться с Ним. Кхолавечха Шридхар был настолько предан, что он повторял святые имена день и ночь. Однажды, Господь Чайтанья явил Свою Вселенскую Форму некоторым близким преданным. Одним из них был Кхолавечха Шридхар. Господь сказал: «Шридхар, проси Меня о чем угодно»! Кхолавечха Шридхар сказал: «Мой дорогой Господь, если Ты хочешь дать мне благословение, то дай мне благословение, чтобы я мог общаться с тобой рождение за рождением».

Мысль, которую мы хотим до вас довести, состоит в том, что мы не будем удовлетворены, пока мы не встанем на путь преданного служения. Преданное служение — это единственный путь, следуя по которому живое существо может обрести удовлетворение. Во Второй Песне говорится:

акама сарва-кама вах
мокша-кама удара-дхих
тиврена бхакти-йогеа
йаджета пурушам парам

Желает ли человек всего, или ничего, или он желает обрести освобождение, если он разумен он будет поклоняться Верховной Личности Бога. И как можно поклоняться Верховной Личности Бога? Занимаясь преданным служением. Это то, каким образом можно удовлетворить Верховную Личность Бога.

В этих стихах Господь Брахма прославляет верховное положение Всевышнего Господа. И он отмечает, что природа преданного служения такова, что если вы совершите один процент, он принесет вам вечное благо. И природа преданного служения настолько могуществена, что даже если кто-то произнесет святое имя в шутку, он получит благо.

Вероятно, я рассказывал вам эту историю. Когда Прабхупада вернулся в Индию со своими Западными учениками, это произвело большой фурор, потому что это был подлинный вайшнавизм, а не какой-нибудь состряпанный. В Дели, Бомбее и Калькутте собиралось на программы в пандалах по шестьдесят тысяч человек. В то время сняли фильм, который назывался «Харе Рама Харе Кришна». В этом фильме режиссер пытался показать, что преданные принимают наркотики а потом начинают петь Харе Рама Харе Кришна. Но в этом фильме была одна хорошая вещь: на протяжении всего фильма проигрывалась Харе Кришна мантра. Я отправился к Прабхупаде и сказал, что этот фильм принесет нашему движению дурное имя. Прабхупада ответил: «Не о чем беспокоиться. Люди услышат святое имя и получат благо». Итак, святое имя настолько могущественно, что каждый, кто услышит его получит благо.

Итак, в этом стихе Господь Брахма объясняет великую славу преданного служения. Господь Брахма говорит, что никакое количества преданного служения не пропадает даром. Но здесь Господь Брахма говорит только о Всевышнем Господе, а не о каком поклонении полубогам. Когда мы говорим про киртан, мы имеем киртанийа сада харих — прославление Всевышнего Господа.

Итак преданное служение Господу Шри Кришне настолько могущественно, что даже если вы совершаете его случайно, оно приносит благо. Но вопрос в том, почему делать его случайно. Нужно совершать его осознанно. И тот, кто серьезен в духовной жизни, хочет следовать по пути, данному гуру, садху и шасрами. Если вы будете следовать по пути, данному великими ачарьями, то вы ничего не потеряете. Но если, с другой стороны, вы будете следовать вымышленному пути, вы ничего не выиграете.

Итак, подводя итог, в этих стихах Господь Брахма прославляет Верховную Личность Бога. Он описал, как Господь является в разных воплощениях в разные эпохи. И почему Кришна является?

Паритраная садхунам
винашайаш ча душкритам
дхарма самстхапанартхайам
пратиджарне юге юге

Для того, чтобы установить дхарму. Как Господь Чайтанья явился, для того, чтобы установить дхарму воспевания Харе Кришна. Харе Кришна мантра была предсказана в писаниях, но Господь Чайтанья явился для того, чтобы утвердить ее на практике. И сегодня мы видим, что люди по всему миру воспевают Харе Кришна.

Мы знаем, что преданное служение могущественно, мы знаем, что если мы совершим всего лишь два процента, они не пропадут, но разумный человек захочет предаться Господу немедленно. Когда Кришна говорит сарва дхарма паритйаджйа Он имеет в виду, что нужно предаться Ему немедленно. Это тема сегодняшнего стиха, и следует принять прибежище у Верховной Личности Бога, который является нашей окончательной целью и доброжелателем. Всевышнего Господа можно удовлетворить только посредством чистого преданного служения. Что Кришна говорит в знаменитом стихе из Бхагавад Гиты? Бхактйа мам абхиджанати - Меня можно постичь только путем бхакти. Харе Кришна.

В. Как понять, что небольшое количество преданного служения приводит к большим результатам?
О. В одном из своих предыдущих комментариев Прабхупада привел пример: «Я начал Движение Сознания Кришны с сорока рупий, а теперь они превратились в более, чем сорок крор». Этот комментарий Прабхупада написал в 1976 году. Прабхупада сказал, что никакой другой бизнесмен не мог бы сделать ничего подобного. Прабхупада привел этот пример для того, чтобы показать, что Кришна настолько могущественен, что даже небольшие вложения приводят к огромным результатам.

В. А не пропадут ли эти десять процентов?
О. Нет, например, есть история о Джаде Бхарате. Жил да был царь по имени Царь Бхарата. Он привязался к олененку. Однажды, когда он искал своего оленя, он умер, и ему пришлось родиться оленем. Но Кришна также говорит, что преданное служение никогда не проходит даром. Поэтому ему не пришлось провести много времени в теле оленя, и он родился в семье брахмана, где его знали под именем Джада Бхарата.

В. Джада Бхарата притворялся глухонемым. В чем было его служение миру?
О. Джада Бхарата дал ценные наставления Царю Рахугане. И эти наставления даны на благо всего человечества.

В. Я могу совершать седьмое оскорбление, но в момент смерти все равно вспомнить о Кришне.
О. Мы были бы очень рады, но законы природы таковы, что в момент смерти вы сможете вспомнить только о том, чем занимались всю жизнь. Царь Кулакшекхара был царем в Южной Индии и построил там много больших храмов. Царь Кулакшекхара был великим преданным, в отличие от современных правителей, которые не имеют никакой преданности Богу. Царь Кулакшекхара сказал? «Мой Господь, сейчас я нахожусь в хорошем сознании и медитирую на Твои лотосные стопы, поэтому пусть я умру сейчас. Потому что если я буду умирать в старости, я буду испытывать удушье, и когда я буду настолько больным, я не смогу вспомнить Тебя»

В. Какой из трех методов: шраванам, киртанам и вишну-смаранам, - наиболее важен?
О. Самым важным является шраванам-киртанам. Памятование возможно, если вы совершаете шраванам-киртанам.