foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Шаблоны для Joomla 3 здесь

 В восемнадцатой главе Гиты Кришна объясняет нам, чего Он от нас хочет. И если мы будем это делать, мы непременно придем к Нему. Это очень знаменитый стих: 18.65

ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эвайшйасйа сатйам те
пратиджане прийо си ме

ПЕРЕВОД

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне свое почтение, поклоняйся Мне, тогда ты без сомнения придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, потому что Мой очень дорогой друг.

КОММЕНТАРИЙ

Самым сокровенным знанием является то, что человек должен стать чистым преданным Кришны, всегда думать о Нем и действовать ради Него. Мы не должны быть «официальными» медитирующими. Необходимо построить свою жизнь так, чтобы мы всегда могли думать о Кришне. Мы должны всегда действовать таким образом, чтобы наша вся повседневная деятельность была связана с Кришной. Мы должны организовать свою жизнь так, чтобы на протяжении двадцати четырех часов мы не могли думать ни о чем, кроме Кришны. И Господь утверждает, что каждый, кто находится в таком чистом сознании Кришны, несомненно, вернется в обитель Кришны, где будет находиться в обществе Кришны лицом к лицу. Эта самая сокровенная часть знания поведана Арджуне, потому что он очень близкий друг Кришны. Каждый, кто следует по стопам Арджуны, может стать Кришне дорогим другом и достичь того же совершенства, которого достиг Арджуна.

ЛЕКЦИЯ

Это очень знаменитый стих. В восемнадцатой главе Бхагавад Гиты Кришна подводит итог Бхагавад Гиты. А, как вы знаете, Бхагавад Гита содержит сущность всей ведической философии. Чайтанья Махапрабху рекомендовал нам читать Бхагавад Гиту каждый день. Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, Он обратил все население в сознание Кришны. Люди приходили издалека посмотреть на то, как Он поет и танцует. Они видели, как Он поет и танцует, и тоже начинали петь и танцевать. И когда они возвращались домой, то видя их, другие тоже начинали петь и танцевать. Брахман Курма, в чьем доме остановился Господь Чайтанья, выразил желание, что он хочет оставить дом и присоединиться к Чайтанье Махапрабху.

Иногда, когда люди приходят в сознание Кришны, их супруги начинают беспокоиться, как бы их супруг не ушел из дома. Но наша философия такова, и Чайтанья Махапрабху продемонстрировал это, что нет необходимости покидать дом. Чайтанья Махапрабху сказал брахману: «Нет, тебе нет нужды уходить из дома», - и Он дал рецепт, состоящий из пяти компонентов, которые также называются панчанга-бхакти. И одной из этих компонент было регулярное чтение Бхагаватам и Бхагавад Гиты. Поэтому в наших храмах мы изучаем Бхагаватам каждое утро, а Бхагавад Гиту каждый вечер, потому что это даст нам силы сопротивляться иллюзорной энергии. Иллюзорную энергию по-другому называют майей. Она старается заставить вас поверить в то, что нет нужды торопиться предаться Кришне: «Не торопись. Тебе всего 50-60. Подожди до 90».

Нам нужно оружие, чтобы отражать атаки майи. Как Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Преодолеть Мою иллюзорную энергию очень трудно, но тот, кто предастся Мне, сможет ее преодолеть». Что же Кришна имеет в виду под преданием. Есть разные стандарты предания. И здесь Кришна объясняет, что это такое. Он дал нам всего четыре вещи. Это не какой-то очень большой список.

Он говорит: «Сперва думай обо Мне». Затем Он говорит: «Стань Моим преданным». Затем Он говорит: «Поклоняйся Мне и выражай Мне свое почтение». Предположим, вы делаете эти вещи, тогда вы можете захотеть узнать, что вы получите взамен. Кришна говорит, что вы без сомнения вернетесь к Нему. Может ли кто-нибудь в материальном мире дать вам стопроцентную гарантию чего-либо? Вы можете сесть на самолет лучшей авиалинии. Могут ли они гарантировать на сто процентов, что вы доберетесь до места назначения? Вы ложитесь на операцию. Может ли хирург вам гарантировать стопроцентный успех операции?

Но здесь Кришна говорит, что если вы будете делать эти четыре вещи, вы без сомнения придете к Нему. В Нектаре Преданности, написанном Рупой Госвами, он дал нам много правил и предписаний. Но затем он говорит, что цель этих правил и предписаний состоит в том, чтобы подняться на тот уровень, чтобы всегда помнить Кришну и никогда не забывать Кришну. Как подняться на уровень, когда мы сможем всегда помнить Кришну? Мы доберемся и до этого.

Сперва Кришна говорит здесь: «Всегда думай обо Мне». Легко ли всегда думать о Кришне? Нет. Ум всегда странствует. Вы сидите здесь, а ваш ум может быть в другом месте. В шестой главе Бхагавад Гиты Кришна говорит, что нужно подружиться со своим умом, а не позволять уму быть вашим врагом. Когда ум считается вашим врагом? Когда он согласован с наставлениями Господа. А когда ум считается вашим врагом? Когда он думает о чем-то совершенно противоположным тому, о чем нам говорит Господь.

В Шестой Главе Кришна объясняет нам о важности контроля ума, и Он говорит, что тот, кто контролирует свой ум одинаково относится к счастью и страданиям, славе и бесчестью, победе и поражению. Придти к сознанию Кришны означает осознать, что Кришна Всевышний, осознать, что мы предназначены для того, чтобы служить Господу и достичь окончательной цели жизни, а именно кришна-премы. И вы не увидите, что большинство это примут. Только крошечное меньшинство примет это в качестве цели жизни. Вы можете приехать в Индию и спросить: «Хотите ли вы развить любовь к Богу», - многие согласятся, но когда вы назовете цену, они скажут: «Нет, не в этой жизни».

Кришна объясняет нам, как мы можем придти в Его духовную обитель. Есть разные способы думать о Господе. В этой связи великие мудрецы дали нам много советов. Например, говорится помнить о славе святого имени: нама, рупа, лила, гуна — это некоторые из способов того, как можно занять свой ум позитивно. О чем можно думать в связи со святым именем? Что Господь вложил все Свои трансцендентные энергии в святое имя. Это важно, потому что тогда вы будете знать, что святое имя неотлично от Кришны. А если вы будете это знать, вы будете более почтительно относиться ко святому имени. Материалисты не могут понять, как можно повторять одно и то же имя снова и снова. Когда материалисты слышат, как мы повторяем одно и тож имя снова и снова (Махамантра — это по сути три слова: Харе, Кришна и Рама), они думают, что нам промыли мозги.

Прабхупада в этой связи рассказывал нам одну историю. Однажды жил да был один глухой муж. Он звал свою жену: «Жена, иди сюда»! Она готовила прасад на кухне и сказала: «Я иду»! Он ничего не услышал, потому что был глухим. Он подождал какое-то время и сказал: «Жена, иди сюда»! Жена ответила: «Сейчас, через несколько минут». В конце концов, он спросил: «Ты что глухая? Ничего не слышишь»? Нас обвиняют в том, что мы промываем людям мозги и побуждаем их повторять Харе Кришна. Мы можем повторять одно и то же имя, потому что Господь вложил все Свои трансцендентные энергии в святые имена, и святое имя неотлично от Господа. Итак о святом имени мы можем думать о том, как оно неотлично от Самого Господа.

Другая вещь для медитации, которая очень важна, состоит в том, что Господь воплощается в Своем святом имени. Господь воплотился в Кали-югу в форме Своего святого имени. Мы можем думать о том, как повторение святого имени может очистить наше сердце. Наши сердца чернее, чем уголь. Почему? Потому что в нашем сердце бесконечные материальные желания, которые лежат там с незапамятных времен. Раньше были фотопленки на шестнадцать или тридцать два кадра. Потом появились цифровые фотоаппараты, которые могут хранить гораздо больше снимков. Но сердце может хранить в тысячи раз больше, чем любой цифровой фотоаппарат. И к несчастью, все эти отпечатки связаны с чувственными наслаждениями.

Поскольку наше сердце осквернено, оно не дает нам возможности ощущать высший вкус. Например, если вы болеете желтухой, и кто-то даст вам сладкого, вы не сможете ощутить его сладость. Сердце нуждается в чистке. Поэтому Чайтанья Махапрабху сказал: чето дарпана марджанам — это одно из благ, которое приносит повторение святого имени.

Затем повторение святого имени уносит все страхи. Наш ум исполнен страхов. Есть знаменитый бхаджан Говинды Даса Кавираджа: бхаджаху ре мана шри нанда нандана абхайа чаранаравинда ре — Мой дорогой ум, ты исполнен страха. Вы можете быть президентом самой могущественной страны в мире, все равно, вы исполнены страха. Одна страна боится другой, один человек боится другого, один бизнесмен боится, как бы другой не увел его бизнес. Но можно преодолеть все эти страхи, путем повторения святого имени. Потому что это повторение позволяет вам понять, что вы не окончательный контролирующий, а окончательным контролирующим является Господь. И посредством повторения святого имени мы принимаем прибежище у Господа.

Другой аспект повторения святого имени состоит в том, что это приносит бесконечное духовное наслаждение. Мы все хотим наслаждения. Что говорит Чайтанья Махапрабху в первом стихе шикшаштаки? Ананда буддхи вардханам. В прошлом году в городе Санкт Петербург мы проводили программу в большом зале. Там было два зала. Один арендовали мы, а другой арендовал кто-то для бальных танцев. Там играл оркестр, люди выпивали, и конечно, там танцевали бальные танцы. А в соседнем зале мы проводили киртан, преданные прыгали и танцевали в экстазе, а наши двери были открыты. Таким образом звуки нашего киртана доносились до них, а звуки их оркестра доносились до нас. Некоторые из этих людей из любопытства заглянули к нам. Один из них сказал одному преданному: «У нас играет оркестр, мы немного в подпитии, и поэтому мы танцуем. А вы не пьете, и все равно улыбаетесь». Преданный объяснил ему, что мы повторяем имена Бога, и это не сухая вещь, и это приносит определенное счастье. Итак, воспевание святого имени, будь то в форме джапы или в форме киртана, приносит бесконечное духовное счастье. Прабхупада объяснял, что есть предел высоты волн в океане, но нет предела высоты волн духовного океана.

Затем святое имя также устраняет греховные реакции. В Падма Пуране объясняется, что реакции на наши греховные поступки могут находится на четырех стадиях развития. Первая — это когда они дремлют в нашем сердце. Вторая — это когда они лежат в форме семени. Третья — это когда они готовы принести плоды. И четвертая — это когда они уже принесли плоды. Итак на наши греховные поступки некоторые реакции мы уже почувствовали, некоторые мы вот-вот почувствуем, некоторые дремлят, а некоторые лежат в форме семени. Но когда мы повторяем святые имена, это сжигает все реакции и позволяет нам обрести высший вкус.

Например, люди приходят в наше Движение Сознание Кришны с самым разным прошлым. Многие из них с детских пор занимались греховной деятельностью. Но благодаря повторению святого имени, они смогли ощутить высший вкус и оставить свою привязанность к низшему вкусу. Это некоторые из важных характеристик, на которые мы можем медитировать.

Затем есть рупа. Рупа относится к форме Господа. Здесь в Лос Анджелесе у вас установлены одни из самых прекрасных Божеств в ИСККОН — Их Светлости Шри Шри Рукмини-Дваракадиша. Эти Божества установил сам Шрила Прабхупада, и с самого начала здесь очень высокий уровень поклонения. Я помню, как в начале семидесятых преданные приезжали со всей Северной Америке, чтобы посмотреть на уровень поклонения Божествам.

Кришна проявляется в Своей форме Арча-виграха. Здесь в Лос Анджелесе у нас есть Божества Шри Шри Гаура Нитай, Шри Шри Рукмини-Дваракадиши и Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы. У нас в ИСККОН есть много прекрасных Божеств. Кришна проявил Себя во множестве форм. У вас есть большой выбор для того, чтобы медитировать на рупу Господа.

Затем вы можете медитировать на гуну, качества. Кришна обладает безграничными трансцендентными качествами. Эти качества описаны в Ведических произведениях, и их также можно найти в Брахма Самхите. Каковы некоторые из этих качеств? Самый красивы, самый привлекательный, самый сильный, самый отрешенный, самый знаменитый, самый богатый. Это шесть качеств Бхагавана.

Кроме этого одним из качеств Кришны является то, что любой частью Своего тела Он может выполнять функцию любой другой части. Например, как мы готовим прасад? Когда мы готовим его, мы делаем это с отношением, что мы готовим его для Господа. Затем мы предлагаем его Господу, прося Его поесть, и произнося определенные мантры. Через какое-то время мы снимаем его с алтаря, и говорим, что Господь поел. Но имперсоналисты, которые не верят в трансцендентные качества Господа говорят: «Посмотрите на этих глупых вайшнавов. Они говорят, что Господь поел, но все так и осталось лежать на подносе». Когда едим мы с вами, в результате этого тарелка опустошается. Но когда ест Господь, прасад остается в целости и сохранности. Как же Господь поел? Он ест при помощи глаз и ушей. Ушами Он слушает молитвы Своих преданных, а глазами Он видит прасад. И не только это. В прасаде есть слюна Господа.

Иногда кто-то может плюнуть на вас во время разговора, и вы почувствуете себя очень оскорбленными. Но пища, которую мы едим, смешана со слюной Господа. Итак, еще одним качеством Господа является то, что Он может любой частью Своего тела выполнять функцию любой другой части.

Когда Господь желает творить, Он говорит: «Да будет мир сотворен», - и творение происходит. Вы можете сказать: «Да построится здесь небоскреб», - и он возникнет? Нет, даже для того, чтобы приготовить чапати, ее нужно сделать своими руками. Но Господь просто проявляет желание, и творение происходит.

Другое качество Господа состоит в том, что хотя Он расположен в одном месте, Он всепроникающий. Он в духовном мире, но Он все равно всепроникающий. Например, Солнце находится на одном месте, но все равно мы видим его сияние повсюду.

Другое качество Господа состоит в том, что Он наистарейший, но выглядит вечно юным. Когда мы говорим о старике, что мы себе представляем? Седые волосы, сгорбленный, руки дрожат, ходит с палочкой. Но Кришна Ади Пуруша, изначальная личность. Но Он вечно выглядит молодым: адйам пуранам пурушам нава-йауванаш ча.

Мы можем думать, как Он всепроникающий, как Он меньше меньшего, больше большего. В большинстве религий говорится, что Бог велик. Но насколько Он велик — эту информацию можно извлечь только из Ведических произведений. Это гуна, качества.

Затем есть лила, игры. Есть множество чудесны игра Господа, которые описаны Вьясадевой в Десятой Песне Бхагаватам. Сперва Вьясадева представляет там бал-лилу Господа. Потому что когда вы читаете о детских играх Кришны, у вас не остается никаких сомнений в том, кто такой Кришна. И только этого он описывает раса-лилу. Поэтому к тому времени, когда читатель доберется до раса-лилы, у него не останется никаких сомнений относительно того, кто такой Кришна. Когда вы видите эти профессиональные бхагавата-саптаха, они начинают с Раса Лилы. Почему они пропускают первый день? Потому что люди хотят тоже иметь подружек. Они не понимают, что гопи вечные преданные, которые делают все только для того, чтобы служить Кришне. Итак, есть много лил для медитации. Таковы некоторые из путей того, как думать о Кришне: нама, рупа, гуна, лила.

Затем Кришна говорит: «Стань Моим преданным». Вы уже все стали преданными Кришны? В действительности, мы идем по пути, который приведет нас к преданности, но мы еще не стали по-настоящему преданными. Например, когда вы поступаете в мединститут, вы станете врачом, но при условии, что вы успешно сдадите все экзамены и окончите интернатуру. Но по крайней мере, вы стараетесь стать преданными. Конечно все находятся на разных уровнях. Кто-то читает один круг, кто-то восемь, кто-то шестнадцать, кто-то инициирован, но по крайней мере вы все едете по верному пути. Как например, на шоссе есть полоса для автомобилей, движущихся медленно, полоса для тех, кто едут побыстрее, для тех, кто едут совсем быстро.

Итак Кришна говорит, чтобы мы стали Его преданными. А какая этому есть альтернатива? Если вы не отдадите свою любовь Господу, вы отдадите ее кошкам и собакам. Но иногда люди думают, что им придется от всего отказаться: от семьи, от работы, но мы просто должны делать все это цивилизованным образом. Кришна не сказал Арджуне не сражаться. Он сказал: «Исполняй свои обязанности воина, посвятив мне свои ум и разум». Итак, поначалу у людей могут быть сомнения, но когда они познакомятся с сознанием Кришны поближе, они увидят, что это очень практичная философия. Она предусматривает, что вы будете жить упорядоченной жизнью, и это позволит вам быть более здоровым. Сегодня многие люди болеют, и причиной многих заболеваний являются дурные привычки. Но если вы будете вести упорядоченный образ жизни, вы ничего не потеряете.

Итак Кришна говорит: «Стань Моим преданным». Но часто мы хотим стать преданными, но мы боимся. Чего мы боимся? Мы боимся предаться. Однажды преданный сказал мне: «Я боюсь повторять шестнадцать кругов». Я спросил: «Почему»? Он сказал: «Я боюсь, что если я буду повторять шестнадцать кругов, я потеряю вкус к бизнесу и всему остальному». Я сказал: «Ты не потеряешь вкус, просто делай это для Кришны». Он попробовал, и понял, что его первоначальный страх был неверным.

Когда вы становитесь преданным Кришны, вы узнаете, кто является окончательным наслаждающимся, кто является окончательным владельцем, и кому нужно служить.

Затем Он говорит: «Поклоняйся Мне». Мы поклоняемся Господу. Как мы поклоняемся Господу? Мы поклоняемся Ему, повторяя Маха Мантру. Мы поклоняемся Господу, когда следуем Его наставлениям, а не просто, когда мы предлагаем ему цветы. Кришна говорит: харер нама харер нама харер намаива кевалам калау настйева настйева настйева гатир анйатха. Кришна говорит: «Поклоняйся Мне, и выражай Мне свое почтение». И если мы будем делать эти четыре вещи, мы без сомнения придем к Нему.

В чем состоит наша трагедия? Наша трагедия состоит в том, что мы не хотим идти к Кришне. Это Кунтхалока. Это означает, что материальный мир — это большая тюрьма, в которой мы все заключенные. Кто-то может сидеть в камере первой категории, кто-то второй, кто-то третьей, но мы все заключенные. И здесь никто не может избежать семи видов страданий. Сегодня я читал газету в самолете, и там было написано, что в Небраске сильная засуха. Например, в Калифорнии у вас случаются землетрясения. У вас может быть самая продвинутая техника, но означает ли это, что природные катастрофы не будут происходить? Затем свободен ли кто-то от рождения, старости и болезней? Нет.

Конечно современные технологии облегчают вам возможность получения чувственных наслаждений. В свое время вам нужно было ходить в кинотеатры, но теперь фильмы можно смотреть даже в самолете. Кто в свое время мог мечтать о том, что появятся мобильные телефоны? Сперва по телефонам можно было только разговаривать. Но теперь у них есть множество функций. Вы можете снимать видео, делать фотографии и т.  д. Мы не против технологии но она должна использоваться для служения Господу. Например, на свои мобильные телефоны преданные фотографируют Божества.

Кришна говорит: «Выбирайтесь из этого материального мира и возвращайтесь в духовный мир». И как можно вернуться в духовный мир? Посредством метода повторения святых имен. Повторение святых имен — это самый важный шаг на пути к тому уровню, когда вы всегда сможете думать о Кришне. Прахлада Махараджа сказал: шраванам киртанам вишну-смаранам. Он сказал: «Сперва повторяйте и слушайте, потом вы сможете помнить». Итак, стать преданным Кришны означает делать то, что Он от нас хочет, и в Кали-югу Кришна воплощается в форме Своего святого имени. И средством для духовного развития является привязанность к святому имени. Мы должны признать, что святое имя — наша самая большая ценность. И мы должны стараться привязаться ко святому имени. Почему мы просим людей повторять 16 кругов? Мы просим повторять 16 кругов, потому что если вы будете это делать, велика вероятность того, что вы останетесь на духовном пути. Будет хорошая вероятность, что у вас будут силы побеждать майю.

Например, больному предписывают определенную дозу лекарства. Такова доза, которую дали нам великие мудрецы, чтобы мы смогли отражать нападения иллюзорной энергии. Итак, сознание Кришны — это настоящая вещь. Это не какая-то вымышленная философия. К сожалению, в наши дни есть очень много так называемых махатм, которые дают большие проповеди и т.  д. Но мы должны смотреть на то, что говорит Кришна, и чему учат священные писания.

Пожалуйста, примите сознание Кришны серьезно. По меньшей мере, вы движетесь в правильном направлении. Но на вашем пути будет встречаться множество препятствий, большое сопротивление со стороны иллюзорной энергии. Нам нужна решимость, чтобы развиваться духовно. Рупа Госвами дал нам очень замечательную книгу под названием «Нектар Наставлений». В Нектаре Наставлений он говорит, что существуют определенные факторы, благоприятные для духовного развития, и один из этих факторов — решимость. И мы должны быть решительно настроены добиться успеха на духовном пути.

В Бхагавад Гите Прабхупада дал нам очень простой пример. Океан похитил у воробьихи яйца. Воробьиха попросила его вернуть яйца, но он отказался. Она сказала, что если он не вернет яйца, она иссушит его. Сколько воды воробьиха может унести в клюве? Поэтому для нее задача осушения океана заняла бы миллионы жизней. Но она была решительно настроена выполнить такую невыполнимую задачу. И тогда молва донеслась до Гаруды, и Гаруда пришел к ней на помощь.

Поэтому если вы будете прилагать усилия в сознании Кришны... Кришна говорит в Бхагавад Гите: «Для тех, кто поклоняется Мне с преданностью, я сохраняю то, что у них есть, и даю им то, чего им не достает». У нас может быть множество недостатков, но если мы будем прилагать усилия стать сознающими Кришну в этой жизни, Кришна нам поможет.

Поэтому, пожалуйста, будьте решительны, и решительность также развивается благодаря повторению Харе Кришна Маха Мантры. Харе Кришна.

В. Иногда люди спрашивают: «Вы практикуете сознание Кришны уже столько лет. Почему вы все равно заболеваете и сталкиваетесь с другими трудностями»?
О. Стать сознающим Кришну не означает, что вы не заболеете, не состаритесь и не умрете. Стать сознающим Кришну не означает, что вы говорите Ему: «Больше никаких материальных страданий». Когда вы становитесь сознающим Кришну, вы сжигаете свои греховные реакции, но мы совершили зиллионы и зиллионы грехов. Поэтому для того, чтобы все сгорело, потребуется время. Как в случае этого вентилятора. Если вы выключите его, он не остановится сразу. Прабхупада приводил пример, что районный суд может приговорить вас к определенному наказанию, но если вы обратитесь в высшую инстанцию, там могут уменьшить наказание, но не оправдают полностью. Подобным образом, когда вы приходите к сознанию Кришны, ваши греховные реакции уменьшаются, но не сводятся к нулю. А если бы мы не болели, не старели и не умирали, мы бы все упали в майю. Поэтому это милость Кришны, что Он дает нам эти ситуации, чтобы мы осознали, что это по-настоящему место страданий.

В. Несмотря на то, что мы повторяем святые имена, мы все равно исполнены страхов. Почему? И почему несмотря на то, что Кришна лично присутствовал во Вриндаване, преданные боялись демонов?
О. Привязанность бриджабаси к Кришне была очень велика. Как, например, Мама Яшода всегда беспокоилась о благополучии Кришны. Она боялась, как бы кто ни напал на Кришну, как бы с Ним что-нибудь не случилось. Конечно, благодаря йога-майе они не знали, что Кришна Всевышний Господь. Только Баларама знал, что ничто не может произойти с Кришной. Прабхупада говорил, что у вас может быть много видов взаимоотношений с Господом, но лучший вид взаимоотношений — это относиться к Господу как к своему сыну. Потому что если вы будете относиться к Нему как к своему сыну, вы не будете просить Его ни о чем, вы будете служить ему.

Относительно вашего второго вопроса, почему у нас есть страх. Тот факт, что мы стали на путь преданного служения, не означает, что мы уже стали чистыми преданными. И поскольку у нас еще столько несовершенств, мы испытываем страх и т.  д. И по мере духовного продвижения, ваш страх будет убывать.

В. Мы неофиты. Как лучше развиваться?
О. Несомненно, нашей целью должно быть духовно развиваться. И как это делать, - написано черным по белому. Нам нужно хорошо повторять свои круги, общаться с преданными, читать книги, следовать духовным стандартам, данным нам духовным учителем и садху. Это не трудно. Преданное служение очень нектарное. И по мере служения вы будете все больше и больше ощущать его сладость. К несчастью, все не признают, что оно сладкое. Несколько лет назад в Кока Коле был лозунг: «Это настоящая вещь». Мы признаем, что настоящая вещь — это сознание Кришны.

В. Как во время работы помнить о Кришне:
О. Во введении к Бхагавад Гите Прабхупада приводит пример. Замужняя женщина, у которой есть любовник, внешне будет добросовестно выполнять свои обязанности, но внутренне будет думать о чем-то другом. Подобным образом, внешне вы можете быть руководителем, студентом или домохозяйкой, но внутри все равно думать, что вы делаете это для Кришны. Кришна говорит: «Что бы ты ни делал, делай это как подношение Мне». Конечно вы можете сказать, что говорить легко. Однако, есть поговорка, что практика приводит к совершенству.

В. Можно ли после 16 кругов повторять в уме?
О. Когда вы заканчиваете 16 кругов на джапа-мале, вы можете повторять в уме или физически, как хотите. Но 16 кругов нельзя повторять в уме. В 1975 году я был с Прабхупадой в Дели. Одна женщина пришла к нему на даршан. Он, как обычно, просил всех повторять святые имена. Она сказала, что она повторяет все время. Прабхупада сказал, что это очень хорошо, и спросил, как она повторяет. Она сказала, что повторяет все время в уме. Прабхупада спросил, почему бы ей, когда она голодна, также ни есть в уме.

В. По мере практике преданные иногда начинают гордиться. Почему?
О. Да, я стал великим ДжиБиСи, гуру или Президентом Храма. Чайтанья Махапрабху объясняет это Санатане Госвами. Лиану преданности начинают поливать, и она начинает расти. Но иногда рядом с лианой преданности также растут нежелательные сорняки. И если вы не будете выпалывать эти сорняки, то они заберут всю воду. Поэтому мы должны окружать себя обществом преданных. И это поможет нам выпалывать сорняки. Подобно тому, как мы подходим к зеркалу, для того чтобы посмотреть, как мы выглядим, мы не можем сами определить свои недостатки. Но если вайшнавы не будут делать нам замечания, как мы сможем исправиться?

В. Как сделать повторение святых имен наиболее эффективным?
О. Его можно сделать наиболее эффективным, если вы будете выделять время для того, чтобы исключительно повторять джапу. Например, когда вы едите прасад, вам не нравится, когда вам звонят по телефону. Чем серьезнее мы будем относиться к джапе, тем лучше будет результат.