foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

Статьи и обзоры nachodki.ru

 Прабхупада жил в хижине, переводя книги, и Прабхупада хотел, чтобы мы изучали эти книги. Прабхупада говорил, если вы распространите кому-нибудь книгу, и он спросит, о чем, а вы не будете знать, это не будет выглядеть хорошо. И Прабхупада говорил, что когда мы изучаем эти книги, Кришна очень доволен, потому что Он видит, что человек старается Его понять. Мы изучаем эти книги для того, чтобы понять Кришну и Его учение. Например если кто-то знает, что вы обожаете его, он очень доволен. Подобным образом, когда мы изучаем эти книги, Кришна доволен, потому что Он видит, что этот человек старается Его понять, и тогда Он говорит: «Хорошо, Я дам ему разум для того, чтобы понять Меня».

Как в этой же главе несколько дней назад вы читали стих, в котором Кришна говорит, насколько человек предается Ему, Он вознаграждает его соответственно. Это означает, что Кришна пропорционально нашей преданности дает нам разум и решимость для того, чтобы служить Ему. Как в повседневной жизни мы знаем, что сколько мы заплатим, на столько и получим. Это принцип экономики. Заплатите большую цену и получите качественный товар, заплатите меньшую и получите китайский. Поэтому когда Кришна видит, что какой-то человек или группа людей действительно стараются понять, что Он говорит в этих книгах, Он остается доволен и дает нам разум, при помощи которого мы сможем Его понять.

Чайтанья Махапрабху обратил стойкого имперсоналиста Сарвабхауму Бхаттачарью на путь персонализма в Джаганнатха Пури. После этого Он попросил у него разрешение отправиться в путешествие по Южной Индии. Говорится, что Господом не может управлять никто, кроме Его преданного. В Нектаре Преданности Рупа Госвами дает нам некоторые характеристики преданного служения, и одна из них состоит в том, что чистое преданное служение — это единственное средство привлечь внимание Кришны, и что оно редко достижимо. Кто-то может спросить, что если преданное служение редко достижимо, почему вы хотите, чтобы я занимался преданным служением. Оно редко достижимо, потому что это средство, посредством которого можно пленить Кришну. А любит ли кто-то попадать другому в плен, или подчиняться? Нет! Поэтому Кришна очень избирателен, поэтому только тогда, когда Он видит, что человек искренен, Он позволяет ему заниматься преданным служением, и позволяет ему контролировать Его.

Описывается, что Сарвабхаума Бхаттачарья, стойкий имперсоналист, был воплощением Брихаспати. Но затем, когда Господь Чайтанья попросил у него разрешение отправиться в паломничество, он ответил: «Пожалуйста, останься еще на пять дней». И хотя Господь уже был готов отправиться в паломничество, Он остался еще на пять дней, чтобы сделать приятное Своему преданному. И часто мы видим, что преданный старается доставить удовольствие Господу, а Господь старается доставить удовольствие Своему преданному.

В конце концов, Господь Чайтанья отправился в путешествие, и оно было особенно замечательным, потому что когда Господь был в Навадвипе, Он еще не проявил свои божественные лилы в полной мере. Но когда Господь Чайтанья отправился в Южную Индию, Он в полной мере проявил Свои божественные качества и обратил все тамошнее население на путь вайшнавизма. Говорится, что люди приходили издалека, чтобы посмотреть, как Он поет и танцует, и видя это, они тоже вдохновлялись петь и танцевать. И когда они возвращались домой, другие, видя как они поют и танцуют, тоже начинали петь и танцевать. Таким образом, все население Южной Индии стало вайшнавами. Даже сегодня в главных храмах Южной Индии можно найти свидетельства того, что их посещал Господь Чайтанья.

Во время Своего путешествия Он остановился в доме одного преданного по имени Курма. Брахман Курма выразил желание покинуть дом. Но Господь Чайтанья сказал ему, что он может оставаться дома, и дал ему пять главных составляющих преданного служения. Он сказал ему, что если он будет следовать этим наставлениям, он не будет разлучен с Ним, а Он не будет разлучен с ним.

Первым наставлением было повторять Харе Кришна Маха Мантру. Вторым было каждый день читать Бхагавад Гиту и Бхагаватам. Поэтому в соответствии с этим наставлениями, ачарьи в нашей цепи ученической преемственности ввели правило читать Шримад Бхагаватам каждое утро, а Бхагавад Гиту каждый вечер. Сейчас в ИСККОН мы видим, что большинство преданных живут дома. В самом начале нашего движения большинство преданных жили в храмах. Но нам нужно следовать этому принципу, где бы мы ни находились. Конечно в храмах преданные изучают Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиту, но те, кто живут дома, тоже должны это делать. Господь Чайтанья говорит, что если вы будете изучать книги, Он будет находиться вместе с вами. Вы хотите быть вместе с Господом? Тогда нужно заплатить. Кришна говорит:

сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва папебхйо
мокшаишйами ма шучах

оставь все виды религиозности, и просто предайся Мне.

Затем в другом стихе восемнадцатой главы Кришна говорит: «Ты придешь ко мне без сомнений». Может ли кто-либо в материальном мире дать стопроцентную гарантию? Вы можете обратиться к лучшему хирургу в мире, сможет ли он гарантировать стопроцентный успех операции? Нет. Даже если врачи и гарантируют вам стопроцентный успех операции, они все равно возьмут с вас расписку в том, что если что-нибудь пойдет не так, они за это не будут отвечать.

Но Кришна гарантирует нам, что мы придем к Нему. Но что является ценой за это? Ман мана бхава мад бхакто мад йаджи мам намаскуру — Думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и выражай Мне свое почтение.

Причина, по которой мы говорим об этом, состоит в том, что когда мы стараемся изучать эти книги, мы следуем наставлениям Кришны стать Его преданными и думать о Нем. Стать преданным Кришны в Кали-югу не так то просто. Потому что майя всегда старается сбить нас с толку. И Кришна говорит об этом Сам в Бхагавад Гите: «Эту Мою иллюзорную энергию трудно преодолеть». Но каково же решение? Однако, Кришна говорит, что если мы предадимся Ему, мы сможем преодолеть влияние иллюзорной энергии.

Когда мы читаем книги, то это становятся нашими усилиями предаться Господу, и чем больше мы будем обладать духовным знанием, тем больше у нас будет сил сопротивляться майи. Как, например, в битве необходимо должным образом вооружиться, и тогда вы сможете победить. Подобным образом в нашем сражении с майей необходимо должным образом вооружиться пониманием философии. Тогда наш разум станет острым, и при помощи его мы сможем отличить хорошее от дурного.

В первой песне Шримад Бхагаватам мы читаем о том, что после того, как Господь покинул эту планету, Его вечный спутник Арджуна испытывал печаль. И он начал вспоминать ситуации, в которых он добивался успеха только благодаря помощи Кришны.

Например, когда пришло время выдавать замуж Драупади, ее отец поставил перед потенциальными женихами практически невыполнимую задачу. Под потолком было подвешено вращающееся колесо, а над ним была закреплена рыба. И претенденту нужно было стрелой через колесо пронзить глаз этой рыбы, глядя на отражение ее в колеблющейся воде. И Арджуна смог это сделать по милости Кришны. Затем Арджуна вспомнил, что когда они были в ссылке, и их дом охватил пожар, и как они смогли убежать через подземный ход по совету Видуры по милости Кришны.

Итак, Арджуна начал вспоминать все эти ситуации, в которых он добивался успеха по милости Кришны. После этого Арджуна начал медитировать на наставления Кришны из Бхагавад Гиты. И после этого Арджуна почувствовал, что Кришна опять рядом с ним.

В своих комментариях к этой главе Прабхупада говорит, что подобно тому, как Арджуна начал медитировать на наставления Кришны из Бхагавад Гиты, мы тоже должны медитировать на наставления Кришны из Бхагавад Гиты. И если мы будем делать это, мы почувствуем, что Кришна находится прямо рядом с нами. И Арджуна также почувствовал счастье. Подобным образом, мы тоже будем испытывать счастье, если будем постоянно медитировать на наставления Кришны из Бхагавад Гиты.

Поэтому очень важно изучать Бхагавад Гиту и Бхагаватам. В Чайтанья Чаритамрите мы читаем о том, что когда Господь Чайтанья путешествовал по Южной Индии, Он пришел в исторический храм в Шри Рангаме. Там Он увидел необразованного брахмана, который читал Гиту, и слезы текли из его глаз. Конечно, Господь Чайтанья смог распознать, что это были признаки чистой любви к Богу. Господь Чайтанья обратился к этому необразованному брахману: «Что вызывает у тебя эти признаки экстаза»? И когда Господь разговаривал с ним, Он увидел, что некоторые из собравшейся толпы, смеялись и подшучивали над этим брахманом, который читал Гиту каждый день в одном и том же месте.

Брахман сказал следующее: «Я живу в этой деревне и я не образован. И все знают, что я не образован. Мой духовный учитель сказал мне читать восемнадцать глав Бхагавад Гиты каждый день. Поэтому я делаю это. Некоторые слова я произношу правильно, а некоторые неправильно. И поскольку люди знают, что я не образован, они смеются надо мной, думая, что я выставляю себя как большого пандита. Но я просто следую наставлениям своего духовного учителя. И поскольку я не образован, я многие стихи даже не понимаю». Господь Чайтанья остался очень доволен. Он обнял его и сказал: «Ты воистину понял суть Бхагавад Гиты». И в комментарии Прабхупада объясняет, что это пример человека, следовавшего наставлениям своего духовного учителя, в результате чего Господь пришел лично увидеть его.

Прабхупада тоже хотел, чтобы мы читали Гиту каждый день, и замечательно, что преданные делают это по всему миру. Я знаю, что преданные проходят курсы Бхакти-шастри. Сейчас у нас есть несколько онлайн курсов по Бхагавад Гите. И изучая Гиту, вы сможете лучше понять Бхагаватам и Чайтанья Чаритамриту. Прабхупада говорил, что Гиту можно сравнить со средней школой, Бхагаватам с колледжем, а Чайтанья Чаритамриту с аспирантурой. Заключение Бхагавад Гиты и Бхагаватам одинаково. Что способом привлечь внимание Кришны является преданное служение.

Сегодня у нас тоже очень известный стих из Бхагавад Гиты.

Чатур варна майа срищтхам
гуна карма вибхагашах

тасйа картавам апи мам
видхй акартарам абхйайам

ПЕРЕВОД

В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью, сопряженной с ними, Я создал четыре класса общества. И хотя Я творец этой системы, ты должен знать, что, будучи неизменным, Я не принадлежу к ней.

КОММЕНТАРИЙ

Господь творец всего. Все рождается из Него, все Им поддерживается, и после уничтожения, все покоится в Нем. Поэтому Он является творцом общественного деления на уклады жизни, начинающиеся с класс разумных людей, называющихся брахманами, поскольку они находятся в гуне благости. Затем идет класс руководителей, называемых кшатриями, поскольку они находятся в гуне страсти. Торговцы, называемые вайшьями, находятся в смешанных гунах страсти и невежества. А щудры, рабочий класс находятся в гуне невежества.

Несмотря на создание этих четырех укладов общества, Кришна не принадлежит ни к одному из этих укладов, потому что Он не является одной из обусловленных душ, которые составляют человеческое общество. Человеческое общество подобно любому обществу животных, но Господь создал это деление общества на классы для систематического развития сознания Кришны. Склонность человека к определенному роду занятия определяется теми материальными гунами, под которыми он находится. Такие признаки человека, находящегося под влиянием трех гун материальной природы описаны в восемнадцатой главе этой книги.

Однако, человек в сознании Кришны находится даже выше брахманов. Все брахманы, согласно их качествам, должны знать о Верховном Брахмане, высшей Абсолютной Истине. Большинство из них обращаются только безличному проявлению Брахмана Господа Кришны. Но человек, который поднимается над ограниченными познаниями брахмана, достигает уровня познания Верховной Личности Бога, Шри Кришны, становится личностью в сознании Кришны, или другими словами вайшнавом.

Сознание Кришны включает в себя знание всех полных экспансий Господа Кришны, а именно Рамы, Варахи, Нрисимхи и т.  д. И поскольку Кришна трансцендентен к этим классам человеческого общества, человек в сознании Кришны также трансцендентен ко всем классам человеческого общества, будь это деление на сообщества, страны или расы.

ЛЕКЦИЯ

Как мы говорили, это очень знаменитый стих из Бхагавад Гиты. И Кришна говорит, что Он создал четыре класса человеческого общества. Итак, существует четыре социальных и четыре духовных уклада общества, которые составляют варнашраму. Брахманы, кшатрии, ваьшьи и шудры составляют варны. Затем есть грихастхи, ванапрастхи, брахмачари и санньяси, которые составляют четыре ашрама.

Очень важно, чтобы в человеческом обществе было это деление на социальные и духовные уклады. В обществе, в котором нет такого деления, никогда не может быть мира. Например, брахманов сравнивают с головой тела. Кшатриев сравнивают с руками, вайшьев с желудком, а шудр с ногами. Вы когда-нибудь видели, чтобы человек ходил без головы? Можно встретить людей без глаз, без рук, без ушей, с поврежденными легкими или почками, но может ли кто-то жить без головы? Может быть, разве в кино. Подобным образом, невозможно иметь общество без брахманов. Брахманы должны вести общество к совершенству.

В Ведической системе существовали подлинные брахманы. У правителей были советники, которые были подлинными брахманами. У современных политических лидеров тоже есть советники, но эти советники небрахманы. Что же делает человека достойным быть брахманом? Что делает человека быть достойным называться кшатрием, вайшьей или шудрой? Это определяется не на основе рождения, а на основе квалификации. И Кришна в этом стихе использует слово гуна, что означает качество. Это важно понять, потому что наши ачарьи сражались для того, чтобы установить в обществе, что человек становится брахманом не по рождению, а по квалификации. Прабхупада часто приводил пример, что вы можете быть сыном судьи, но это не означает, что вы стали судьей. Если вы получите соответствующую квалификацию, тогда вы станете судьей. Подобным образом если ваш отец — врач, но вы не имеете квалификации врача, вы не будете врачем.

Итак, мы становимся брахманами на основе гуны, квалификации. Когда Прабхупада основал это движение, и многих преданных сделал брахманами, некоторые так называемые кастовые брахманы в Индии начали говорить: «Бхактиведанта Свами портит нашу культуру. Он дает млеччзам брахманическое посвящение». Но в ответ Прабхупада процитировал писания, включая этот стих, что человек становится брахманом по своим качествам, а не по рождению. Бхактисиддхантаджи и его отец Бхактивинод Тхакур были первыми, кто утвердили в обществе, что человек становится брахманом по качествам, а не по рождению.

Однажды, Бхактивинода Тхакура пригласили выступить перед брахманами в Калькутте. Бхактивинод Тхакур был одним из самых выдающихся интеллектуалов своего времени, но он был нездоров, и он послал туда Бхактисиддхантаджи, который также был выдающимся ученым. Бхатисиддхантаджи начал свою речь, восхваляя роль брахмана. А после этого он начал цитировать стихи из писаний о том, что человек становится брахманом по качествам, а не по рождению.

Наша философия такова, что человек становится брахманом на основе гуны, а не джанмы. И Кришна ясно утверждает это. Он утверждает, что на основе качеств, человек становится брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой.

Качества брахмана описываются в восемнадцатой главе Бхагавад Гиты.

Шамо дамо тапо шаучам
шантир арджава эва ча
гьянам вигьянам астикьям
дхарма карма свабхава джа

Это сорок второй стих восемнадцатой главы Бхагавад Гиты, где Кришна объясняет качества брахмана. Шамо, брахман должен быть умиротворенным. В книге «Кришна» мы читаем историю о том, как Рукмини против ее воли собирались выдать замуж за Шишупалу. Но она хотела выйти замуж за Кришну. Поэтому она послала брахмана к Кришне с посланием: «Пожалуйста, спаси меня»! Кришна встретил брахмана и спросил его, умиротворен ли его ум. Потому что если ум не умиротворен, невозможно культивировать духовную жизнь. Одна из реальных ситуаций в материальной жизни такова, что даже если вы богаты, ваш ум не умиротворен. Много лет назад в Америке проводился опрос, что есть такое в жизни, чего бы вы хотели, но что не возможно купить за деньги. И ответом номер один было спокойствие ума.

С другой стороны, когда человек начинает культивировать духовную жизнь, и правильно сосредоточен только на духовной цели, он всегда будет умиротворенным. Итак, одним из качеств брахмана является умиротворенность.

Затем дамо, должен быть самоконтроль. У нас есть пример брахманов из Рамаяны. Мы видим, что когда Господь Рама вернулся из ссылки и начал править миром из Своей столицы Айодхьи, у Него была группа советников-брахманов, и однажды, он раздал все драгоценности, которые были у Ситы, брахманам. Брахманы приняли дары и затем вернули их обратно Господу. Можно этого ожидать от сегодняшних брахманов?

Брахманы необходимы в обществе. Прабхупада хотел, чтобы в нашем Обществе тоже были брахманы. Поэтому людей вдохновляют изучать книги и становиться брахманами.

Затем кшатрии. Кшатрии это руководящий класс. И каковы обязанности кшатриев? Руководить обществом и защищать более слабых членов общества. Когда Прабхупада был на планете, Америка воевала со Вьетнамом. Прабхупада сказал, что они посылают шудр выполнять работу кшатриев, поэтому многие погибли. Кшатриев обучают руководить и сражаться.

Затем есть вайшьи, которых сравнивают с желудком. Их сравнивают с желудком, потому что вайшьи должны заниматься сельским хозяйством, заботиться о коровах и заниматься бизнесом. Корова — одна из наших семи матерей. Ее нужно защищать. Корова — это самое невинное животное. Она дает нам самую здоровую пищу, молоко. Я помню, как несколько лет назад в Канаде молочная промышленность устроила большую рекламную кампанию под названием: «Молоко — самая совершенная пища». Молоко — это самая совершенная пища. У нас есть доказательство того, что в прошлом мудрецы жили только на молоке. Даже сегодня, человек, если захочет, может жить, питаясь одним молоком. И что является источником молока? Корова.

Затем есть шудры. Шудр сравнивают с ногами. Подобно тому, как ноги поддерживают все тело, шудры предназначены для того, чтобы служить трем остальным варнам.

Это деление общества совершенно естественно. Совершенно естественно иметь в обществе класс интеллектуалов, класс руководителей, класс торговцев, и класс рабочих.

Затем, когда говорится о варнашраме, говорится также о четырех ашрамах, а именно о брахмачариях, грихастхах, ванапрастхах и санньяси. В ашраме брахмачари человек соблюдает безбрачие, работает на духовного учителя,полностью посвящен миссии Господа и занят служением Господу.

Затем есть грихастха-ашрам. Ашрам — это ситуация, в которой цель жизни человека — самоосознание. Поэтому если человек пожелает, в определенном возрасте он может жениться. Но в грихастха-ашраме человек тоже живет в соответствии с религиозными принципам. Например, в Седьмой Песне Бхагаватам приводится замечательное объяснение грихастха-ашрама. И целью является самоосознание. Если вы посмотрите на спутников Господа Чайтаньи, многие из них были грихастхами. Суть в том, что если человек живет согласно религиозным принципам, человек может духовно развиваться даже в грихастха-ашраме.

Затем есть ашрам ванапрастхи. В определенном возрасте вы отходите от активной жизни грихастхи, и вы увеличиваете свою преданность Господу. Вы странствуете по различным местам паломничества и в конечно итоге принимаете санньясу. Но санньяса не очень то рекомендуется в этот век Кали. В нашем ИСККОН очень строгие процедуры для принятия санньясы.

Итак, в Бхагавад Гите описаны три гуны материальной природы: благость, страсть и невежество. Кришна говорит, что как только живое существо соприкасается с материальной природой, оно попадает под влияние трех гун Прабхупада говорил, что три основных цвета: красный, желтый и зеленый, - смешиваясь, производят все остальные цвета. Подобным образом, смешиваясь, эти три гуны побуждают нас к самым разнообразным действиям, вызывают самые разнообразные желания. И какова природа материальных желаний? Они никогда не удовлетворяются. Вы продолжаете желать все большего и большего. В Бхагаватам есть хороший пример. Иногда у вас что-то чешется. Вы чешете это место немного, но после этого оно начинает чесаться еще сильнее.

Благость, несомненно, лучше, чем другие, потому что у вас есть какое-то знание, но у вас также есть ложное чувство удовлетворенности. Вы думаете, что знаете, что хорошо. И конечно, в благости вы избегаете грубых греховных поступков.

В гуне страсти вы очень напряженно трулитесь, вы привязаны к плодам своего труда, вы хотите наслаждаться его плодами, как можно видеть в сегодняшнем обществе. А в невежестве вы бездеятельны, ленивы, много спите и т.  д.

Но Кришна говорит, чтобы мы поднялись выше благости. Он говорит, что пока вы будете находиться в материальных гунах, между ними будет продолжаться состязание: иногда будет побеждать благость, иногда страсть, а иногда невежество. Поэтому Кришна говорит, чтобы мы поднялись над тремя гунами и поднялись на уровень чистой благости. Чистая благость — это то, чему всех обучает это Движение Сознания Кришны. Неважно, живет ли человек дома или в храме, наша цель — побуждать всех подняться на уровень чистого преданного служения. Чистое преданное служение поднимается над гуной благости, и восходит на уровень чистой благости.

Какова же разница между чистой благостью и просто благостью? В благости вы поживаете лучше, чем в других гунах, но вы не отказываетесь от концепции чувственных наслаждений. Вы может быть, отказались от грубых чувственных наслаждений, но все равно, концепция материального счастья присутствует. Как, например в Индии можно встретить очень благочестивых людей, которые следуют строгим правилам, но у них также есть свои представления о материальном счастье. В то время как в чистой благости ваша цель — это удовлетворить Господа. Поэтому Чайтанья Махапрабху объяснил Санатане Госвами шесть принципов шаранагати. Здесь в Канаде рядом с Ванкувером у нас есть ферма «Шаранагати». Но на самом деле Шаранагати означает принять прибежище или предаться.

Каковы же шесть принципов шаранагати? Первое это принимать то, что благоприятно для преданного служения. Например, в наши дни люди очень заботятся о своем здоровье. Поэтому, когда мы приходим к духовной жизни, мы хотим отвергать нежелательное и принимать желательное.

Второе — это отвергать неблагоприятное для духовного развития. Это нетрудно понять, если бизнесмен видит, что сделка принесет ему убытки, он не будет ее заключать. Если вы знаете, что если что-то съедите, это навредит вашему здоровью, вы не будете это есть. Поэтому вы принимаете благоприятное и отвергаете неблагоприятное.

Затем Кришна говорит принять Господа своим защитником. Ракхе кришна маре ке маре кришна ракхе ке — кого Кришна хочет защитить, никто не сможет уничтожить, кого Кришна хочет уничтожить, никто не сможет защитить.

Затем иметь полную веру в то, что Кришна будет обеспечивать вас всем необходимым.

Затем полное предание себя. Это означает, что вы согласуете свои желания с желаниями Господа. Когда мы приходим в сознание Кришны, это не означает, что у нас не остается желаний, и мы становимся подобными роботам. У нас есть желания, но они основаны на желаниях Господа. Обычно, когда люди обращаются к духовности, они думают, что Бог должен исполнять мои желания. Но наша философия полностью противополжная.

И шестой принцип — это смирение. Господь Чайтанья сказал нам, чтобы мы повторяли святые имена все время. Но для того, чтобы находиться в таком положении требуются определенные вещи:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харихш

Итак, Чайтанья Махапрабху вкратце описал нам шесть принципов шаранагати, и мы должны воспользоваться этим, потому что это окончательная цель изучения этих книг: предаться Верховной Личности Бога, который является причиной всех причин.

Кришна говорит, что хотя Он является создателем этих классов, мы должны знать, что Он выше всего этого. Криш.а не принадлежит этому материальному миру. Джанма карма ча ме дивьям Когда Кришна нисходит в этот мир, Он делает это по Своей свободной воле и уходит тоже по Своей свободной воле. Принципы варнашрамы установлены по воле Господа. Они основаны на принципе квалификации, и для того, чтобы в обществе воцарились счастье и покой, очень необходимо это деление людей на варны и ашрамы.

И если мы будем изучать Бхагавад Гиту, наш разум будет становиться острее. Если у вас острый нож, вам будет легче резать. Подобным образом, при помощи острого разума, вы сможете отличить хорошее от дурного. Харе Кришна.

В. Кришна говорит, что мы должны подняться над гунами, и вместе с тем Он говорит Арджуне выполнять свои обязанности кшатрия? Как разрешить это противоречие?
О. Кришна говорит Арджуне, что он должен сражаться как кшатрий, но посвятить Ему свой ум и разум. Когда мы действуем, посвятив Господу свои ум и разум, мы поднимаемся над гунами. Кришна не говорит: «Иди и сражайся в битве так, как Американцы воюют в Ираке». Он сделал условие: «Посвяти Мне свои ум и разум». Например, когда Прабхупада был на этой планете, он совершал многие поступки подобно обыкновенному человеку. Он строил храмы. Что нужно делать для того, чтобы строить храмы? Нужно нанимать архитектора, нужно нанимать строительную компанию, нужно покупать кирпичи и цемент. Прабхупада перевел и напечатал эти книги. Как вы знаете, Прабхупада жил в храме Радха Дамодары во Вриндаване. Он ездил в Дели и покупал там бумагу для книг. Затем он отвозил бумагу издателям, и лично стоял у них над головой, следя за тем, как идет процесс. Кто-то скажет, что это обычная деятельность. Но он делал это для Кришны. У нас могут быть разные навыки, разные способности, но мы должны использовать их в служении Господу.

В. Можно ли в Кали югу развить качества брахмана?
О. Да. Однажды, Прабхупада был в Индии. Вы знаете, в Индии эти так называемые святые становятся знаменитыми благодаря совершению чудес. Один человек спросил Прабхупаду: «Свамиджи, Вы можете сотворить чудо»? Он сказал: «Не могу, но одно чудо я сотворил. Я превратил тысячи млеччх в брахманов». Поэтому, определенно, эти качества можно развить даже в Кали Югу. Конечно мы не будем такими же стойкими брахманами как в Сатья-югу. В Трета-югу брахманы были настолько могущественными, что они могли зажигать огонь для жертвоприношений, просто произнося мантры. Они прокляли безбожного царя Вену, и он умер.