foto1 foto2 foto3 foto3 foto3

Главное меню

Подписка на новости

 Поскольку вчера в Торонто была Ратха Ятра, я вам расскажу истории в связи с ней, а затем мы поговорим о Бхагавад Гите. Возможно, вы заметили, что перед началом Ратха Ятры мы подметаем дорогу метлой. Вам должно быть интересно, почему мы делали это. Я расскажу вам историю в этой связи.

Давным давно, в Ориссе жил один царь, которого все знали как подметальщика. Вы можете сказать: «Как царь может быть подметальщиком? Царь — раджа, а подметальщики это бханги». Их считают низшей кастой. В Апреле я был в Пакистане. Когда Индия и Пакистан получили независимость, руководители Пакистана были очень хитрыми. Они оставили у себя всех бханги, чтобы было кому подметать улицы. Конечно, сейчас многие продвинулись в более высокие слои, но некоторые так и остались бханги.

Итак, давным давно, жил да был царь по имени Пурушоттама. Он был царем большей части Ориссы. Каждый год перед началом Ратха Ятры он выметал всю дорогу, по которой должна была следовать колесница Господа Джаганнатхи. Его называли царем-подметальщиком, бханги-раджей. Но он не обижался, потому что он был подметальщиком Господа. Быть бханги Господа — большая привилегия. И он был великим преданным Господа Джаганнатхи. В Ориссе была традиция, что ее правители всегда были преданными Господа Джаганнатхи. Джаганнатха означает Господь Вселенной. Вы знаете историю о Господе Джаганнатхе?

Давным давно жил один царь. Его звали Царь Индрадьюмна. Сегодняшние политики это легализованная мафия, в особенности, в таких странах как Индия или Россия. Царь Индрадьюмна был царем, сознающим Бога. У него было огромное желание поклоняться форме Господа. Поэтому он поручил скульптору по имени Вишвакарме вырезать форму Господа. Подобно тому, как у вас есть архитекторы, которые проектируют дома, Вишвакарма был архитектором полубогов. Вишвакарма сказал: «Хорошо, я сделаю это, но при одном условии. Никто не должен меня прерывать. Если кто-то прервет меня, я закончу». Царь согласился. Вишвакарма взялся за сотворение формы Господа, и прошло несколько месяцев, а он так и не выходил из комнаты. Царь начал нервничать. Он сказал: «Что с ним случилось? Прошло столько месяцев, а он так и не выходит». И случилось, что однажды он ворвался внутрь, чтобы посмотреть, что делает Вишвакарма. Как только царь вошел, Вишвакарма исчез. И в комнате он обнаружил формы Джаганнатхи, Субхадры и Баларамы, которые вы сейчас можете видеть.

Если посмотреть на эту форму, она выглядит незавершенной. Вы, конечно, преданные Джаганнатхи, и для вас это не является чем-то необычным. Но обычный человек, увидев ее скажет: «О, она не закончена. Руки и ноги втянуты вовнутрь, глаза очень большие». И царь начал сокрушаться: «Зачем я прервал работу Вишвакармы? Я должен был еще подождать»! И в то время, как он сокрушался, на сцене появился Нарада Муни. Нарада Муни сказал: «Нет, этой форме Господа поклоняются с незапамятных времен». Даже в Рамаяне Вальмики говорит, что Господь Рама просил брата Раваны поклоняться Господу Джаганнатхе. Поэтому Нарада сказал, что эта форма аутентична. Затем Царь Индрадьюмна построил храм и установил там божества. Я пытался узнать у многих преданных, сколько лет храму в Джаганнатха Пури. Год назад я встречался с руководством храма, но поверите вы или нет, никто не знал его возраст. Они все говорили, что ему несколько тысяч лет, по крайней мере, две.

Традиционно в храм в Джаганнатха Пури пускают только индуистов. У них очень строгие правила. Конечно, мы, вайшнавы, против этого. Прабхупада был совершенно против этого. Прабхупада говорил: «Джаганнатха Господь Вселенной. Как можно пускать туда только индуистов? Туда должны ходить любые вайшнавы». Они туда не пускали Харидаса Тхакура. Харидас Тхакур намачарья, воплощение Господа Брахмы, и он повторял святые имена триста тысяч раз в день. Он повторял святые имена с утра до вечера. Пока он не заканчивал свою джапу, он ни с кем не разговаривал, и ничего не ел и не пил. Он повторял святые имена около двадцати двух часов в день.

У меня есть один ученик в России. Он был офицером на флоте в Санкт Петербурге и преподавал в морской академии. Он преподавал у себя Бхагавад Гиту. Но в конце концов, он уволился. Каждый нирджал-экадаши он постится без воды и повторяет триста тысяч раз на каждый экадаши. Он начинает повторять в четыре утра и заканчивает в десять вечера. Поэтому даже сегодня это можно делать. Бхактисиддхантаджи тоже это делал.

Итак, Царь Индрадьюмна установил эти Божества, а Ратха Ятра уже проходит, по крайней мере, пять тысяч лет. Первая Ратха Ятра на этой планете проводилась пять тысяч лет назад. Знаете, зачем? Когда Господь Кришна уехал из Вриндавана в Двараку, бриджабаси во главе с Радхарани были очень опечалены, потому что для них жить без Господа даже секунду было невозможно. Мы находимся в таком обусловленном состоянии, что не можем этого понять. Когда мы говорим о любви гопи к Кришне, когда мы говорим о страданиях, которые испытывали гопи, когда Кришна уехал, для нас это выше крыши, потому что у нас нет того уровня любви или чистоты, который был у гопи.

Итак, Кришна уехал в Двараку, и Он распространил Себя в 16,108 форм. Когда Бог является, Он совершает непостижимые деяния. Нам с вами невозможно распространить себя даже в две формы. Вы сидите здесь, и если кто-то придет к вам домой и спросит, где мистер такой-то и такой-то, ему ответят, что вы ушли на сат-санг.

Радхарани и гопи знали, что по случаю солнечного затмения Кришна приедет на Курукшетру. Как вы знаете, Курукшетра находится в четырех часах езды от Дели. Даже сейчас во время солнечного затмения на Курукшетру приезжают миллионы людей. И поскольку бриджабаси знали, что Кришна приедет на Курукшетру, все они отправились туда. Конечно, сейчас мы едем на машинах, но в то время лошади были очень быстрыми. За ночь они преодолевали расстояние в восемьсот миль.

Итак, Радхарани и гопи приехали на Курукшетру, и очень обрадовались, когда увидели Кришну. Но Радхарани хотела видеть Кришну как пастушка из Вриндавана, а не как царя. Радхарани сказала Кришне, что не хочет видеть Его в одеждах царя. Потому что во Вриндаване гопи не поклоняются Кришне как царю. Кришна привлекал их, потому что Он всепривлекающий. Радхарани сказала: «Поехали во Вриндаван», - и Кришну на колеснице повезли из Курукшетры во Вриндаван. Так что первая Ратха Ятра на этой планете прошла пять тысяч лет назад.

Вы должно быть замечали, что у Господа Джаганнатхи очень большие глаза. Почему? Когда Кришна приехал на Курукшетру, Радхарани и гопи были в пандале. Кришна и Баларама захотели войти туда и послушать о чем они говорят, но когда Они пришли, Радхарани запретила Им войти. Как если вы захотите кого-то похвалить, вы не будете делать это ему в лицо, вы будете делать это за его спиной. Кришна и Баларама вышли, и прильнули ушам ко входу в пандал, чтобы послушать, о чем говорят Радхарани и гопи. И когда Они услышали о том, как Радхарани и гопи не могут жить без Кришны, Их глаза начали расширяться. Поэтому вы видите, что у Господа Джаганнатхи исключительно большие глаза.

Итак, я рассказывал вам историю, что в Ориссе жил царь-подметальщик, и каждый год перед Ратха Ятрой он выметал всю дорогу, по которой должен будет проехать Господь Джаганнатха, метлой с золотой ручкой. Цари всегда совершают набеги на других царей, и этот Царь Пурушоттама захотел напасть на Царя Нрисимху, который правил Северной Ориссой. Царь Пурушоттама знал, что Царь Нрисимха был очень сильным, поэтому когда его войско подошло к границе Царя Нрисимхи, они заключили мирный договор и договорились, что Царь Пурушоттама возьмет в жены его дочь по имени Падмавати.

На следующий год Царь Пурушоттама пригласил Царя Нрисимху на Ратха Ятру. Он сказал, что приезжает особый ВИП-гость, и организовал Ратха Ятру очень с большим размахом. Но Царь Нрисимха не приехал, а послал вместо себя своего Премьер-министра. Премьер-министр приехал и увидел, что Царь Пурушоттама подметает дорогу. Премьер-министр вернулся и доложил Царю Нрисимхе, что Царь Пурушоттама подметальщик, бханги, и что за него нельзя выдавать замуж Падмавати. Тогда Царь Нрисимха отменил брак.

Когда Царь Пурушоттама услышал эту новость, он почувствовал себя очень оскорбленным. Он сказал: «Я не возражаю против того, чтобы они обзывали меня лично. Но я подметальщик Господа Джаганнатхи, Господь Вселенной. Этот человек совершил большую апарадху Господу Джаганнатхе». Он сказал: «Я проучу этого царя», - и в страсти он вместе со своей армией отправился напасть на Царя Нрисимху, но проиграл сражение. Когда он потерпел поражение, он расстроился: «Я сражался за Господа Джаганнатху, как я смог проиграть»?

Царь вернулся к себе и отправился к садху-грихастхе и рассказал ему всю историю. Тогда садху спросил его, получил ли он разрешение у Господа Джаганнатхи перед тем как напасть на Царя Нрисимху. Он сказал, что был настолько охвачен страстью, что сразу как получил новость о том, что его назвали бханги, он отправился в поход на Царя Нрисимху. Он отправился к Господу Джаганнатхе, рассказал Ему всю историю и извинился за свой проступок. Господь Джаганнатха сказал ему: «В ближайший Экадаши вновь отправляйся в поход на этого царя, и Я с Моим Братом будем сражаться на твоей стороне».

Хотя царь никак не мог понять, как Джаганнатха и Баларама будут сражаться на его стороне, он все равно пришел в восторг, и вскоре весть об этом разнеслась по всему городу. Поэтому все жители решили отправиться сражаться вместе с Господом Джаганнатхой и Баларамой. Но царь все равно медитировал на то, как это произойдет.

Итак, Царь Пурушоттама вновь отправился в поход уже с большей армией. И во главе армии Царя Пурушоттамы ехали два воина на лошадях: один на черной, а другой на белой. По дороге эти воины остановились в одной деревне, чтобы попить пахты. После того, как Они попили, молочница попросила Их заплатить. Они сказали, что у Них денег нет, но за ними идет Царь Пурушоттама со своей армией, и он заплатит. И они вручили ей кольцо, чтобы она передала его Царю Пурушоттаме. Когда позже приехал Царь Пурушоттама со своей армией, молочница сказала: «Царь, ты должен мне деньги за два стакана пахты. Два прекрасных воина, один на черной лошади, а другой на белой, приехали и попросили у меня пахты. И они сказали, что ты за них заплатишь. И они дали мне кольцо, чтобы я передала его тебе».

Царь взял это кольцо, и увидел, что оно в точности такое, какое Господь Джаганнатха носит на алтаре. Таким образом Господь Джаганнатха дал ему понять, что Он сражается в битве, и чтобы он не беспокоился. Царь был уверен, что они победят, и они победили. Тогда Царь Нрисимха отправил свою дочь Падмавати в Джаганнатха Пури, но Царь Пурушоттама отказался брать ее в жены. Он сказал: «Она дочь царя, который оскорбил Господа Джаганнатху, назвав меня подметальщиком. Я не возьму ее в жены».

Тогда Царь Нрисимха вручил своему Премьер-министру свою дочь и попросил его найти самого культурного подметальщика, за которого можно было бы выдать ее замуж. На следующий год опять состоялась Ратха Ятра, и опять Царь Пурушоттама подмел всю дорогу, а затем вымыл ее розовой водой. И тогда Премьер-министр вышел на площадь и объявил: «Сегодня я собираюсь выдать Падмавати за самого культурного подметальщика в этом царстве». И тогда Падмавати выдали замуж за царя.

У этого царя был сын по имени Царь Пратапарудра. Царь Пратапарудра был очень осознающим Бога царем. Он правил Ориссой в то время, когда на этой планете был Господь Чайтанья. Пятьсот лет назад Бенгалией правил царь-мусульманин, а Ориссой царь-индуист, поэтому многие садху-индуисты покинули Бенгалию и перебрались в Джаганнатха Пури. У Царя Пратапарудры было огромное желание увидеться с Господом Чайтаньей, но Он был строгим санньяси, а санньяси не общаются с мирскими людьми, имеющими дело с деньгами и женщинами. Поэтому Он продолжал отказывать ему, но Он делал это для того, чтобы усилить его желание служить.

Тогда Господь Нитьянанда сказал: «Если Ты не хочешь дать даршан царю, то дай ему что-нибудь из Своей одежды, чтобы он ей поклонялся». Тогда Господь передал царю Свое дхоти, и царь стал поклоняться ему как Самому Господу Чайтанье. Но Царь Пратапарудра все равно сгорал от желания получить даршан Господа Чайтаньи. Тогда Господь Чайтанья сказал, что он не даст даршан царю, но встретится с его сыном. Сына царя привели к Господу Чайтанье, и его тело было темного цвета, и он был одет в желтые шелковые одежды и украшения, как Господь Кришна. Когда Господь увидел его, Он обнял его и сказал, что он напомнил Ему Кришну. И когда Он обнял его, мальчик запрыгал в экстазе любви к Богу, выкрикивая: «Кришна! Кришна! Кришна!»

Когда через несколько дней он вернулся домой, царь сказал ему: «Ты настолько удачлив! Ты получил даршан Господа Чайтаньи. Я сгораю от желания получить даршан, но не могу получить его». Тогда царь обнял своего сына, и его тоже охватила экстатическая любовь к Богу. Это подобно тому, как один человек заболевает, и общаясь с ним, заболевает другой, а общаясь с ним заболевает третий. Поэтому в Америке не разрешают провозить на самолете фрукты и овощи из Индии.

Царь Пратапарудра следовал своей семейной традиции, поэтому перед началом Ратха Ятры он тоже подмел всю дорогу по которой должна будет пройти колесница Господа Джаганнатхи и вымыл ее розовой водой. После этого началась Ратха Ятра. Между Кришной, Джаганнатхой и Чайтаньей Махапрабху нет разницы: сеи кришна сеи джаганнатх сеи гаура. Во время Ратха Ятры Господь Чайтанья лично организовывал киртан. Каждую ратху окружали семь групп киртана: четыре впереди, одна слева, одна справа и одна позади. И в каждой группе были два игрока на мридангах и восемь игроков на караталах. Вы можете себе только вообразить, насколько громким был киртан.

Господь Чайтанья был очень доволен смирением царя, и Он дал ему особое видение. Господь Чайтанья танцевал одновременно во всех семи группах, и каждый думал, что Господь Чайтанья танцует именно в его группе. И только несколько преданных могли видеть эту божественную лилу Господа. Одним из них был Царь Пратапарудра. Господь доволен, когда мы совершаем для Него смиренное служение. Иногда мы приходим в сознание Кришны, но хотим занимать какую-нибудь руководящую должность. Одна из хороших вещей в гурудварах у сикхов — это то, что чем более высокое положение они занимают, тем более смиренное служение они хотят выполнять. Например, мне рассказывали, что в Индии в гурудварах люди ждут по несколько лет, чтобы получить возможность охранять обувь приходящих туда людей.

Мы должны научиться этому. Господь Чайтанья был очень доволен, когда увидел, что царь совершает бханги-севу. Поэтому Господь Чайтанья сказал нам, что если мы хотим находиться в положении, где мы сможем повторять святые имена постоянно, мы должны:

тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийа сада харих

Тринад апи суничена означает, что мы должны быть смиреннее травинки. Господь Чайтанья это Всевышний Господь, который явился как преданный. Он приказал своим последователям написать много книг, но Сам оставил после Себя только восемь стихов, которые называются Шикшаштака. Но в этих восьми стихах Господь Чайтанья суммировал всю Ведическую литературу. Итак, господь Чайтанья говорит, что если вы хотите находиться в положении, где вы сможете повторять святые имена все время, необходимы три вещи. Первое — это быть смиреннее травинки. Когда вы ходите по траве, вы наступаете ей на голову. Если кто-нибудь наступил вам на голову, вы бы стерпели это? Нет. Даже если кто-то случайно наступит вам на ногу, вы скажете: «Вы что, слепой»!? Мы постоянно наступаем траве на голову, но она не возмущается.

Затем Господь Чайтанья говорит быть терпеливее дерева. Только посмотрите, насколько терпеливо дерево. В жаркий день вы укрываетесь под тенью дерева. В сезон дождей вы укрываетесь под деревом от дождя. Когда очень холодно, бедняки рубят деревья на дрова. Дерево очень терпеливо. Когда жарко, вам нужен кондиционер, когда холодно, вам нужен обогреватель, но дерево продолжает стоять на улице.

Затем Он говорит оказывать почтение другим, не ожидая почтения взамен. Наш принцип — это «зуб за зуб». Я буду уважать тебя, если ты будешь уважать меня. Ты скажешь мне хорошее слово, я в ответ скажу тебе два хороших слова. Ты дашь мне пощечину, в ответ я дам тебе две пощечины. Но Господь Чайтанья говорит, что даже если никто не оказывает вам почтение, вы должны оказывать почтение всем. Вы скажете, что это очень трудно, что вас с детства приучали к философии «зуб за зуб», это совершенно новая философия. Да, но это философия, которая позволит вам вернуться назад к Богу. Если вы хотите оставаться в самсаре материального мира, вы можете придерживаться своей философии. Но если вы хотите вернуться назад к Богу, вы должны заплатить цену. Ничто не бывает бесплатно.

Поэтому Кришна тоже называет нам цену. Но к счастью, эта цена не в долларах. Кришна говорит:

сарва дхарма паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшаишйами ма шучах

Оставь все виды религиозности и предайся Мне, и Я защищу тебя. Кришна не говорит, что мы можем заниматься своей чепухой, и Он защитит нас. Нет. Он говорит, что мы должны оставить свои материальные желания, и тогда Он защитит нас. Мы должны научиться предаваться на условиях Кришны, а не на наших условиях. Наши условия означает, что я буду служить Кришне только если Он даст мне то, чего я хочу.

Я очень доволен, что вы проводите программы Бхакти-врикша. Пожалуйста, продолжайте изучать Бхагавад Гиту. Бхагавад Гита суть всей Ведической литературы. Однажды я был с Прабхупадой в Бомбее, и он сказал: «Кто сказал, что Бхагавад Гита это религиозная книга!? То, о чем говорится в Бхагавад Гите верно для всех. В Бхагавад Гите Кришна говорит, что вы не тело, а душа. Бхагавад Гита говорит духкхалайам ашашватхам. Бхагавад Гита говорит, что тело проходит через шесть стадий развития. Ведь это верно и для христиан, и для мусульман и для других». В Бхагавад Гите нет ничего индуистского или сектантского. Бхагавад Гита это книга знания для всего человечества. Бхагавад Гиту перевели более чем на сто языков мира, и люди читают ее по всему миру. Пожалуйста, изучайте ее. Харе Кришна.